Skip to content
 

Как можно такое называть эсминцем?

Эсимнец проекта «Лидер»

Эсминец проекта «Лидер»

Время от времени появляются сообщения о будущем нашем эсминце. Мы ж сейчас строим всё больше корветы да малые артиллерийские корабли (подлодки – не в счёт). И на фоне этого нечасто, но регулярно появляются сообщения о гордых планах на близкое будущее: будем строить авианосцы; будем строить свои «Мистрали»; будем строить эсминец – корабль океанской зоны…

Да какой! Атомный! Водоизмещением 18 тыс. тонн!

Всё хорошо, но – на кой чёрт называть такого монстра эсминцем?! Вы знаете, что такое 18 тыс. тонн?

А я вам скажу. Это – водоизмещение знаменитого «Дредноута»! Линейного корабля нового типа, большего, чем все, которые были до него! Знаете «Петропавловск» – флагман адмирала Макарова, на котором он погиб под Порт-Артуром? Водоизмещение – 11,5 тыс. тонн. Эскадренный броненосец! Знаете, какими тогда, в то время, были эсминцы – а они уже были! На воде самые большие были немногим больше 400 тонн, а на кульманах – порядка больше 600 т.

Ну, ладно, тому же «Дредноуту» сопутствовали эсминцы уже в 1200-1300 тонн. Ко Второй мировой самые крупные подошли к 3000 тонн. Но вот что важно.

Берём Вторую мировую. Между линкорами (50, даже 70 тыс. тонн – японские гиганты) и эсминцами были ещё крейсера, которые в течение войны дошли от примерно 12 до 17-18 тыс. тонн. Тяжёлые крейсера, к началу 1960-х ставшие самыми большими боевыми кораблями флотов мира, не считая авианосцев. Этот эсминец столь же велик, как самые большие из тяжёлых крейсеров Второй мировой!

Да что там, даже наши атомные «Орланы» («Пётр Великий и иже), самые вообще большие из когда-либо построенных крейсеров, чья величина вызывает, скажу я, недоумение у некоторых специалистов, даже они не превышают 26 тыс. тонн. При этом американские «Тикондероги», принадлежность которых к классу крейсеров вроде никто не отрицает, обходятся 10 тысячами тонн. А построено их 27, а сейчас в строю, кажется, 22 – то есть это самые массовые крейсера современности.

Да что там «Тикондероги»! Что нам американы? Наши «Атланты» – «Москва» и другие – «весят» 11,5 тыс. тонн. Ну и как они будут вместе ходить? 100 лет – да что там, все 120 – эсминцы ходили в эскорте крейсеров, охраняли – а теперь что? Наоборот?

Нет, я не отношусь к тем, кто критикует «Петра Великого» за чрезмерность. Но кто мне объяснит, зачем называть корабль, который вдвое больше крейсера (я имею в виду массовую «Тикондерогу»), зачем называть такой корабль эсминцем? Только потому, что эсминцами американцы назвали свои «Замволты» в 14,5 тыс. тонн? Мол, наш эсминец круче американского?

Ну, да, такая традиция у нас просматривается. В своё время, в 1930 году, Лондонский договор постановил: лёгкими считать крейсера с калибром орудий до 155 мм включительно. Калибр крейсеров вообще был ограничен величиной 203 мм. То есть крейсера с пушками от 156 до 203 мм были ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ отнесены к классу тяжёлых. С тех пор, естественно, никто и не строил тяжёлых крейсеров с калибром меньше 203-мм – зачем? бессмысленно.

А у нас сделали хорошую пушку калибром 180 мм. Построили крейсер «Киров» с такими пушками и сказали: наш «Киров» – самый мощный лёгкий крейсер в мире. Ну, что ж, по такой логике можно, действительно, построить корабль вдвое больше крейсера, назвать его эсминцем и гордиться, что у нас самые мощные эсминцы в мире.

Тем более что разница, качественная разница между крейсером и эсминцем давно стёрлась. Между крейсером, эсминцем, фрегатом, корветом – с точки зрения вооружения и оборудования для его использования – давно нет качественной разницы. Только количественная – по величине корабля и количеству вооружения. То, что ещё осталось – скажем, в части БИУС, самые совершенные, самые функционально всеобъемлющие из которых пока на корветы не помещаются – это тоже скоро нивелируется в связи с прогрессом в миниатюризации электроники.

Ну, ещё район плавания: корветы ближней морской зоны, фрегаты дальней морской зоны, эсминцы, как корабли зоны океанской… Но и это весьма условно. С одной стороны, фрегаты и корветы «восстали из мёртвых» во Вторую мировую – так назвали сторожевые корабли для охраны конвоев – они как раз были кораблями океанской зоны, ходили и через Атлантику, и по Тихому океану, и по Индийскому. То есть, если хоть как-то придерживаться однажды принятой терминологии, то слово «фрегат» или «корвет» не означает привязанности корабля к какой-то конкретной зоне плавания. А с другой стороны – скажем, орудия калибром 100 мм стоят у нас и на корветах, и на фрегатах, и на эсминцах, и на крейсерах. То же самое – с основным современным оружием «корабль-корабль» – противокорабельными ракетами. Они стоят на всём, что плавает, до катеров включительно.

Кстати, о ракетах. Написал я во «Временах» очередную серию про авиасалон МАКС-2015. Решил было: остались фотографии почти случайные, погляжу, о чём хочется сказать пару слов, напишу одну-две серии типа попурри –набор коротких заметочек по несвязанным поводам. Поставил первую из таких – береговой противокорабельный комплекс «Бал» – и написал… короткую заметочку…

Как всегда, разошёлся, накатал здоровенный текст про начальный период развития ПКРов. Не то чтобы академически полный, последовательный, но… сходите, почитайте: http://vremena.takie.org/news/maks_2015_chast_8_protivokorabelnyj_bal/2016-01-17-418

2 комментариев

  1. Чтобы ещё больше запутать ситуацию: «Орланы», вообще-то, по первоначальному замыслу — СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ дальней океанской зоны;) А КРЕЙСЕРАМИ они стали считаться только после того, как обзавелись противокорабельным оружием оперативно-тактического класса…
    Корабли пр.58 когда-то превратились из ракетных эсминцев в крейсера просто потому, что моряки здраво полагали, что командиру такого корабля хорошо бы повысить звание (эсминец — корабль 2-го ранга, крейсер — 1-го…) и во-время и правильно доложили Хрущёву…
    А американские «Орли Бёрки» (как и многие корабли этого класса до этого) называются У НАС «эсминцами» просто по традиции: когда-то давным-давно было решено, что переводом названия класса «дестроер» является название «эсминец»…
    А японские эсминцы сейчас (и последние лет 40-50) называются таковыми исключительно по политическим соображениям…

    • master:

      Ну, да, традиция. А куда деваться? Оно так и было когда-то, «дестроер» жёстко соответствовал нашему эсминцу. Мы же свой «эсминец» из «истребителя» сделали, так?

      А японцы вообще… Эти их эсминцы — покруче, чем «Кузнецов» — крейсер :)

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*