Skip to content
 

Немного о крейсерах вообще и о «Белфасте» в частности

Наш админ, он пятью шесть = венник. А я – кабинетная… ну, скажем, ондатра. Вот он ездит по Лондонам и Парижам, а я сижу, книжки перелистываю. А примазаться хочется… Так что я тут малость поболтаю про крейсера. Тем более, что история этого класса пароходов в высшей степени колоритна и интересна, а сами они очень красивы, причём всегда были красивыми, и в середине XIX века, и в середине ХХ-го. По-разному, конечно, но – всегда.

Значит, корабль-музей «Белфаст». А вот, кстати…

Каких только видов, подвидов и назначений крейсера не знает история парового флота! Броненосные, бронепалубные и безбронные, 1-го, 2-го и 3-го рангов, минные и гидро, вспомогательные и авизо, для действий в составе боевой линии эскадры и для лидирования атак миноносцев, для защиты своих коммуникаций и нападения на чужие, для ближней разведки в интересах соединения и дальней разведки в интересах флота…

Водоизмещение у кораблей с таким названием бывало и всего несколько сотен тонн (например, 615 т у русских «архангельских» клиперов постройки 2-й половины 1850-х годов; минные крейсера я здесь в расчёт не принимаю).

Архангельский клипер
И это тоже крейсер. Архангельский клипер «Опричник», 1856 г.

А бывало и под 20 000 т (например, русский же «Рюрик», не тот, что погиб в 1904 году в Японском море, а второй броненосный крейсер с таким названием, переданный флоту в 1909 году – 15 200 т. В это раз я не принимаю в расчёт линейные крейсера, которые принято рассматривать наряду с линейными кораблями, что совершенно справедливо).

Главный калибр у «классических», т.е. артиллерийских, крейсеров тоже разнился более чем значительно. Так, например, тип немецких крейсеров, к которому принадлежит знаменитый «германо-турецкий» «Бреслау», по проекту имел 12 пушек калибра 105 мм. А тот же «Рюрик» – заметьте, современник «Бреслау», – имел 4 десятидюймовки (254 мм). Чтоб было ясно, скажу, что вес снаряда у этих двух калибров различается примерно в 15 раз. Но и тот, и другой – крейсера.

Вроде бы и тот, и другой – крейсера, к тому же современники. Но различия разительные.
Бреслау
«Бреслау»
Рюрик
«Рюрик»

Облик крейсеров, их предназначение, потребности флота в типах и количестве кораблей данного класса – всё это сильнейшим образом различалось в разное время и у разных авторитетов: флотоводцев и морских теоретиков, кораблестроителей и политиков. Однако, начиная с 1920-х годов, можно сказать, что ведущая роль отошла к последним – к политикам.

Потому что после Первой мировой войны развитие флотов ведущих морских держав стало определяться явлением, ранее, пожалуй, невиданным, – стремлением к сдерживанию гонки морских вооружений. Что вылилось в ряд ограничительных договоров, действие которых продолжалось почти до начала Второй мировой.

Подходим на шаг ближе к «Белфасту».

Первым таким соглашением стал договор между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией, подписанный в результате Вашингтонской конференции 1922 года. В этом документе для крейсеров устанавливались предельные характеристики: водоизмещение не более 10 000 т, калибр артиллерии не более 203 мм. Именно такие пароходы принято называть «вашингтонскими крейсерами».

А что же с менее мощными кораблями, понастренными в больших количествах перед и в ходе Первой мировой? Только у Англии их было более 50… Их – на слом, а вместо них быстро-быстро строить «вашинтонские»? Так это ж бешеные деньги; и потом, столь могучие корабли, как «вашингтонцы», выглядели явно избыточными для выполнения некоторых функций, возлагавшихся на крейсера в то время. Например, скауты – небольшие быстроходные корабли, предназначенные для разведывательной, посыльной, противоминоносной деятельности при эскадре (как тот же «Бреслау»), – зачем им обязательно восьмидюймовки? (8 дюймов – это те самые 203 мм).

И в 1930 году в итоговом документе Лондонской конференции появились два подкласса крейсеров – тяжёлые и лёгкие. Более того, появилось определение самого понятия «крейсер». (Примечание перед цитатой: названием «капитальные корабли» (capital ships) объединялись линейные корабли и линейные крейсера – самые мощные типы артиллерийских кораблей).

«Крейсера – это надводные корабли, кроме капитальных кораблей и авианосцев, стандартное водоизмещение которых превышает 1850 т (английских «длинных» тонн по 1016 кг) и вооружённые артиллерией калибром свыше 5,1 дюйма (130 мм). Крейсера делятся на две категории (подкласса): «А» – с артиллерией калибром свыше 6,1 дюйма (155 мм); «Б» – с артиллерией калибром до 6,1 дюйма». Первые стали называться тяжёлыми, а вторые – лёгкими.

