Skip to content
 

МАКС-2015, ч.1: про Ан и Антонова

Оказывается, 30 октября стукнуло 30 лет со дня первого полёта Ан-124, произведённого не на Украине, а у нас, в Ульяновске. Я уже писал о нём довольно подробно вот здесь, и с американским аналогом, С-5 Galaxy, тоже сравнивал (про С-5 подробно здесь). Но почитал статью с super-arsenal.ru, и как-то всколыхнулось…

На фото – картина с нынешнего МАКСа, очень она мне понравилась. Ил-76 – большой самолёт, но Ан-124 – ещё намного больше. Снимал издали, через полосу, с которой там летают, так что не обессудьте. Но очень мне понравилась картинка. С расстояния-то, может, и лучше. Выразительно. Кликните, имеет смысл.

Я истово, даже неистово, с завываниями и конвульсиями, приношу извинения за чудовищный провал в активности. Но сделанного не вернёшь, не будем же на нём концентрироваться. Зато сейчас напишу некороткий и вполне оригинальный текст. Про Ан-124.

Ан-124, знаменитый наш «Руслан», самый сегодня большой и грузоподъёмный серийный самолёт в мире. В Книге Гиннеса он зафиксирован как самолёт, перевёзший самый большой в истории авиации моногруз – электрогенератор «Сименс» весом более 135 тонн. Правда, это мне не совсем понятно, так как однажды «Руслану» пришлось доставить из Владивостока на якутский аэродром японский самосвал фирмы «Юклид» весом в 152 тонны. Может быть, с самосвала перед погрузкой сняли кузов для уменьшения габаритов?

Традиционно «Руслан» сравнивают с Galaxy. Об этом американце я тоже писал, и горевал немало, что он не позволил долго лидерствовать другому антоновскому гиганту, турбовинтовому Ан-22 «Антей». Но «Руслан» превзошёл Galaxy примерно настолько же, насколько первая модификация Galaxy превзошла «Антея». Вот поглядите.

Для Galaxy первой модификации С-5А реальную, эксплуатационную нагрузку установили – 79 тонн. Хотя проектировался он, чтобы возить более 100 т. Оказалось, что крыло недостаточно прочное. Перепроектировали крыло, доработали выпущенные машины, назвав их С-5В, потом, во второй половине 1980-х, построили уже с нуля 50 штук модификации «В». И вот в рекордном полёте 17 декабря 1984 года С-5В поднял 111,461 тонны на высоту 2000 м. Мировой рекорд.

Но уже 26 июля 1985 года на «Руслане» в одном полёте был установлен сразу 21 мировой рекорд, среди которых – подъём груза 171,219 тонны на высоту 10 750 м. После этого Локхид ещё раз усовершенствовала свой Galaxy, в числе прочего поставив более мощные двигатели и назвав – С-5М Super Galaxy; но рекорд-то остаётся за «Русланом», значит, и умощнённый С-5М его не переплюнул.

Что касается рабочих нагрузок. Про С-5В пишут так: эксплуатационная 118 387 кг (как я понимаю, 260 тыс. фунтов); для военного времени 130 950 кг (290 тыс. фунтов). У С-5М – 129,4 тонны. Для Ан-124 пишут – 120 тонн, но мы же помним про генератор в 139 тонн и самосвал в 152 тонны. Это не рекорды, это нормальные штатные транспортные операции. И никакое не военное время )) А главное, в модификации Ан-124-100М-150, которая завершила сертификационные испытания ещё в 2007 году, «табельная» полезная нагрузка равняется уже 150 тоннам… Так что мы всё равно впереди, и с большим отрывом.

