Skip to content
 

Небываемое бывает!

«Так что же, СР-10 – это соперник Яку-130? То есть ребята из КБ САТ рассчитывают потеснить эту машину, которую делало огромное (по сравнению с САТ) КБ с 70-летней историей, которое с довоенных времён специализируется на учебных и спортивных самолётах, которое с них и началось? И это КБ делало Як-130 лет пятнадцать, делало не просто «из головы», а в соответствии с согласованными с ВВС требованиями и по их прямому заказу. Хотят потеснить Як-130, который сам не без труда победил в соревновании, опять же многолетнем, с МиГ-АТ, а МиГ – ведь это тоже не у Пронькиных…»

Так писал я в 2009 году, и ошибался, причём, даст бог, вдвойне.

Поздравляю всех с Наступившим Новым годом. Извините, что не сделал нормального поздравления в нормальное для того время – всяко бывает, в этот раз не сложилось. Пожелания… С пожеланиями нынче трудно. Желаю здоровья, конечно; а вот с остальным… Глупо отрицать, что жить стало тревожно. Я не боюсь трудностей бытового плана; точнее говоря, не предполагаю, что они могут быть намного круче, чем то, что уже приходилось переживать. Но вот внешняя обстановка…

Опять же, я не о том, что НАТО пойдёт на нас войной – не пойдёт. И вообще, основная моя тревога не по поводу чего бы то ни было такого, что может быть специально предпринято «партнёрами» против нас – хотя что-то явно может быть предпринято. Я о том, что может произойти с «партнёрами». О том, что может произойти с миром. Ибо, если в 90-х «чтоб тебе жить в эпоху перемен» относилось конкретно к нашей стране, то теперь это висит над всем миром. По крайней мере, над всем северным полушарием. Слишком, чёрт возьми, много стало разного рода угроз. А равновесие сегодняшнего мира, оно слишком хлипкое, слишком мал запас его устойчивости, слишком много появилось факторов, нарушающих его с разных сторон.

Равновесие XXI века очень точно описывается знаменитой метафорой «карточный домик».

Но, кстати, когда он посыплется, наш ущерб окажется куда меньше, чем у многих-многих других. Это не новогоднее пожелание, конечно, но вряд ли я сейчас придумаю что-либо более оптимистическое.

Давайте – к самолёту.

Это фото с МАКСа, но не последнего, а 2009 года. А первый абзац этого поста – цитата из поста, который я тогда посвятил этому экспонату. Выражает она, как видите, сомнение, потому что создатели предназначали машину (называется она, напомню, СР-10) в качестве нового реактивного учебно-тренировочного самолёта, следующей ступени за «летающей партой» типа Як-52. Подробно вы можете ознакомиться и с самолётом, и с моими недоумениями, вот здесь; посмотрите, машина-то интересная, даже с обратной стреловидностью крыла.

А сейчас я скажу, почему два раза ошибся.

Первая ошибка – я сравнил СР-10 с Як-130. Теперь я понимаю, что это неправомерно, но не я в этом виноват. А виновато то ли командование ВВС, то ли аппарат ВПК, которые записали в техническом задании, по которому делался Як-130, что новый УТС должен заменить первые три элемента классической учебной линейки, которая в максимальной своей «комплектации» состоит из 1) маленького поршневого самолёта первоначального обучения», 2) самолёта основной подготовки; 3) учебно-тренировочного самолёта повышенной подготовки и 4) учебной модификации боевого истребителя. Такой «замах» откровенно авантюрен, совместить свойства этих трёх классов УТСов в одной машине невозможно. Да и не нужно: экономия, полученная за счёт унификации, будет многократно съедена стоимостью машины, слишком высокой для самолёта основного обучения и непомерно, катастрофически высокой для «летающей парты» типа У-2 или Як-18.

Не знаю, действительно ли яковлевцы надеялись построить именно такое чудо или понимали, что это невозможно, и ввязались в конкурс, надеясь, что недоразумение рассосётся (как впоследствии и получилось). Полагаю, что всё они понимали, так как тогда же, в 90-х, задумали самолёт первоначального обучения, долженствовавший вместе с Як-130 составить комплекс для прохождения пути от нуля до кабины учебно-боевого истребителя. И этот самолёт уже есть, это Як-152, который к концу этого года уже должен закончить госиспытания. Вот его макет, прошедший в сентябре 2014 года макетную комиссию МО:

Итак, первая моя ошибка – что я сравнивал СР-10 с Як-130. Хотя… Як-152 – самолёт первоначального обучения, так? А что дальше? Як-130? Он? Ведь так планировалось в те годы, когда он выигрывал конкурс у МиГ-АТ – с машины первоначального обучения сразу на Як-130?

