Skip to content
 

Кинокритика. Два фильма сразу

Посмотрел я два фильма – в прошедшую пятницу и неделей раньше. Первым посмотрел «Живое», вторым – «Лекарство от здоровья». Впечатления имеются, но не сказать, чтобы такие уж положительные.

«Живое». Как часто бывает такой эффект… Такой эффект: начинается произведение (фильм, книга) классно. Нечто таинственное, непонятное, пугающее, причём пугающее не тупым монстро-зомбишным страхом, а утончённо – именно своей таинственностью, когда думаешь: боже, во что же это выльется дальше?

А потом всё более или менее быстро девальвируется – скатывается или в это самое монстро-зомбишное, или просто в какую-то историю, где ни герои, ни страсти ни на миллиметр не отличаются от обыденных сегодняшних схем.

«Живое» скатилось к монстрам… Поначалу хорошо: ребята сидят на космической станции на околоземной орбите. Ловят космический зонд, спускаемый аппарат которого побродил по Марсу и вроде как нашёл нечто, что может быть живым. Извлекают – оказывается, это клетки огромного размера. Клетки – в смысле «структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов» (Википедия).

Поместили в питательную среду – клетки ожили, стали объединятся в некую соплю вверх ногами. Стали дразнить соплю механически и электрически… Когда она начала целенаправленно изгибаться, это чувство – пугающей таинственности – достигло апогея. А дальше кино пошло деградировать. Сформировалось некое чёрт знает что – вроде бы без нервной системы, без специализированных органов… Тут ещё было ничего, интересно; но уже было плохое предчувствие: неужто опять всё будет, как всегда? А потом эта коллаборация приняла вид осьминогообразной амёбы и стала проявлять агрессивность…

Дальше вы уже поняли: ОНО вырвалось, покалечило одного астронавта, убило другого. Двигается молниеносно, прыгает, пролезает в любые щели – ещё бы, органов-то нет, поэтому – деформируйся, как хочешь. На станции идёт битва. Единственный русский член экспедиции – женщина-командир – погибает не первой, но и не последней. Кстати, спасибо авторам за русского командира – фильм-то явно делался уже в сегодняшней реальности. Вот, проявили некоторую то ли смелость, то ли незашоренность… даже не убили первой.

Остаются двое, потому что на станции две спасательных капсулы. Она и он. Бедная тётька вызывается взять гада на себя. А куда денешься – это её долг, она – специалист по безопасности, именно она разрабатывала инструкции, из-за которых одному из бедолаг не открыли дверь, и гад его прикончил. Даже хуже: из-за её инструкции прилетевший к станции то ли «Союз», то ли «Прогресс» прибыл не за тем, чтобы они на него перебрались, а затем, чтобы столкнуть станцию с орбиты, дабы она сгорела, от греха подальше. К тому же парень покалечен этою гнидою, так что это у тётьки наблюдалась твёрдость духа в совокупности с милосердием.

Финал драматичен! Одна из капсул задевает за изломанную солнечную панель (там вышла какая-то хрень в ходе стыковки, и станция разрушилась), задевает панель и летит не к Земле, а в открытый космос. А вторая благополучно падает на парашюте в воду земного моря, неподалёку от бережка.

Мы не знаем, какая это из капсул. Впрочем, я думал, что это тётька – вероятно, что-то дало мне основания так думать. Два рыбака южноазиатского вида гребут к капсуле. Тут в окне появляется лицо парня, он жестикулирует отчаянно. Мы-то понимаем, что он сигналит, чтоб не открывали люк. А рыбаки не понимают, они хотят парня спасти. Люк открывается, а там этот несчастный лежит, весь опутанный какими-то нитями, которые выпустил монстр… Он, конечно, в капсуле.

Во время борьбы на борту станции было множество криков, из которых однозначно ясно, что, если гад долетит до земли, то всем кранты. Всему человечеству. В финале фильма авторы доводят это ощущение до абсолютной уверенности.

Хотя, честно говоря, на холодную голову непонятно. Ну, очень быстрый хищник размером с большую собаку. Ну, кушает всё и всех подряд. Ну и что? Вроде бы, если вдарить по месту его дислокации дивизионом «Градов»…

Но не это печалит. А печалит то, что очень быстро фильм, начавшийся ничего-себе-прилично, переходит в обычную серость со всепожирающим инопланетным гадом.

Кстати. Вам не надоело, что практически все инопланетяне, являемые нам современной кинофантастикой, представляют собой суперпротивных, суперзубастых, суперзлобных чудовищ, безмозглых, но при этом очень хитрых и адаптивных? Иногда они даже сами прилетают из неведомых глубин Вселенной, но всё равно могут только рычать и кусаться. Как же смогли прилететь? Нет, это из тех неувязочек, которые авторы оценивают как «а нам пофиг» (помните анекдот?).

В общем, «Живое» я порекомендовать не могу.

С «Лекарством от здоровья» дело обстоит сложнее. Фильм где-то даже удивительный – для меня, во всяком случае. Напоминаю: я совершенно примитивный зритель, в кино не разбираюсь, анализировать технические, сюжетные и художественные новации не умею, авторские прорывы детектировать не способен. Сюжет пересказывать не буду, для моих целей это не нужно.

Так вот. «Лекарство» тоже таинственный фильм, но он не фантастический, как «Живое», а скорее мистический. Пока я его смотрел, внутренняя реакция шла по синусоиде: от «ах ты, как сделано!» до «господи, ну что за хрень?!». И обратно, и опять туда. По ходу просмотра думал: вот выйду, спросят меня: ну, как кино? – что отвечу? И предполагаемый ответ мой колебался в тех же границах.

А когда вышел, понял – кино-то в целом понравилось! Вот почему я говорю, что фильм удивительный. Там есть ходы, которых я так и не понял – хотя не сомневаюсь, что авторы предполагали, что к концу всё станет понятным. Есть вещи, которые я при всём желании отойти от пинцетного восприятия не могу назвать иначе, как фигнёй на постном масле. В том числе – и идея, на основе которой строится сюжет, тот феномен, ради которого происходят все злодейства и иезуитства. Но есть и очень красивые картины, и эмоционально сильные моменты, и классные типажи. И развитие сюжета временами идёт очень неплохо, с неожиданными поворотами, вызывающими одобрение. А другими временами оно нелепо, или искусственно, или слишком тривиально.

Вот такой вот фильм. Только не вздумайте воспринять это моё «удивительный фильм» как рекомендацию! Я не читал отзывов о нём, но, слышал, пишут, что он скучный и вообще фиговый. С моего сеанса я заметил только одного уходящего человека, а народу было много. Однако, если будет совсем нечего делать; или, допустим, вы любите кино, а на этой неделе ничего стоящего в афише не видите; в таком случае – почему бы и не сходить? Потом, глядишь, поделитесь впечатлениями… :)

2 комментариев

  1. Михаил Фатахов:

    Ты заделался кинокритиком?
    Забавно! ))

  2. master:

    Да нет, Миша. У меня есть профессиональное занятие — проще говоря, работа, — в коей к моей профпригодности вроде бы никто не сомневается. А это — блог, то есть дневник. Занятие, строго говоря, праздное, а значит — безответственное. Так что не кинокритиком я заделался, а как в том анекдоте:
    — Это Штраус?
    — Нет, просто так по клавишам хреначу ))

Написать отзыв на master

CAPTCHA изображение
*