Skip to content
 

К Дню Военно-морского флота России. Продолжение

Броненосная плавучая батарея «Первенец»

Начало

Вот она, спешка! Опечатка вышла у меня в конце прошлого поста. Там я хотел сказать не о «1970-х годах XIX века», и не «в 1970-х годах началось». Ну, ясно же, что единая Германия возникла раньше. Либо уж позже, если говорить про объединение ГДР с ФРГ. Надеюсь, вы поняли, что речь идёт о 1870-х годах.

Ну, ладно, давайте посмотрим, какой расклад сложился к этим самым 1870-м годам.

Незадолго до них случился последний результативный военно-морской рывок Франции. Спустив на воду первый в мире мореходный броненосец «Ла Глуар», она с технической точки зрения «сделала» Англию. Мореходный – значит, способный далеко и надёжно плыть в открытом океане. Броненосцы немножко строились и до этого, но они были тихоходны, не держали серьёзного волнения и имели очень ограниченную дальность плавания.

«Ла Глуар»
«Ла Глуар». После успеха бронированных плавучих батарей в боевых действиях Крымской войны французы решили, что мореходные корабли тоже должны быть бронированными. И реализовали это решение — первыми в мире

«Глуар» был деревянным парусно-паровым линейным кораблём, с которого для облегчения срезали одну из закрытых орудийных палуб и сплошь покрыли борта бронёй 120-мм толщины – от носа до кормы, от верхней палубы до немного ниже ватерлинии. И ни одно ядро, и уж тем более тонкостенный снаряд бомбической пушки, ту броню пробить не могло.

Французы быстренько стали строить ещё десяток таких деревянно-броненосных кораблей – стремились воспользоваться своим техническим прорывом. А англичане, справедливо решив, что надо отвечать всерьёз, поступили, как третий поросёнок: стали строить свои первые броненосцы сразу железными. Французы, конечно, тоже с железным судостроением отставать не собирались.

«Уорриор»
Первый британский броненосец — батарейный «Уорриор». Он был значительно крупнее «Глуара», так же бронирован и сильнее вооружён

И опять первейшим смыслом военно-морского соперничества для туманного Альбиона стало соревнование с прекрасной Францией, которая, казалось, могла отыграть позиции: с появлением броненосцев прежние деревянные линейные флоты, с которыми Британия была владычицей морей, разом и практически до нуля потеряли свою боевую ценность.

Английским ответом на «Глуар» стали железные «Уорриор» (1861 г.) и «Блэк Принс» (1862 г.) со 114-мм бронёй. Они, а в ещё большей степени знаменитый бой на Хэмпстонском рейде 9 марта 1862 года между «Монитором» – маленьким башенным броненосцем северян с двумя большими пушками – и большим 9-пушечным казематным броненосцем южан «Вирджиния» – породили в мире широкомасштабный броненосцестроительный ажиотаж.

Бой «Монитора» с «Вирджинией»
Знаменитый бой на Хэмпстонском рейде

Строили их все, кто только мог: США, Италия, Испания, Австро-Венгрия, Дания, Швеция… Кто не мог – заказывал: Турция, латиноамериканские страны, Китай… Конечно, многих я забыл.

Стала строить и Россия, которая и паровым-то флотом, приличествующим её статусу, едва успела обзавестись.

На Чёрном море, как говорится, ловить было нечего: Парижский договор, результат проигранной Крымской войны, запрещал нам иметь на Чёрном море военный флот и базы. На Балтике сначала – в 1860-х, в первые 1870-е – стремились устроить достаточно сильную береговую оборону: отношения с Англией тогда были весьма нервными. Думать о флоте, способном соперничать с британским в открытом море, не приходилось, вот и строили форты, батареи и корабли береговой обороны – прибрежного плавания, но по возможности хорошо бронированные и сильно вооружённые. Примерно то же, что строили другие прибалтийские страны в то время, но, пожалуй, количеством-то поболее.

Вот они, основные типы кораблей балтийской береговой обороны, построенных к началу 1870-х годов (сверху вниз): плавучая батарея «Не тронь меня», 1865 г.; однобашенный монитор, по типу американских, у нас они назывались башенными лодками, — «Колдун», 1865 г.; одна из двухбашенных лодок, «Русалка», 1869 г. – развитие идеи монитора, более мореходная, чем последний; башенный фрегат, они были двух- и трёхбашенными и ещё более мореходными – с мониторами их роднил, кроме установки артиллерии, разве что очень низкий надводный борт. На фото – трёхбашенный «Адмирал Лазарев», 1872 г.

«Не тронь меня»

«Колдун»

«Русалка»

«Адмирал Лазарев»

К середине 1870-х эту задачу можно было считать минимально решённой. А тут, как уже упоминалось в предыдущей заметке, на сцену вышла Германия. Великий «в мировом масштабе» Бисмарк и столь же великий в военно-морских делах Тирпиц стали создавать флот. Да так, что, на старте попросту не умея строить корабли, Германия уже через тридцать лет – исключительно собственными силами! – вошла в число сильнейших морских держав, а ещё через десять стала первым соперником владычицы морей.

Пока же она была соперницей – правда, почти совсем мирной, «теоретической», – русского флота на Балтике. И наши адмиралы, перед тем, как заказать очередной «Гангут» или «Император Николай I», тщательно считали количество немецких «Кёнигов» и всяких «Вильгельмов», толщину их брони, число и калибр пушек… До конца 1880-х немцы в основном вводили – сначала казематные, не сильно мощные броненосцы «фрегатского» класса, потом броненосцы береговой обороны, хорошие, но тоже не сильно мощные. Соответственно, среди наиболее сильных кораблей русского Балтийского флота было много, так сказать, «недоэскадренных броненосцев» – кораблей вполне мореходных, но относительно маленьких и относительно слабо вооружённых. Относительно – если сравнивать с океанскими кораблями Британии, Франции, Италии…

Вот как шли дела у Германии. Вверху: казематный фрегат «Фридрих Карл», 1867 г. Внизу: броненосец береговой обороны «Зигфрид», головной в большой серии из 8 кораблей, начало 1890-х годов. По три 240-мм пушки в барбетно-башенных установках, самая лучшая на то время броня… Это уже очень приличные корабли.

«Фридрих Карл»

«Зигфрид»

Изменилось и положение на юге. Победная Русско-турецкая война 1878-79 г.г. развязала России руки, и началось довольно быстрое строительство Черноморского флота. Причём там сразу стали закладывать полноценные, очень приличные эскадренные броненосцы – не хуже только что упомянутых лидеров военно-морской гонки. Черноморский флот очень скоро превзошёл турецкий и продолжал пополняться первоклассными тяжёлыми кораблями. Если бы ему пришлось тогда выйти за Дарданеллы, то он вполне мог бы побуцкаться и с австрийским, и с итальянским флотами, и, думаю, со Средиземноморской эскадрой Франции.

Но через Дарданеллы проходить было не положено, и возобновление нашего присутствия в Средиземноморье обеспечивалось балтийскими кораблями. Те самые «полуэскадренные броненосцы» годами плавали «с внутренней стороны» Геркулесовых столбов. Балтика, и только она, могла в те годы быть базой любой дальней морской активности России.

И настало время, когда в России осознали, что эту активность пора распространить на Дальний Восток.

***

Ну вот, старался-старался, а остановился там же, где и вчера. Ну, что ж. Раз так пошло, то, как говорится, продолжение следует.

Продолжение и дополнение к нему

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*