Чувствую, надо оставить интригу неразрешённой и перейти ко второй моей ошибке насчёт СР-10.

Она куда более приятна.

Понимаете, СР-10, конечно, не самодельный самолёт, он сделан не в сарае и не кустарями-любителями. Но всё равно исходные позиции его слабы: СР-10 – инициативная разработка частного московского КБ САТ – «Современные авиационные технологии». Да, там работают серьёзные специалисты, ранее трудившиеся в разных авиационных организациях, но разве можно поверить, что продукт, рождённый таким образом, может пройти куда-то дальше, чем в экспозицию МАКС-2009, который, кстати, отличался довольно большой лояльностью к таким «инициативщикам».

И до некоторой степени я был прав: никого из серьёзных заказчиков разработка (на МАКС-2009 выставили макет) не заинтересовала. До некоторой степени был прав, но в целом ошибся: по информации на только что закончившийся декабрь, Воздушно-космические силы РФ, в случае успешных испытаний, планируют до 2019 года закупить сотню машин!

Это и есть моя вторая ошибка. Самолёт, разработанный небольшим частным КБ, по всей видимости, пойдёт в серию и будет служить стране.

Как же так получилось?

«Большие» авиазаводы, живущие госзаказами, инвестировать четверть миллиарда рублей на изготовление пяти машин для испытаний не захотели. Но завод нашёлся, и где – в Дагестане! За самолёт взялся махачкалинский «Авиаагрегат», производящий аэродромную технику для технического обслуживания самолётов. Он-то госзаказами не избалован. Я считаю, что гендиректор «Авиаагрегата» ещё больший герой, чем разработчики из КБ САТ. Заниматься тем, что любишь, разрабатывать интересную машину – это одно. А взвалить на своё предприятие риски, на себя – заботы и ответственность – это другое, это уже реальный героизм.

Гендиректор, его зовут Гаирбек Гамзатов, обратился к главе Дагестана Рамазану Абдулатипову. Если вы наблюдаете за Дагестаном, то знаете, какого он там навёл шороху. Момент был удачный – в республике как раз стартовала программа «Новая индустриализация». Абдулатипов – политический тяжеловес, он пошёл прямо к Шойгу. А тот, посмотрев заключение специалистов, повелел КБ САТ в кооперации с «Авиаагрегатом» «организовать производство учебно-тренировочного комплекса СР-10 для основной подготовки летчиков оперативно-тактической авиации ВВС России». (Цитирую по http://aviator.guru/blog/43408347284/Dagestanskiy-samolet; впрочем, весь мой рассказ о сегодняшнем дне СР-10 является кратким и эмоционально усиленным :) пересказом этой статьи).

Сказанное министром означает, что СР-10 должен заменить Л-39 «Альбатрос», тянущий свою лямку с 1968 года; сейчас их в ВВС порядка 300 штук. Вот тут мы и разрешим оставленную ранее интригу. Судя по всему, Яку-130 не удалось укоротить линейку выращивания боевого лётчика. Что значит – укоротить? Вот что: я практически ручаюсь (то есть буду более чем удивлён, если выйдет, что неправ), ручаюсь, что Як-130 должен был объединить основную и повышенную подготовку. Но вот не смог – думаю, в первую очередь из-за цены. Так что у нас сейчас три сотни «Альбатросов» для основной подготовки, а Яков-130 пока только 65 штук. И я пока не слышал о следующем заказе, хотя общая потребность ВВС ещё недавно оценивалась в 250 машин. Зато вот выясняется, что собираются заказывать «частный» СР-10 – куда более дешёвый, кстати.