Кроме того, при всей своей громадности «Руслан» может работать с грунтовых и ледовых аэродромов, что было подтверждено практически. Правда, если я правильно понял, это были всё-таки скорее исключительные полёты с исключительными экипажами. Но всё же это значительный факт, если учесть, что подобные обещания звучали и от создателей Galaxy, да не сбылись. Причём обещания были именно подобные, а не точно такие. Помягче были обещания: планировалось, что при необходимости С-5 сможет садиться – да, на грунт, но – по-быстрому покрытый металлическими листами. Не смог, однако.

И последний штрих. В мае 1987 года один из «Русланов» совершил беспосадочный перелёт вдоль границ СССР протяжённостью 20151 км, перекрыв достижение B-52H – стратегического бомбардировщика! – равное 18 245,5 км.

***

Теперь отдамся злободневности. Я написал, что Ан-124 – наш. Если сюда зайдёт кто-то с известным в последнее время умонастроением, он скажет: не ваш, а украинский. И я хочу напомнить, откуда вообще взялся Антонов в Киеве. А то об этом как-то редко вспоминают.

Олег Константинович Антонов родился 7 февраля 1906 года в МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ. После окончания ЛЕНИНГРАДСКОГО ПОЛИТЕХА в конце 1930 года Антонова направили в МОСКВУ для организации Центрального конструкторского бюро по планерам. В 1933 году назначили главным конструктором планерного завода в ТУШИНО. В конце 1930-х его пригласил к себе на должность ведущего инженера Яковлев, КБ которого, как известно, находилось и находится на ЛЕНИНГРАДСКОМ ШОССЕ, ВОЗЛЕ МЕТРО «СОКОЛ».

В первые военные годы Антонов строит транспортно-десантные планеры на своём заводе, эвакуированном в ТЮМЕНЬ. В 1943-м становится заместителем ЯКОВЛЕВА и в октябре 1945 года уезжает в НОВОСИБИРСК – руководить филиалом яковлевского КБ на тамошнем авиазаводе. В мае 1946 г. филиал этот преобразован в новое КБ, главным конструктором которого стал Антонов. И там он сделал знаменитый Ан-2.

И только потом произошло перебазирование в Киев. Потому что Новосибирский завод не мог строить Ан-2, так как его загрузили выпуском реактивного МиГ-9. Вообще, все хорошие заводы были заняты – происходило фундаментальное перевооружение авиации. Серийный выпуск Ан-2, как оказалось, можно было налаживать всего на двух заводах: ростовском №168 и киевском №473.

473-й, под первоначальным названием «Авиант», был организован на базе отдельных мастерских в 1920 году для ремонта старой иностранной авиатехники. Потом построил 4-местный пассажирский одномоторный моноплан Калинина К-1, который в серию не пошёл. Но была и серия: 6-местный скоростной ХАИ-1, очень интересная машина, надо сказать. Первый в Европе пассажирский самолёт, преодолевший 300 км/ч. Первый серийный советский самолёт с убирающимся шасси. Построено 43 штуки, вовсю летали в Аэрофлоте до конца 1940-х годов.

В войну завод разбомбили, после освобождения там ремонтировали По-2 и собирали Як-3 и Як-9. В 45-м заводу поручили было делать вертолёты Братухина, но потом сменили задание на Ми-1, которых было выпущено всего-то пять штук.

Увлёкся я этим заводом, а хотел лишь показать, что это было маленькое, не сильно оснащённое предприятие с несильным коллективом. И вышло так, что пришлось Антонову ехать туда и всё там поднимать почти с нуля. Кстати, как раз сравнительно простой Ан-2 хорошо подходил для этой задачи.

Я хотел показать, что всё становление Антонова, от младенца до главного конструктора, прошло в РСФСР. И что становление нынешнего киевского АНТК связано с именем российского главного конструктора Антонова. И с производством Ан-2, разработанного в Новосибирске.

Так; на этом доказательство российского первородства заканчивается. Потому что, несмотря на восстановленную здесь историческую справедливость )), «Руслан», конечно, украинская разработка. Произведена она главным конструктором Толмачёвым, который, хотя и родился в Курске, но авиатором стал на Украине, закончив ХАИ, и всю жизнь на Украине работал. При этом Генеральным конструктором был Балабуев, который не только закончил ХАИ, но и родился в Луганской области.

