Skip to content
 

Ракеты в парках, танки на пляжах…

Эта фотография, как и все остальные в этом посте, равно как и сведения о местоположении сего объекта, предоставлена нашим другом ave verum. Пора мне уже называть её сотрудником, соавтором – сколько раз она мне здесь помогала, и сколько ещё поможет…

Как говорилось в дни моей юности в одном эстрадном номере,

«А это – советская наша ракета,

Которая вмиг облетает полсвета»…

Впрочем, эта, как вы понимаете, не облетает.

Потому что это зенитная ракета. Наверное, самая популярная зенитная ракета в мире, хотя, может быть, только у людей старше 50 лет. Один из нескольких весомых факторов, выгнавших американцев из Вьетнама. Ракета установлена в городе Химки, в сквере им. Марии Рубцовой, для чего имеется убедительное обоснование:

МКБ «Факел» расположено именно в Химках. «Факел» специализируется на разработке зенитных ракет, а Пётр Дмитриевич Грушин, многолетний руководитель и Генеральный конструктор этого КБ, принадлежит к числу поистине легендарных создателей отечественной военной техники.

А вот почему в Химках установлен этот экспонат, не совсем понятно:

Это пусковая установка ЗРК «Круг». Да, ОКБ-2 (так в годы разработки «Круга» назывался «Факел») поначалу участвовало в создании комплекса, но его вариант ракеты не получился, и в состав комплекса вошла ракета разработки другого нашего легендарного конструктора, Льва Вениаминовича Люльева.

«Круг» – комплекс войсковой ПВО средней дальности, полностью самоходный (С-75 относился к категории передвижных, то есть, грубо говоря, переставляемых с места на место – но не самоходных). Самое интересное в этой ракете, на взгляд таких неискушённых любителей, как мы с вами, это двигатель второй ступени – прямоточный воздушно реактивный (ПВРД). Видите, какая толстая ракета? Потому что у неё вокруг центрального тела, в котором расположены система управления, боевая часть и кое-что ещё, смонтирована «труба» этого самого ПВРД. И это дало двойной эффект.

Во-первых, ПВРД сделал возможным применение РДТТ. Мы тогда не умели делать больших РДТТ, таких, с которыми можно было бы сделать ЗУР средней дальности. А с применением прямоточника было достаточно в первой ступени применить четыре совсем небольших РДТТ («сигары» по бокам), так как она служит всего лишь для разгона ракеты до скорости включения ПВРД – такие двигатели не работают без набегающего потока воздуха. В результате в этой ракете отсутствует жидкий окислитель, каковым обычно в ракетах такого класса является та или иная смесь на основе концентрированной азотной кислоты – весьма агрессивное вещество. С таким окислителем заправка становится небезопасным делом, а допустимое время нахождения комплекса в готовности к пуску сокращается – после определённого момента агрессивный окислитель надо сливать, а бак дегазировать.

Во-вторых, поскольку в ПВРД в качестве окислителя используется воздух, то дальность полёта при прочих равных становится больше – известное преимущество воздушно-реактивных двигателей перед ракетными. В это время на Западе единственным, насколько помню, комплексом войсковой ПВО средней дальности был американский «Хок». И вот этот «Хок» в первой модификации имел дальность 25 км и досягаемость по высоте 11 км; а первая модификация «Круга» – 45 км и 23,5 км соответственно.

Правда, ракета «Круга» весила примерно в 3,5 раза больше, чем ракета «Хока» – ну так она и боевую часть несла вдвое более тяжёлую, а вес полезного груза самым прямым образом влияет на стартовый вес ракеты. И скорость у нашей ракеты была в полтора раза выше, чем у американской, а более быстрая ракета может перехватить более быструю цель. И, главное, в конце концов, вес техники имеет всё-таки вторичное значение. Если тяжёлый образец не уступает в проходимости, маневренности, в скорости развёртывания – то и чёрт с ним, что он тяжёлый. А ПУ «Круга», заметьте, имеет самоходное гусеничное шасси, в то время как первая модификация «Хока – буксируемую колёсную ПУ. Вот вам и проходимость, и скорость развёртывания… Неудивительно, что «Круг» начали снимать с вооружения только с началом развёртывания С-300В, а в некоторых странах он эксплуатируется до сих пор (наверняка – до 2012 года, других данных не нашёл), и даже у нас есть некоторое количество на хранении.

Однако я хотел писать не об этом – не о технических характеристиках наших и «ихних» ЗРК. Я имел в виду другую тему.

Вы знаете, как я люблю все эти самолётики-кораблики-ракеты. И я неоднократно жаловался, что во времена моей юности на всё это негде было посмотреть. Один только Музей Вооружённых сил в Москве; в Монино было просто так не попасть, про танковый музей в Кубинке я вообще не слышал. Ну, был ещё Центральный дом авиации и космонавтики возле академии им. Жуковского, там немножко было; кое-что можно было посмотреть в Историческом музее. Были Военно-морской и Артиллерийский музеи, ну так то ж в Питере…

Теперь с этим просто – один Парк Победы чего стоит, и в Кубинку, и в Монино можно попасть свободно. И Задорожный, и это собрание авиаракетной техники, правда, полумёртвой, на Ходынском поле… И вот стало мне казаться – парадоксальным образом, если учесть мои вкусы, – что стало этого всего многовато.

