Skip to content
 

27 лет – от «Востока» до «Бурана» и от «Бурана» до сегодня

Как же, чёрт побери, летит время! Сегодня – 27 лет со дня полёта «Бурана».

ДВАДЦАТЬ СЕМЬ!!

Не буду я сегодня писать что-то про «Буран». Столько уже написал… Кто недавно сюда ходит, если интересно, просто вбейте в строку поиска слово «Буран». Из того, что покажет поиск, рекомендую сначала перейти по ссылке в конце поста 25 лет полёту «Бурана» – там кратко изложена предыстория: предшествующие проекты многоразовых крылатых космических аппаратов; потом надо прочитать «Буран». Состязание проектов; и в заключение – Автоматическая посадка «Бурана».

А сейчас… Сейчас можно только попечалиться.

Гонка сверхдержав имела положительные аспекты. Она привела к ряду достижений, которых без неё, может быть, и не было бы – в частности, в области пилотируемой космонавтики. Мы первыми вывели человека в космос, запустили не имеющую аналогов программу долговременных орбитальных станций. Штаты высадились на Луне, реализовали сами и спровоцировали нас реализовать программу тяжёлого многоразового космического корабля – «Спейс шаттл» и «Энергия-Буран» соответственно. От Гагарина до «Шаттла» прошёл 21 год, до «Бурана» – 27 лет.

И вот теперь те же 27 лет прошли уже после «Бурана». Гонки нет, она закончилась как раз во время полёта «Бурана». И что же сделано в области пилотируемой космонавтики?

Да ничего! Не только революционного, каким был и Гагарин, и высадка на другое небесное тело, и станции, функционировавшие годами, и многоразовые, маневрирующие в атмосфере космические корабли. И, кстати, сверхтяжёлые ракеты, которые сделали возможным Луну и «Буран».

В области пилотируемой космонавтики не сделано ничего не только революционного, но и по-настоящему, всерьёз нового.

Мама дорогая, сколько было «пост-шаттловских» проектов в Штатах! Самый амбициозный –программа NASP, в рамках которой предполагалось создать ОДНОСТУПЕНЧАТЫЙ крылатый корабль Х-30 «Венчурстар» длиной около 39 м, стартовой массой 1000 тонн, выводящий на низкую околоземную орбиту 20,5 тонн полезной нагрузки. Ко всему прочему, его двигатель должен был в течение полёта в атмосфере питаться воздухом, а не окислителем, который возят с собой.

Вот это была бы действительно революция. Но – не состоялась: в 2001 программа закрыта на этапе испытания крупных агрегатов Х-33 – аппарата-аналога в масштабе 56% (на картинке — оба этих аппарата, Х-33 слева). И не просто закрыли. Акцентирую: следующая программа была, если стоять на позиции романтика научно-технического прогресса, более убогой. Когда начали разговоры о скором прекращении полётов шаттлов, начали было программу так называемой «шлюпки для МКС», или «космического такси». Предполагалось, что грузы туда надо доставлять одноразовыми ракетами, но «шлюпка» должна быть всё-таки многоразовой и крылатой. Однако выводится на орбиту она должна была уже не «многоразово», а той же классической ракетой.

И что же? Закрыли и эту программу, а её заменой – надо же хоть на чём-то летать – стал «Орион» – классическая парашютная капсула, разве что многоразовая. Да и ту однажды уже закрывали, теперь, вроде, возобновили, но всё равно финала пока не видно.

Есть ещё программы так называемых частников, но и из них до стадии практических полётов доведена простейшая – та же капсула – «Дрэгон», которая к тому же не умеет сама причаливать в космосе. И, к тому же, «Дрэгон» пока работает как беспилотный грузовик. Разработчики утверждают, что пилотируемый «Дрэгон» практически готов; может, и так, но посмотрим, что покажет жизнь.

А у нас? А у нас то же самое, почти буквально.

Сначала – больше, крылатые, многоразовые, воздушно-космические проекты 1980-90-х: Ту-2000, «Аякс». Тогда же и некоторое время потом – МАКС, составная космическая система горизонтального старта из самолёта «Мрия» и космической ступени – уже маленького, но всё ещё крылатого и многоразового самолётика с огромным подвесным баком.