И тем более украинский на «Руслане» двигатель – Д-18Т. Спроектирован в запорожском «Мотор Сич», который выпускает авиадвигатели с 1915 года, под руководством Лотарёва, тоже закончившего ХАИ.

Вот теперь историческая справедливость исполнилась – в смысле, стала полной. Правда, можно ещё добавить, что из 55 выпущенных «Русланов» 36 изготовлены в Ульяновске… Однако хватит. Позабавились, и хватит. Не могу я всерьёз делить советское наследство между Россией и Украиной. Будущее – другое дело, я не очень верю в восстановление братства двух народов на моём веку. Но это совсем-совсем другая тема.

***

А какая тема – эта? Да как всегда: на втором своём блоге я начал размещать рассказ про МАКС-2015. Начал с интересного прибамбасика, неожиданно обнаруженного на Як-130. В этот раз не будет, как в лучшие времена, когда рассказ про МАКС состоял из полутора десятков серий. Но несколько будет, и вот – первая из них: http://vremena.takie.org/news/maks_2015_chast_2_mi_24_dolguju_zhizn/2015-11-09-405

6 комментариев

  1. ave verum:

    Что-то углубился ты в историю… Или это к 30-летию полёта Ан-124, а не к МАКСу?
    Уж коли вспомнил о серийном выпуске Ан-2, мог бы в связи с МАКСом, сказать о тех «модернизированных» — с видоизменёнными или обрезанными крыльями. :)

    • master:

      А мой блог — куда хочу, туда и углубляюсь! :) А по модернизированным Ан-2 мне сказать нечего. Я про модернизацию этого агрегата ещё в школьные годы читал в «Моделисте-конструкторе». А сегодня как раз прочитал в рассылке, что в Сибири заводец строится на 4-5 ремоторизированных Ан-2 в месяц. И будет он летать вдвое дальше с вдвое бОльшим грузом и в полтора раза быстрее. Что ж, флаг в руки. Ничего против не имею, а, наоборот, буду рад.

      • ave verum:

        Это что: забирай свои игрушки и не писай в мой горшок? А? ;)

        Ха, он только что прочитал в рассылке… Это они и были на МАКСе, из СибНИА — выставляли пару своих самолётов (один — с необычным крылом). А другие, из Ейска (компания «Технорегион»), сделали из Ан-2 подкосный высокоплан, и внутри — VIP-салон с мини-кухней и биотуалетом.

        • master:

          В горшок мой, ясное дело, не писай. А игрушки свои оставь :)

          В рассылке я прочитал — ты внимательно читаешь? — в рассылке прочитал про ЗАВОДИК НА 5 САМОЛЁТОВ В МЕСЯЦ. То есть — серия, хотя и небольшая. Что-то я не помню на том МАКСе разговоров про серию. Про проблемы — помню, а про серию — нет.

          Впрочем, память у меня не самое сильное свойство :)

  2. ave verum:

    Игрушки эти — твои. :-D
    Рассылка эта твоя — устаревшая уже, либо сведения с того же МАКСа запоздалые.
    Как раз на МАКСе и говорили про серию: в первый день, когда мы бродили с Колгановым, а он конкретные вопросы задавал. Стояли у этих самолётов люди не последние, т.е. не статисты, а имеющие отношение к теме.
    А ты пришел на третий день. ;)

    • master:

      Ну так всё отлично! Даёшь турбовинтовой кукурузник! Да ещё с повышенным аэродинамическим качеством! Может, кто и против, а я — за!!

      Кстати, на прошлом МАКСе смотрел, как он летает — роскошно летает! И взлетает прыжком, и тормозит мгновенно. Вроде я об этом даже написал.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*