Ну вот тот же сквер Марии Рубцовой, с которого я начал. С-75 – понятно, это, так сказать, фирменный знак «Факела», который в Химках. Так же у меня на Октябрьском поле в крохотном скверике стоит Т-34-85. Потому что в том месте был танковый завод. Он ещё совсем недавно был, не знаю, что там делалось, но завод был. И этот Т-34 стоял на его территории, за воротами, хорошо видимый с улицы. Хотя из того, что я читал, следует, что на том заводе изготавливались лёгкие танки линейки Т-60–Т-80, но уж бог с ним; наверное, к тому моменту, когда решили поставить памятник, лёгкого танка же найти не смогли, поставили традиционный Т-34. А может, их там ремонтировали – не знаю. Теперь вместо завода там опять огороженная территория, но за забором уже «жилой комплекс элитного класса»… Так что хорошо, что хоть танк выкатили в скверик, и стоит он не более чем в 100 метрах от места, на котором был установлен первоначально.

Но зачем в сквере Марии Рубцовой ЗРК «Круг»? Раз не «Факел» его делал? Но это ещё не всё: ave verum сообщает, что там же стоят танки, БМП, БТРы… Зачем? Кажется мне, что начинается избыток. Просто милитаризм какой-то… Года три назад купался на пляже в Строгино, что слева от Строгинского шоссе. Смотрю, а там, на границе между пляжем и застройкой – опять танк! Точнее, самоходка СУ-100. Да, это более редкий экспонат, чем Т-34-85, но всё равно вопрос: не слишком ли?

Однако, слишком – не слишком, а красиво. И эти, в сквере им. Марии Рубцовой, тоже, заразы, красивы. ave verum их потом вечером сфотографировала – оказалось, что есть и подсветка! И получилось воистину красиво, и я ставлю эти фото:

Это, как вы понимаете, С-75. А это – «Круг»:

Хорошо виден кольцевой воздухозаборник прямоточного двигателя. А посередине – боевая часть в 150 кг весом, гарантированно «достающая» цель в радиусе 50 м.

Не удержался, поставил ещё одно фото «Круга» – уж больно красиво. Особенно твердотопливные ускорители 1-й ступени.

***

Ну, вот, поставив вопрос об избыточности «точек демонстрации милитаризма», тут же увлёкся этим самым милитаризмом. Ну и ладно – ведь правда красиво. За что говорим спасибо товарищу ave verum.

А вот на что бы вас пригласить? Ничего фундаментального на «Временах» я за это время не сделал. Вчера написал коротенькое и, в общем-то, легкомысленное размышление «по мотивам» действия нашей авиации в Сирии (не нравится мне говорить – ВКС. Ну, не нравится, и всё. Ненужный какой-то пафос). Ссылку давать не буду, но вы, может быть, почитайте – я там написал, что меня ждёт в ближайшие три с половиной месяца по части работы. И, соответственно, ресурса времени для блогов; невесёлая картина…

А неделю назад решил было на «Временах» сделать копипаст, да написал к нему такое вступление – едва ли больше самого копипаста. Копируемая статья – интересное такое напоминание для тех, кто попрекает нас так называемым пактом Молотова-Риббентропа. А вступление – оно, пожалуй, по теме информационной войны. Вот на это ссылку дам: http://vremena.takie.org/news/pakt_molotova_ribbentropa_ostalnye_sdelali_ehto_ranshe_nas/2016-03-13-424

2 комментариев

  1. Владимир:

    >Я понимаю, что в «нормальной» будут летать не 50 самолётов, а 500. Но всё равно, как подумаешь – 9 тысяч вылетов, и что?!

    Да-а, Владимир Евсеевич… Подсказка: реальное количество находившихся до недавнего времени на ТВД бортов (самолетов и вертолетов) значительно превышает официально оглашавшиеся через СМИ цифры, как и число задействованных аэродромов. И многие, кому интересно, об этом догадались самое позднее к концу осени. Там фактически была смешанная авиадивизия, ну или (как говорят) авиационная бригада особого назначения (причем количество вертолетовылетов, по слухам, в общей статистике не учитывалось и не учитывается). Не обратили внимания на одну оговорку ВВП во время большой встречи с журналистами 17 декабря, когда он мельком произнес: «у нас там авиагруппа с авиазвеньями». А прибытие под фанфары С-400 помните? Ничего тогда не насторожило? И ведь это далеко не все сюрпризы сирийской операции. А сколько там сейчас бортов, ба-а-альшой вопрос. Хотя бы недавно прибывшие Ми-28Н и Ка-52А заметили?

  2. master:

    Про вертолёты — да заметил :) А вообще… Не знаю, вполне может быть, Вы правы. Тогда ещё хуже получается, если оставаться в моей логике. На тот же известный результат — большее число самолётов.

    Интересный попутный вопрос: если самолётов — целая дивизия, а вылетов — те же 9000, то, получается, что ВВС и не демонстрировали тот уровень напряжённости лётной работы, который так всех удивил?

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*