Skip to content
 

МАКС-2015, ч.3: конверсионный бомбер

Надо было загадкой, что ли, эту картинку сделать? Можно бы, но с одним условием. Помните, в детстве была такая присказка, когда загадку загадывали: кто знает – молчите. Забавно, да? Если подходить формально, то это бессмыслица – кто не знает, тому сказать нечего, а кто знает, тому запрещено.

Однако же мы знали, в чём смысл этой формально бессмысленной фразы. Чувствовали, да?

Впрочем, здесь фраза сия неуместна. Зато вспоминается ещё одно – детский анекдот. Дурной, неостроумный, но – к случаю. Новая училка по зоологии берёт чучело птички и демонстрирует классу хвостом вперёд: дети, угадайте, что за птичка? Вот ты, мальчик: что за птичка? Мальчик не знает, молчит, нахмурившись. Училка: двойка! Как фамилия!? Мальчик поворачивается спиной, наклоняется, демонстрируя задницу: угадайте…

Я, когда делал этот снимок, вдохновлялся огромностью этого самолёта – это ведь он издалека, через поле. Но на фото огромность не видна, осталась от замысла – загадка с задницей :)

Но определить самолёт по виду сзади, если кто разбирается, достаточно легко, по крайней мере конкретно этот самолёт. Потому что такой – с четырьмя реактивными двигателями в корневой части крыла – был один в целом свете. Был, правда, ещё не пошедший в серию Ту-110, но это совсем большая редкость. Я его помню по марке конца 1950-х годов: видать, сделали её, поспешив продемонстрировать ещё одно достижение социалистического способа производства, а оно, как выяснилось, не случилось.

Хотя нет, примерно такая же картина открылась бы при виде сзади на английский бомбер «Виктор». Да и английский же «Вэлиант» выглядел бы схоже… Но откуда в Жуковском старые английские бомбардировщики?

Вы по картинке-то кликните, в этом размере она вообще никакого впечатления не оставляет, а в увеличенном – что-то такое проклёвывается.

Тот самолёт, который я имею в виду «вообще», это межконтинентальный бомбардировщик Мясищева 3М/М4. А тот, который сфотографирован «в частности», это сделанный на базе 3М транспорт для перевозки на Байконур крупногабаритных конструкций ракеты «Энергия» и МТКК «Буран». Кстати, не верьте, когда видите изображения ВМ-Т с комплектным «Бураном» на спине. Это рисунок; на самом деле «Бураны» возили с отстыкованными крыльями и килем.

Самолёт именуется ВМ-Т «Атлант». Если исходный 3М действительно можно было спутать с упомянутыми выше самолётами, то этот уже невозможно. У него есть гарантированное отличие: все, и англичане, и Ту-110, были однокилевыми, а у этого – видите, какие «шайбищи» на концах стабилизатора? Центральный киль надо было убрать, так как он и геометрически мешал поставить нагрузку на спину, и работал бы плохо в её аэродинамическом следе. А «шайбы» пришлось сделать столь здоровенными потому, что огромная нагрузка с её большой парусностью самым отвратительным образом влияет на путевую устойчивость – вот и пришлось придать килям столь гомерические размеры.

ВМ-Т теперь показывают на каждом МАКСе, я и не очень понимаю, для чего. Интересно – летать-то он может? Наверное, нет – хранится где-то в ЛИИ, в ангаре или на площадке. А мне вот повезло, я видел его летящим над Тушинским аэродромом во время авиационно-спортивного праздника в 1992, кажется, году.

***

А написал я это за тем только, чтобы пригласить вас на третий очерк про МАКС-2015. Тут у нас с вами бомбардировщик-пенсионер, правда, поработавший и на пенсии; а там – пенсионер-антибомбардировщик. То есть перехватчик. Причём настоящий, чистый, разработанный для ПВО страны и свершивший там всю свою карьеру. Посмотрите: http://vremena.takie.org/news/maks_2015_chast_3_perekhvatchik_pensioner/2015-11-14-407

10 комментариев

  1. ave verum:

    Вот хорошо — напомнил… Ты написал: не верьте, когда видите изображения ВМ-Т с комплектным «Бураном» на спине, а ведь именно такое изображение было на стенде возле этой Мясищевской «хвостатой птички», ей богу. Засняла даже, чтоб у тебя, как у знающего, уточнить. Ещё подумала: как-то этот «Буран» малость наискосок притулился… :)
    А вот вторая картинка там — похожа на настоящую: по всей вероятности и есть — с крупногабаритной конструкцией «Энергии» в полёте «на плечах».

    • master:

      Всё правильно. Как везли бак, я сам видел — в Тушино, кажется, в 1992 году.

      Или я это уже написал? :)

      • ave verum:

        Написал, в последнем абзаце… :)
        Думаешь, с тех пор он больше не взлетал?

        • master:

          Думаю, взлетал. Мог, по крайней мере. Может, и с «Бураном» ещё взлетал — не знаешь, как «Буран» везли в Германию? Главное в том, что он никогда не взлетал с «Бураном» с пристыкованными крыльями.

          • ave verum:

            Знаешь, я как-то искала инфу про этот технический музей в Шпейере, где «Буран» теперь стоит (примерно в 100 км от Франкфурта-на Майне, при случае, думаю заглянуть туда). И наткнулась у них на видео доставки до музея и рассказ, вот выдержка:
            «Знаменательным событием в истории музея становится приобретение российского космического корабля многократного использования «Буран», аналога американского «Шаттла». Транспортировка российского челнока весной 2008 года из Бахрейна открытым морем в Роттердам и оттуда на понтонах вверх по течению Рейна в Шпайер была беспрецедентным мероприятием. Наряду с «Бураном» музей техники Шпайер представляет в новом зале экспозицию космической техники «Аполлон и многое другое». Представленные в ней экспонаты отражают удивительную историю развития пилотируемых космических полетов. Можно увидеть все, что связано с космическим полетом, – от скафандров и питания в космосе до туалета, действующего в невесомости.»

  2. master:

    Ну, вот, спасибо.

    А круто, да? Ещё Бахрен, видать, на Буране бабки сделал :)

    А у нас его до Жуковоского — разве не по воде возили? Разве не для того, чтобы самолёты возить, рядом с ТМЗ канал прорыт?

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*