Вообще, довольно необычное для России явление, и весьма оптимистическое: частное КБ разрабатывает самолёт, само находит завод для производства, и начальник того завода такой энтузиаст, что идёт к главе республики, а у главы республики – собственная программа индустриализации, и завод получает поддержку…

С поддержкой, правда, не всё было гладко. С одной стороны, традиционные предприятия отрасли, узнав мнение министра обороны, сразу взялись помогать «Авиаагрегату», производить разные узлы для СР-10. Даже денег на это не пожалели. Но «Авиаагрегату» нужно было обновлять оборудование, то есть, опять же, достать для этого денег. И завод получил было гарантии для кредита от Республики Дагестан, но тут ударила инфляция, и под 40% брать тот кредит побоялись. Всё почти сломалось, но наступило импортозамещение – а в СР-10 ни одной «забугорной» детали! И вот недавно всё это дело благословил сам Дмитрий Рогозин…

А все знают, почему такое заглавие у статьи? «Небываемое бывает» – это не я придумал, это придумал Пётр Первый. Он приказал выбить эти слова на медали, выпущенной в честь захвата двух шведских военных кораблей в устье Невы в 1703 году. Это была, если не ошибаюсь, первая морская победа в Северной войне. Да ещё какая! Корабли были взяты на абордаж пехотой. 13 лодок во главе с самим Петром захватили 8-пушечную шняву «Астрильд», а 17 лодок, ведомые Алексашкой Меньшиковым, – 10-пушечный бот «Гедан». Вот она, эта медаль:

Могу себе представить, как ликовал Пётр! Молодой же ещё был, всего 31 года о роду… Мне кажется, эти слова хорошо подходят к истории с СР-10. Может быть, и больше, чем к Петровой победе: вон, сегодня сомалийские пираты почём зря корабли захватывают. А в 2000 году четверо террористов на надувной лодке подорвали американский эсминец «Коул» в 9000 тонн водоизмещения… А вот у нас «частнику» пробиться – не к госзаказу, это-то как раз сплошь и рядом, – а пробиться в Вооружённые силы с инициативной разработкой, да не с примусом каким-нибудь для северных широт, а с самолётом…

Про планы закупок для РФ я уже написал, а ещё в 200 единиц оценивается экспортный потенциал самолёта. Ну, цену этим оценкам мы знаем, но и без того – какой успех! То есть, точнее: очень бы я хотел, чтобы эта история закончилась полным успехом.

Я ведь служил в Дагестане. Там осталась частичка души…

…А теперь, прочитав эту духоподъёмную историю, написанную, заметьте, именно для Бваны… Прочитав историю, идите-ка на Времена – смотреть, что я там наваял в 7-й серии про МАКС-2015. Надо сказать, довольно-таки мутно в этот раз наваял; но вы всё равно кликайте: http://vremena.takie.org/news/maks_2015_chast_7_nadezhda_na_zashhitu_vozdushnogo_prostranstva/2016-01-05

5 комментариев

  1. ave verum:

    Хорошо написал, тут и поздравить не лишне. :)

    Сейчас новогодние праздники, и много чего все друг другу желают.
    Однако меня заставило задуматься замечание одного из граждан нашего ближнего зарубежья: «Если нас может сплотить только беда, почему тогда не пожелать этой беды?» Вот ведь до чего дошло уже!

  2. Cydonia Sphinx:

    Я чуть не упал, увидев на МАКСе двигатель АЛ-41Ф, хотя вроде как его списали со счетов. Он разрабатывался для советских истребителей 5 поколения. Причем для Т-50 мучительно создавали некое изделие 149. Однако на стенде мне сказали, что АЛ-41Ф пойдет на Т-50. Вот так-то! По-видимому РФ пыталась показать, что не хуже СССР и сделает свой двигатель, однако в итоге пришлось доставать со склада запыленную советскую разработку и ставить на Т-50. В чем, видимо, и секрет его выхода в серию после долгой задержки, вызванной неудачей чисто российского двигателя.

  3. master:

    Чёрт его знает… Где-то пишут, что он велик для Т-50, а это же не шутки. А в других местах пишут, что Ал-41Ф1 пойдёт на Т-50. Вот и разбирайся. Но задержка серийного производства действительно, как вариант, может объясняться тем, что приходится увеличивать самолёт под большой двигатель. Хотя я никогда не верил в первоначально заявленные сроки запуска в серию. Вот уж чего-чего, а причин для задержки всегда хватает.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*