Вот мы сделали второй шаг к «Белфасту», поскольку он относился к подклассу лёгких крейсеров. А третий связан с тем, что Лондонская конференция установила предел не только по характеристикам, но и по суммарному тоннажу кораблей каждого из подклассов, которые дозволялось иметь каждой из стран-участниц.

Суммарный тоннаж при заданном максимальном водоизмещении – это, как нетрудно догадаться, легко пересчитывается в количество единиц – кто ж станет намеренно занижать тоннаж своего корабля, когда у возможного соперника однотипные единицы будут построены «на пределе»! Поэтому все крейсера, и тяжёлые, и лёгкие, с тех пор стали практически равновеликими: около 10 000 т.

И все принялись строить корабли в рамках своих квот. Англия, разумеется, тоже. Непосредственными предшественниками «Белфаста» и однотипного «Эдинбурга» стали превосходные лёгкие крейсера типа «Таун» – все они носили названия городов Соединённого королевства. «Тауны» имели стандартное водоизмещение более 9 тыс. т (полное – более 11,5 тыс.), бортовую броню с максимальной толщиной 4,5 дюйма (114 мм) и по 12 шестидюймовых (152 мм) пушек главного калибра.

Они вступали в строй, начиная с середины 1930-х годов. А в это время…

А в это время японцы уже построили все тяжёлые крейсера, которые были им разрешены лимитом Лондонской конференции. И пошли на хитрость: следующую четвёрку лёгких крейсеров, тип «Могами», сделали необычайно мощной: не 8, не 12, а 15 стволов калибром 155 мм в пяти трёхорудийных башнях. Уже в таком виде «Могами» вплотную приближались по мощи к тяжёлым крейсерам, для которых в то время типичным было вооружение из 8 восьмдюймовых (203 мм) пушек. Но коварные японцы пошли дальше.

Вес залпа 15 шестидюймовок (я округляю, 155 мм – это, как уже сказано, не 6, а 6,1 дюйма, но это пустяковая разница) составляет примерно 80% от веса залпа восьми восьмидюймовок – вполне сравнимо. Но вот бронепробиваемость… Ясно, что у 203-мм снаряда она выше, чем у 155-мм. Поэтому сыны Аматэрасу ещё в проекте предусмотрели возможность установки двухорудийных 203-мм башен на место трёхорудийных 155-мм. Что, собственно, впоследствии и сделали.

Неизвестно, знали ли американцы об этом японском замысле, но и сами по себе 15-пушечные крейсера вызвали у них законное беспокойство. И они заложили в ответ на «Могами» свою серию «Бруклинов» – тоже с пятью трёхорудийными шестидюймовыми башнями. Правда, «Бруклины» не перестраивались – американцам это было ни к чему, их промышленность за годы войны построила множество крейсеров обоих подклассов по более совершенным проектам, чем «Бруклин».

Три попытки построить самый мощный «лондонский» лёгкий крейсер
Могами
Японцы: «Могами»
Бруклин
Американцы: «Бруклин»
Белфаст
Британцы: «Белфаст»

А что ж англичане? Они знали про 15-орудийные «Могами» у вероятного противника и про столь же многоствольные «Бруклины» у очевидного соперника. Понятно, им тоже захотелось сделать себе «сверхмощный» лёгкий крейсер. Делать его они решили на базе проекта «Тауна».

Только вот пять башен они позволить себе не могли. Возникали проблемы с эксплуатацией кораблей, так как множество сухих доков Британской империи имели вполне конкретный размер – 187,5 м. Конечно, были и более длинные, но, если в них ставить крейсера, то где тогда ремонтировать линкоры и авианосцы? Так что надо было уложиться практически в длину «Тауна».

Это означало, что корабль должен нести четыре четырёхорудийные башни.

Далее оказалось, что обводы кормовой оконечности не дают нужных объёмов для столь многоствольных установок – под боезапас и системы его подачи. Кормовую, четвёртую башню пришлось поднять до уровня полубака – вот почему под ней появился этот ненужный на первый взгляд высокий барбет. Чтобы сохранить линейно-возвышенное расположение главной артиллерии, «вторую с конца» башню тоже пришлось поднять на уровень выше. Минусом такой коллизии стало некоторое снижение запаса остойчивости, плюсом – улучшение условий стрельбы главной артиллерии в свежую погоду.

