Skip to content
 

Статистика от Берта Рутана

О моей страстной любви к Рутану вы знаете. А кто не знает, зайдите сюда – это главная статья, состоящая из четырёх частей. Исходно я делал её для «Техники – молодёжи», поэтому эти четыре части – примерно половина того, что я насобирал в процессе подготовки. Пришлось сначала ограничивать себя, а потом ещё сокращать.

Кроме этой, есть ещё несколько статей и заметок по разным поводам, связанным с Рутаном. Не буду приводить здесь ссылки; просто наберите слово «Рутан» в поисковом окне блога.

А теперь вот Рутан приезжал в Москву.

Я, конечно, на него не выбрался – я реально тяжёл на подъём. А кто выбрался? Правильно, наш друг, а теперь и соавтор блога, госпожа ave verum. Она выбралась и написала специально для нас свои впечатления. Или, лучше сказать, основные тезисы выступления Альберта Георгиевича.

Моё впечатление? Да очень просто: он печалится о том же, о чём печалюсь я: ни хрена нового в орбитальной космонавтике давно и безнадёжно не делается. Государства потеряли к ней интерес, и это большой стыд для них (это уже я, не Рутан): похоже, это было им нужно только для того, чтобы меряться… ну, вы понимаете, о чём я.

Разница – он всё-таки больший оптимист. Иначе и быть не может: я – наблюдатель, он – деятель. Невозможно быть деятелем, не имея оптимизма. Не исполнителем указаний – исполнитель может думать что угодно о том, что делает, – а деятелем, который всё раскручивает и ставит задачи исполнителям.

В общем, читайте ave verum.

***

Впервые с владельцем «Бваны» я познакомилась ровно 8 лет назад (а тогда он ещё не был блогером) на страницах журнала «Техника – молодежи», в №12 за 2007 год, – как с автором статьи о Берте Рутане и его необыкновенных летательных аппаратах. Разговор об этом неординарном человеке не мог не привлечь внимания: статья имела продолжение в №1 «ТМ» нового 2008 года, а сама тема запомнились надолго. Позднее я прочитала «полную авторскую версию» уже здесь, на «Бване»…

И вот форум «Открытые инновации – 2015». В анонсе выступлений «ключевых спикеров» в первый же день стояла лекция самого Берта Рутана. Ну как тут было не пойти, чтобы увидеть живую легенду! В теме его выступления значилось: «Космический корабль будущего. Фантастика, которая происходит».

В темном зале – как в театре: освещена лишь сцена, куда выходят спикеры со своими презентациями. Как только подошла очередь, на ней появился высокий человек в кожаной куртке и, помахивая пушистыми седыми бакенбардами, начал энергично с прямых вопросов…

– Так когда это будет для всех? Тогда, когда первый человек полетел в космос, я, будучи ещё молодым человеком, слышал: «Лет через тридцать». С тех пор прошло много лет, и сейчас о массовых полётах в космос примерно так же говорят: лет через тридцать…

Почему это невозможно прямо сегодня? Возможно, ведь первый авиалайнер (для перевозки пассажиров) поднялся в небо через 25 лет после первых полётов самолётов. Но сделать возможными для всех полёты в космос – это сейчас не интересует всерьёз никакое из государств.

Да, с точки зрения американцев, полёт Юрия Гагарина – огромный удар по престижу США. Однако позднее американцы сконцентрировались на разработке шаттлов. В ответ русские озадачились программой собственного шаттла. Когда он полетел, а потом программу свернули, в США даже шутка стала ходить: «СССР рухнул из-за программы советского шаттла».

Приведу такую картинку: 9 достижений за 9 лет: с 1961 по 1969 год. Впечатляет, правда?

И в США, и в СССР всё это строили, в основном, военные. Русские боеголовки были тяжелее, поэтому и ракеты под них строили более крупные – приспособить их для пилотируемых полётов было проще.

Последняя из девяти – самая интересная разработка – разгонный блок для лунной программы. И что дальше? За последние 45 лет ничего принципиально нового не сделано.

Судите сами: человек, который родился в 1935 году, ходил по Луне. Сейчас ему 80 лет. А в 2015 году кто ходил по Луне?

Вот скажите, много в зале людей 1935 года рождения? Что, не слишком?

