Skip to content
 

К Дню Военно-морского флота России. Продолжение-4

Предыдущая

Начало

29 марта 1877 года у тихоокеанского побережья Южной Америки двум английским крейсерам пришлось вступить в бой с перуанским монитором «Хуаскар» (вверху) – стареньким, маленьким, низкобортненьким, тихоходненьким кораблём с двумя старенькими, дульнозарядненькими пушками – правда, приличного калибра 254 мм. Водоизмещения в нём, построенном, кстати, теми же англичанами, было меньше 2000 т.А из англичан «Шах» (нижнее фото) был очень большим, за 6000 т, железным крейсером, второй был решительно меньше.

«Хуаскар»
«Шах»

По количеству пушек англичане имели многократное преимущество, далеко опережали перуанца по скорости. Бились они, бились, и эти два крейсера – заметьте, специально предназначенные для таких вот разборок в любой точке мирового океана, вдали от Туманного Альбиона, – так и не смогли нанести серьёзных повреждений вражескому кораблю.

Бронированному! Пусть и не очень толсто, но, как оказалось, достаточно, чтобы защититься в этой дуэли. «Хуаскар» вообще ни разу не попал в корпуса английских кораблей: и стреляли перуанцы плохо, и дистанцию выбирали англичане, пользуясь преимуществом в скорости.

С английскими крейсерами в результате ничего плохого не произошло. А если б противник был чуть поопытнее, чуть побыстроходнее, подальнобойнее? Что сталось бы с большими, высокобортными англичанами? А ведь в другой раз именно так могло и получиться… В общем, лорды в Адмиралтействе окончательно убедились, что крейсера тоже хорошо бы защищать бронёй.

А вот наши корабелы и адмиралы поняли это раньше. И не только поняли, но и принялись воплощать. Естественно, на Балтике.

Первыми кораблями, сознательно предназначенными для крейсерских операций, стали «Генерал-адмирал» и «Александр Невский»; последний в некий прекрасный момент переименовали в «Герцога Эдинбургского» – из уважения к этому достойному джентльмену, соизволившему почтить своим присутствием церемонию официальной закладки этого парохода.

Заложили их в 1870-м, «Генерал» был «принят в казну» в 1875-м, «Герцог» – в 1877-м. Идея: мореходный, хорошо защищённый корабль с большой дальностью плавания, с артиллерией, достаточной для боя почти с любым противником, какого можно встретить в отдалённых пустынных районах океана, вне зоны действий основных сил основных морских держав. Поэтому – полноценное парусное вооружение, броневой пояс по ватерлинии, шесть восьмидюймовок (203 мм) побортно на спонсонах на верхней палубе и две шестидюймовки (152 мм) на поворотных платформах в оконечностях. У «Герцога» восьмидюймовок было четыре.

«Генерал-адмирал» – фото и схема. Его систершип «Герцог Эдинбургский» выглядел практически так же. Эти русские крейсера внешне похожи на английского «Шаха»; но надо помнить, что они, в отличие от последнего, были бронированными

«Генерал-адмирал»

«Генерал-адмирал»

Здесь надо сказать, что с вооружением у русских кораблей того периода разобраться очень трудно. Его состав пересматривался на стадии выработки требований, на стадии проектирования, в процессе постройки, потом в первые годы службы, а в последующие годы – тоже, может быть, не так интенсивно. А потом ещё менялся, совсем капитально, когда устаревший, но остающийся в составе флота корабль переводили в другое качество – то в учебный артиллерийский, то в минный заградитель… Эта парочка, например, прослужила более 40 лет, в Первую империалистическую они были уже минными транспортами; и ещё повоевали во Вторую мировую в качестве плавбаз минно-тральных сил.

Вернёмся в XIX век. Водоизмещение этих крейсеров планировалось где-то около 4800 т, а вышло порядка 5300 – было почти на 1000 т больше, чем у «Князя Пожарского», хотя последний, как мы помним, делался как «просто броненосец», то есть для боя с ЛЮБЫМ возможным противником. Вот оно, становление классов в паровом флоте…

«Генерал-адмирал - рангоутный броненосный крейсер»

Это тоже «Генерал-адмирал», но под парусами.

Опять, как в случае с «Петром Великим», корабли получили приличный решпект: в английском парламенте говорили, что «русским первым удалось осуществить идею броненосных крейсеров с броневым поясом по ватерлинии».

А вот артиллерия стояла на верхней палубе вне броневого прикрытия. За то, что на верхней палубе, корабли поначалу назвали корветами. Потом, из уважения к размерам и мощи, переименовали во фрегаты. Правда, не броненосные, а полуброненосные – за то, что пушки установлены не за бронёй.

В 1880-м «Генерал-адмирал» ушёл на Тихий океан… А англичанам пришлось строить специальные броненосные крейсера «в противовес» нашим и отправлять их на Дальний Восток, где раньше они броненосного флота не держали.