Потом, прямо как у американцев с их «такси», у нас появился «Клипер» – такой же маленький, как их шлюпки, и тоже выводимый обычной одноразовой ракетой. Причём сначала был «Клипер» крылатым с горизонтальной посадкой, а потом стал парашютным…

А теперь что? Да то же, что и у американцев с их «Орионом»: капсула ПТК НП. До недавнего времени планировалась для неё не парашютная, а ракетная посадка – вот уж, блин, новшество! – но ещё посмотрим, чем всё кончится.

Как бы то ни было, от «Востока» и «Меркьюри» эти капсулы, «Орион» и ПТК НП, отличаются только увеличенным количеством мест и многоразовостью. Ну, система управления, конечно, несравнима; но, если брать самые основные характеристики функционала – то же самое.

То есть за 27 лет после «Бурана пилотируемая космонавтика практически полностью прошла ОБРАТНЫЙ ПУТЬ – от больших крылатых многоразовых аппаратов до капсул с вертикальным выведением и посадкой.

Конечно, я вспомнил далеко не все проекты, а те, что вспомнил, едва описал. Но, надеюсь, сказал достаточно, чтобы объяснить, почему в начале написал «попечалиться».

***

Ну, вот, пока писал, сегодня кончилось, наступило завтра. В смысле, кончилось 15-е, началось 16-е. Ну и ладно, не буду ничего менять. Вы лучше посмотрите на «Временах» второе сообщение про МАКС-2015: http://vremena.takie.org/news/maks_2015_chast_2_mi_24_dolguju_zhizn/2015-11-09-406

10 комментариев

  1. ave verum:

    Добавил бы хоть пару картинок, опять же, с того же МАКСа, что ли… А то — депрессняк какой-то :(

    • master:

      И шо тебе картинки? Я ж сказал — снимал мало. А депрессняк… А хто на него право имеет, как не я?! Если бы «Буран» продолжался, то я, может,до сих пор работал бы в КБ и был замом главного конструктора. Да, чуть не забыл: и с орденом! Дружбы народов.

      А ты говоришь, картинки…

        • master:

          Неееееееееее, я знаю, что там давали. Пережил награждение за комплекс подготовки полётного задания для… ну, ты понимаешь, для чего, если было это в начале 80-х. «Дружбу народов» давали как раз такому уровню — зам. ГК, начальник направления… Очень я удивился, хотя тогда дружба народов ухмылки не вызывала. По крайней мере, как идеальная цель для реальных процессов.

      • ave verum:

        А почему замом? Или здесь тоже депрессняк? ;)

        • master:

          Нет, товарищ. Насмотрелся я на главного конструктора, на его заботы, нервы и пр. Замам тоже живётся ох как нелегко, но всё-таки… Принимать решения — это только кажется просто. Я не против — принимать решения, и принимал их. Но всегда знал, что, если попадается проблема, по которой я принять решение не могу, не решаюсь, — у меня есть начальники, которые помогут — заметьте, с соответствующим разделением ответственности.

          А у главного этого нет. Наверное, наоборот: у него есть много таких, кто ждёт, когда он ошибётся. Не в коллективе — у нас ему соперников не было — а где-то там, вовне.

          И потом, истинно говорю вам: главному конструктору нужна харизма. Даже для работы с подчинёнными. Моей харизмы для уровня главного маловато. На начальника отдела точно хватило бы, так что с замом я, может быть, ещё и погорячился.

  2. master:

    Товарищ — это тебе. А что?

  3. master:

    Чем наградили… А меня-то за что награждать?! Это было в самом начале моей работы, я ещё совсем никем был. Да и занимался я в рамках этой темы… Точнее, не я, а весь наш сектор, потом отдел… Заметила, я никогда об этой теме не рассказываю ничего по технике? Потому что был ну так сбоку, что аж совсем почти не видать. Хотя вполне полезно — для себя, в плане набора знаний и даже умений.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*