Многих из них уже нет на свете, совсем скоро некому будет и рассказать о том. Мы вернулись назад! Через некоторое время не останется ни одного человека, связанного с полётами на Луну. Разве что китайцы (смеётся)…

Дошло уже до того, что американские астронавты летают на Международную станцую на русских кораблях! А достижения были – и они сами говорят за себя:

Почему мы не ставим больших целей?

1961 год – 4 пилотируемых полёта в космос;

1962 год – 5 человек полетели в космос…

И 2004 год – тоже 5 человек полетели в космос – это через сорок-то с лишним лет! Причём в 2004-м троих из этих пяти вывел я на своих маленьких кораблях.

Государство объясняет это так: риск.

В последнее время государство только и делает, что увеличивает меры по безопасности. Однако всё равно два «государственных» полёта закончились гибелью семи человек. Мы вернулись на низкие орбиты. Но почему лишь государство должно заниматься космосом? Мы привыкли, что всем космическим программам даётся государственно-политическое обоснование – считается, что только государство должно делать это и брать на себя все риски. Много говорится о неблагоприятных рисках (вот это, честно говоря, мне непонятно – что имеется в виду? Какие бывают благоприятные риски? – В.М.), однако некоторые из них даже не исследованы. За 43 года пилотируемой космонавтики безопасность полётов в первые 20 лет оказалась даже выше, чем в последующие! Решена проблема безопасного входа в атмосферу. Но космические полёты остаются опасными – впрочем, не более опасными, чем полёты на первых самолётах.

В состоявшихся на сегодня пилотируемых полётах статистика фатальных рисков такова: 1 погибший на 65 полётов, т.е. 4% космонавтов погибли. Много? Но именно такой была статистика 1909 года по пилотам самолётов, что не помешало перейти вскоре к пассажирским перевозкам. Для первых авиалиний (1927–28 гг.) – 1 погибший на 5500 полётов, а уже в 1933–37 гг. это число уменьшается в разы: 1 на 31 000 полётов.

Для сравнения: сегодня риск гибели собственного ребёнка до 17 лет в собственном же авто — 1 на 800!

Более того, во всех пилотируемых космических мероприятиях (246 полётов) было задействовано не так уж много людей: всего – 437, из них 112 пилотов. Всего построено космических кораблей на 970 мест.

Итак, уже сегодня можно сделать безопасность выше, чем в полётах на первых авиалиниях (примерно 1 на 6000 полётов). Но первые авиалинии начали действовать. Что необходимо, чтобы так же поступить с полётами в космос?

Что, нет технологий? В 2004 г. началась суборбитальная программа, значит, у нас есть технологии отправлять людей в ближний космос. В США запуски пилотируемых кораблей, предполагалось, будут конкурировать, и даже в России. Но этого нет.

Важный момент: как только появляется какой-нибудь прорыв, половина людей думает, что это ерунда, не заслуживающая внимания. Молодым проще. Я был совсем юным в 1960-х годах, мне было легко принимать решения. Мной разработано 46 самолётов, и самый скоростной из них летает примерно со скоростью звука. Миллиардеры, вкладывающие сейчас деньги в космическую программу, тоже были юными или совсем маленькими детьми, когда люди начинали летать в космос, они видели, как быстро, буквально у них на глазах, всё происходит.

Сейчас программой руководит Ричард Брэнсон. Я ушёл в отставку и сегодня занимаюсь созданием всепогодного самолёта. Однако думаю, что моя мечта – роскошные отели в космосе – не такая уж фантастика для ближайшего будущего. (фото 011)

Приложение. Вот что было в анонсе, а что он сказал или не сказал…

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ БУДУЩЕГО. ФАНТАСТИКА, КОТОРАЯ РЕАЛИЗУЕТСЯ

Технологические инновации продолжают менять аэрокосмическую отрасль. Особенно значительные изменения происходят на стыке авиации и космоса. В ближайшем будущем реальностью станут самолёты, выводящие на орбиту спутники и космические корабли. Полёты обычных пассажиров на высоту около 100 км становятся реальностью. За счет чего станут возможны «бюджетные» космические путешествия? Какой корабль сделает экскурсию в космос обычной формой организации отпуска, и насколько безопасным может быть такое путешествие? Как изменятся форма летательных аппаратов, материалы, из которых они сделаны, и энергетические решения аэрокосмической отрасли?

*

За последние 15 лет частный сектор произвел революцию в некогда исключительно государственной космической отрасли, заняв три четверти рынка. Благодаря новым технологиям космос стал доступнее и дешевле, а частные компании теперь не только запускают спутники связи, но и готовятся к добыче ресурсов на Луне и астероидах. Какие технологии сделали космос доступным? Чем теперь привлекает космос частных и венчурных инвесторов? Как новая эра частного космоса изменит мировую экономику?