Идея сильного корабля для одиночного крейсерства была развита в следующей паре: «Дмитрий Донской» (вошёл в строй в 1885 году) и «Владимир Мономах» (1883 г.). Точнее говоря, эти корабли были не прямыми наследниками «Генерал-адмирала», а скорее «продолжателями его дела». Их проект разрабатывался «от «Минина», водоизмещение было примерно таким же – заметно более 5500 т, артиллерия включала 14 × 152-мм пушек и 2 × 203-мм; есть данные, что «Мономах» нёс 4 × 203 мм. Восьмидюймовки располагались на верхней палубе, а шестидюймовки – в закрытой, но небронированной батарее. Значит: фрегат, раз батарея закрытая; полуброненосный, раз она не бронирована. Ну, а потом они, так же как «Адмирал» с «Герцогом», стали крейсерами I ранга.

«Дмитрий Донской» (первый) и «Владимир Мономах» (второй). Фото «Донского» более раннее, а «Мономах здесь такой, каким он был при Цусиме – после переоборудования с заменой артиллерии. Старые 8- и 6-дюймовки сняли, поставили 5 новых, скорострельных 6-дюймовых и сколько-то 120-мм пушек. Примерно то же к тому времени было проделано и с «Дмитрием Донским»

«Дмитрий Донской»

«Владимир Мономах»

«Мономах» ушёл на Дальний Восток уже в 1884 году и провёл там почти 20 лет, за исключением ремонтов на Балтике. «Донской» стал базироваться на Владивосток с 1892 года.

До сих пор в строительстве броненосных кораблей «не самого большого водоизмещения» всё шло более или менее линейно: все три описанные (здесь и в предыдущем посте) пары имели броневой пояс вдоль всей ватерлинии и бортовое расположение основной артиллерии. А ближе к середине 1880-х годов произошёл интересный «прыжок в сторону».

Водоизмещение броненосного фрегата «Адмирал Нахимов» «подпрыгнуло» сразу почти до 8000 т. Но это ещё что! Он стал первым нашим крейсером с башенной, точнее, барбетной, установкой артиллерии главного калибра: восемь его восьмидюймовок располагались попарно в четырёх барбетах, расположенных как бы в углах ромба, т.е по одному в носу, в корме и примерно посередине каждого борта. Такое расположение, по идее позволяло стрелять восемью орудиями в нос и корму и шестью – в очень широком секторе на борт.

«Адмирал Нахимов», фото и схема (схема – из «Морской коллекции» журнала «Моделист-конструктор»)

«Адмирал Нахимов»

«Адмирал Нахимов»

Надо объясниться, что такое барбеты. Но, знаете, я собрался сделать это в следующем посте, где будут два примерно одинаковых броненосца, только один с пушками в башне, а другой – в барбете. Здесь лишь скажу, что барбет – это неподвижное броневое прикрытие кольцевой, грушевидной или овальной формы, внутри которого пушки установлены на вращающейся платформе. И пушки эти, ясное дело, выступают над верхней кромкой барбета; зато все механизмы, боезапас, бóльшая часть прислуги находятся за хорошей защитой. А пушки – что ж, они как цель невелики и к тому же достаточно крепки сами по себе, мелким снарядом их не повредишь, а крупным – поди ещё попади…

Немалое время «Адмирал Нахимов» считался одним из сильнейших крейсеров мира. Войдя в строй в 1887 году, уже в 1888-м он ушёл… опять вы правы: на Дальний Восток.

Пока эти берега дружественны...

«Адмирал Нахимов» у берегов Японии, 1890 год. В то время у нас не было сколько-нибудь серьёзной базы на Дальнем Востоке, поэтому русским кораблям приходилось ремонтироваться в японских портах, а большинству – ещё и зимовать в них

Оговорюсь: не все корабли, про которые я здесь пишу «ушёл на Дальний Восток», оставались там после этого на постоянной основе. Однако, во-первых, многие таки остались; а во-вторых, сама по себе такая закономерность – построили – и на Восток – достаточно ясно говорит о приоритетах тогдашней нашей геополитики.

Следующий крейсер, «Память Азова», «вернулся на круги своя»: он принадлежал к той же линии броненосных крейсеров, от «Пожарского» до «Мономаха» и далее до «Громобоя». Он вступил в строй в 1890 году; но к этому времени на Чёрном море уже ходили под Андреевским флагом три мощных эскадренных броненосца, а на Балтике шла постройка специальных балтийских «полуэскадренных» броненосцев, как я их обозвал в одной из предыдущих серий.

Вот о них, видимо, и поговорим в следующий раз.

«Память Азова»
«Память Азова». Всё, тип русского океанского броненосного крейсера сложился…

Дополнение

Следующая и Дополнение к ней

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*