Стали проектировать собственно артустановки. Вообще-то четырёхорудийные башни в судостроительной практике встречались – такие несли французские линкоры (иногда их называют линейными крейсерами) «Дюнкерк» и «Страсбург», построенные раньше «Белфаста», и английская пятёрка «Кингов Джорджей V», проектировавшихся примерно в то же время, что и наш герой.

Но то линкоры, они большие. А тут – крейсер, он маленький (сравнительно, конечно). И то, что вполне годилось для «Дюнкерка», «не прокатило» на «Белфасте».

Имеется в виду установка орудий попарно в двух люльках. В габаритах крейсерской башни они оказались слишком близко друг к другу: при стрельбе газы из одного ствола оказывали слишком сильное влияние на снаряд, выпущенный из другого. Надо было увеличить межосевое расстояние минимум до пяти футов – а было оно 3,5 фута. Но, чтобы это сделать, надо было увеличить габариты башни, что при заданной длине вело к значительному ограничению секторов обстрела, а при заданных углах обстрела – к увеличению длины корабля. А тогда – лучше уж пять трёхорудийных; но это неприемлемо… Круг замкнулся, башни остались трёхорудийными, как на «Таунах».

Но проект-то разрабатывался под 16 орудий! Получилась экономия веса, которую благополучно использовали для усиления бронирования и увеличения количества зенитной артиллерии.

Вот так и получился «Белфаст». Его заложили в декабре 1936 года, спустили на воду в марте 1938-го, ввели в строй – в составе Флота метрополии – в августе 1939-го. Успели…

Оба крейсера честно тянули военную лямку. Участвовали в облаве на «Бисмарка», правда, не на главных ролях. Потом ареной их деятельности стала Арктика – трассы северных конвоев в СССР. Там они оба прославились. Слава «Эдинбурга» печальна: этот крейсер известен тем, что был 29 апреля 1942 года торпедирован немецкой подлодкой U-456. Затем был долгий, вполне геройский и результативный бой с самолётами и эсминцами. Немцев отогнали, но корабль получил ещё одну торпеду и, неспособный уже никуда дойти, был затоплен своим эсминцем «Форсайт».

Мало ли боевых кораблей было торпедировано, погибло? Но «Эдинбург» выполнял особую миссию – вёз в Англию советское золото, предназначенное в оплату военных поставок. Поэтому о нём на протяжении десятилетий много писали в изданиях самого широкого профиля. Последний всплеск был совсем недавно, когда удалось найти корабль и снять с него часть этого самого золота…

Звёздный час «Белфаста» наступил в самом конце декабря 1943 года, когда он на пару с тяжёлым крейсером «Норфолк» обнаружил у мыса Нордкап немецкий рейдер, линкор «Шарнхорст». Полярной ночью, в 7-балльном ледяном море, крейсера вступили с ним в бой и не отпускали врага до подхода линейных сил, каковые с ним и покончили.

Потом «Белфаст» сопровождал авианосцы в атаке на «Тирпиц», укрывшийся в норвежском фиорде, поддерживал огнём высадку десанта в Нормандии…

Но это, как говорится, другая история. А эту – историю создания крейсеров типа «Белфаст» – хочу закончить короткой сводкой тактико-технических характеристик этого корабля. Самого мощного из всех когда-либо построенных в Британии лёгких крейсеров. Единственного в Европе крупного артиллерийского корабля Второй мировой войны, ставшего памятником.

ТТХ на момент постройки:

Длина наибольшая, м 190,17
Ширина, м 19,32
Стандартное водоизмещение, т 10 000
Мощность 4-вальной паротурбинной установки, л.с: 82 500
Скорость при стандартном водоизмещении, уз: 32,5
Бронирование, мм
– борт в районе погребов и машинных отделений 114
– лоб башен 102
– борта и крыши башен 50
– палуба 32
– крыши погребов боезапаса 50
Артиллерия, мм (в скобках – боезапас на ствол):
– главный калибр 4 × 4 – 152 (200)
– зенитные пушки 6 × 2 – 102 (200)
– зенитные автоматы 2 × 4 – 40 (1800)
– зенитные пулемёты «Виккерс» 2 × 4 – 12,7 (2500)
Торпедные аппараты 2 × 3 – 533 мм
Противолодочное вооружение 21 глубинная бомба Mk-VIII

На крейсере базировались три гидросамолёта Супермарин «Уолрус», для их взлёта имелась одна пороховая катапульта. С 1942 года «Белфаст» имел радиолокаторы нескольких типов, что сыграло очень важную роль в бою у мыса Нордкап.

* * *

Ещё морская тематика:

Что нам «Бисмрк»?

Скептикам в посрамление

1000 боеголовок у США и России. Война продолжается

Подводные ракетоносцы Союза

Флот адмирала Риковера

К Дню Военно-морского флота России

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*