***

А теперь, присоседиваясь к чужой работе, я приглашаю вас на следующую тему, навеянную МАКСом-2105. Именно навеянную, потому что от МАКСа там почти и нет ничего. Одно сделанное там фото теперь раскрутило меня на… Знаете, не только на написание, а прямо-таки на знакомство с машиной, которую я раньше – без всяких оснований! – ставил невысоко.

Оказалось – зря. Читайте об истребителе-бомбардировщике 3-го поколения МиГ-27. И учтите, что ссылка – на первую часть, а там их две, на вторую выйдете, как всегда, по ссылке в конце первой. Читайте: http://vremena.takie.org/news/maks_2015_chast_5_mig_27_sostojavsheesja_proshloe/2015-12-23-414

6 комментариев

  1. ave verum:

    Эх, не танцевать нам, Вова, на Международной космической…
    Я думала, это у меня что-то такое — по Фрейду? Однако нет. Чем тебе «МКС» не понравилась? :-o

    Помню я, как в глубоком детстве знала всех космонавтов по именам и фамилиям в порядке их полётов — кто за кем — и с удовольствием рассказывала об этом. Наверное, мне года 4 было, когда я довольно долго ехала с родителями в каком-то транспорте, и какой-то попутчик выпытывал все эти сведения из меня, спрашивал, не собираюсь ли я в космос полететь, когда вырасту. А я что-то плела уверенно.
    И без всякого страха, хотя сама не любила летать на самолётах — у меня во время и после полётов уши болели и глохли всегда. Но про космические путешествия рассуждала… :)
    О гибели Комарова знала, естественно, по рассказам взрослых, но придавала значение не больше, чем погибшим во время войны. Но вот что меня по-настоящему потрясло, так это гибель Волкова, Добровольского и Пацаева в 71 году.
    Это было лето перед моим первым классом, мы жили на даче и услышали обо всём по радио. Потом, уже в городе, смотрели по телевизору похороны космонавтов — три урны с прахом везли на лафетах…
    Не знаю почему, но с тех пор к пилотируемой космонавтике у меня страстный интерес пропал. Потом я начала читать детскую энциклопедию, откуда можно было постичь азы астрономии и прочих наук, и поняла, как трудна затея космических путешествий. :(
    Наверное, я тоже, как и ты, гораздо меньший оптимист, чем Рутан.

    • master:

      А где мне не понравилась МКС? Наверное, где-то не понравилась… не помню, где.

      Но вот чем — это хорошо сформулировал наш компетентный друг. То есть, насколько я помню, это он сформулировал… Тем она нехороша, что для нас, для советской космонавтики, это был пройденный этап! Чем она принципиально отличается от «Мира»? А ничем! Ничем! Нам надо было дальше идти, делать действительно технологическую, производственную станцию. Или исследовательскую, или базовую для дальних экспедиций — чёрт с ним, пусть сначала и автоматических.

      А теперь… Как авианосец «Адмирал Кузнецов»: чтобы новые поколения космонавтов, как там — лётчиков, приобретали квалификацию. Маловато будет, как говорит герой одного мультфильма…

  2. ave verum:

    А не понравилось тебе в абзаце перед картинкой с достижениями с 1961 по 1971 гг. У меня была аббревиатура «МКС», а ты ее заменил, редактируя, на «Международную станцУЮ» :) Описка, конечно, но я пошутить хотела ;) А ты «привлёк» нашего «компетентного друга», переключив разговор на другую тему…

    • master:

      Тааааааааааак…. И чем же, по-твоему, мне не понравилось «МКС»? Чтобы пр Фрейду было?

      С другой стороны, как ты там танцевать-то собиралась? В невесомости? Дотанцуисся… :)

      • ave verum:

        А чем — это у тебя спросить надо, потому что сама я удивилась. Ну, может, тем, что к ней, к МКС, так привыкли и уже забыли расшифровку аббревиатуры. Это как вариант, не более.
        А «по Фрейду»: какая там ещё фигня в голову пришла, а? ;)
        Только не надо меня сразу к стенке — с дяденькой фрейдом я не знакома на короткой ноге и не могу так вот, с налёта, сказать. :-o

        Про танцы: я же образно выражаясь…

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*