Skip to content
 

России необходима реиндустриализация

Спор по поводу сравнения экономики Российской Федерации и доперестроечной РСФСР продолжается. Опять я отвечаю Игорю постом, а не комментарием. И на этот раз больше соглашаюсь, чем спорю. Единственное, на чём продолжаю стоять: не всё у нас загублено! Не всё! Моя основная мысль: «всё пропало» – это стереотип. Ощущение, если говорить строго, неверное. Потеряно многое, но не всё. К тому же были и худшие времена, тоже не надо забывать. С другой стороны, нельзя не помнить, что ситуация критическая, курс надо реально менять, а как это может получиться – непонятно.

Вот комментарий, на который отвечаю:

Ваш первый посыл я понял так: хоть армия условно РСФСР была в 2 раза больше РФ, но удорожание ВВТ за 30 лет сделало расходы на армию равным РСФСР. Не факт, учитывая, что темпы развития ВВТ в мире резко упали после развала СССР. Почему Вы для примера берете Су-7, а не Су-27? Мы же сравниваем РФ с поздним СССР. И инфляцию доллара не учитываете.

Второй Ваш посыл: отсутствие в РФ производства ряда видов товаров промышленности по сравнению с РСФСР не говорит о более низком промпроизводстве, т.к. они могли скомпенсироваться ростом производства сохранившихся товаров. Может это и так, но не очевидно. Во всяком случае в честности цифр о почти советском промпроизводстве это позволяет сильно усомниться.

P.S. Отверточная сборка иномарок много к ВВП не добавляет.

***

К первому посылу (мой п.3 http://bwana.ru/?p=8111). Да, Су-7 я, пожалуй, взял некорректно. Понимаете, до сих пор помню впечатление, которое испытал, увидев эту цифру – а было это давно, в начале 80-х, когда в нашей печати, по крайней мере массовой, таких вещей днём с огнём было не найти. По «Зарубежному военному обозрению» я знал стоимость зарубежных истребителей, они были, типа, $10-15 млн. И меня эти $2 млн сильно поразили. Хотя я и понимал, что Су-7 – куда более простая машина, чем тот же «Фантом».

Но в остальном по первому посылу настаиваю на своём. По крайней мере качественно. Полагаю и даже уверен, что Пашин писал про 2,5-кратное увеличение стоимости, учитывая инфляцию. Но ладно, давайте попробуем по-другому.

1. Падение покупательной способности доллара я посмотрел по калькулятору http://www.usinflationcalculator.com/. Он показывает: нечто, стоившее в 1980-м $20, в 2014 стоило уже $57,46. То есть для получения эквивалентной цены 1980 года цену 2014-го надо разделить на 2,87.

Далее. В заметке о результатах продаж вооружения в 2002 г. (http://www.kommersant.ru/doc/362183) написано, что Су-27 продавался в среднем за $22 млн. Доллар 2002 года я, с вашего позволения, определю, тупо считая, что он равномерно снижался в период с 1980 по 2014-й. Тогда коэффициент будет равен: 2,87 /34 * 22 = 1,86. Значит, будем считать, что в начале 80-х Су-27 стоил 22 / 1,86 = $11,8 млн. Но он стоил ещё дешевле, потому что в Су-27 образца 2000-го наверняка есть много такого, чего не было в 1985-м, когда он пошёл в ВВС в серьёзных количествах. Поэтому я принимаю стоимость Су-27 середины 1980-х за $10 млн. И получаю, что на деньги, затраченные в 2014-м на закупку боевых и учебно-боевых самолётов, в середине 1980-х можно было купить 150 Су-27.

2. «Всего, по оценкам зарубежных специалистов, в начале 90-х гг. СССР располагал не менее чем 500 самолетами Су-27» (http://aviation.gb7.ru/Su-27.htm). Давайте поверим этой цифре, качественно, на моём любимом уровне «плюс-минус лапоть» она соответствует всяким другим данным. Считаем, что в начале – значит в 1992 году. Серийное производство началось в 1982 году, получается, по 50 машин в год в среднем. Понимая, что для этого случая «в среднем» не пойдёт, предлагаю согласиться на годовое производство 100 штук.

3. А выше у нас получился эквивалент закупкам 2014 года – 150 штук «класса» Су-27. Конечно, в это время выпускались не только Су-27. Шло производство и МиГ-29, причём более массовое, чем Су-27; и МиГ-31, но тут цифры должны быть довольно скромные. МиГ-29 дешевле Су-27, МиГов-31 выпускали сравнительно немного – я считаю, что с моей степенью приближённости можно говорить о ежегодном выпуске в СССР 200 «эквивалентов».

То есть больше, чем моя «оценка эквивалентности» – 150 штук. Но ненамного. Если же учесть, что сегодня производится намного более широкая номенклатура намного более дорогого вооружения к покупаемым самолётам; что поставки самолётов сопровождаются всякими тренажёрами и прочим оборудованием «вокруг»; что наверняка ещё идут вливания в производственную инфраструктуру, если не самих сборочных заводов, то уж по кооперации-то точно; наконец, что речь всё время идёт об СССР, а не об РСФСР, – если всё это учесть, то получается, что денег сегодня на обеспечение закупок тактической боевой авиации идёт скорее не столько же, а больше, чем в поздней РСФСР.

***

К второму посылу (мой п.2). Знаете, я перестаю спорить по поводу промышленного производства. Часа полтора смотрел сравнительные данные, искал, где же та закавыка, которая позволяет говорить о «почти равенстве» поздней РСФСР и сегодняшней РФ. Не нашёл. Старался обходить статьи прицельно-критического характера, и всё равно не нашёл. Зато нашёл массу традиционно значимых, показательных отраслей, в которых соотношение РФ к РСФСР составляет меньше 10%. Металлорежущие станки, экскаваторы, шерстяные ткани…

Для самоуспокоения приведу несколько отраслей с приличными показателями. Но уже по их количеству – всего в таблице, из которой я их беру (http://kprf.ru/ruso/137995.html – не думаю, что, раз КПРФ, то и смотреть не надо), всего их в той таблице 55 строк. А приятно смотрятся лишь немногие из них… Если учесть, что всякая добыча и выпуск продукции неглубокого передела приятно не смотрятся.

Процент взят для 2013 года по отношению к 1990-му.

Нефть (включая газовый конденсат) 100,2%

Газ естественный 102%

Чугун 84,2%

Прокат готовый черных металлов 90,9%

Трубы стальные 84%

Электроэнергия 97,1%

Легковые автомобили 174%

Вагоны метрополитена 144%

Ввод в действие общей площади жилых домов 143%

Минеральные удобрения 114%

Бытовые холодильники и морозильники 108%

Бумага 89,7%

Картон 98%

Урожайность зерновых 118%

Урожайность льноволокна 488%

Картофель 98%

Сахарная свекла 117%

Подсолнечник 300%

Овощи 143%

Яйца 86,9%

Мясо (в убойном весе) 79,2%

Кое-что я опустил, типа электромясорубок. Кое-где понятна значительная степень «отвёрточности» – в легковых автомобилях, холодильниках… Кроме того, в той таблице, откуда данные, явно многого нет, например, нет ни самолётов и фармацевтики (где провал), ни атомной промышленности и оборонки с космосом (где хорошо). Но некоторое представление о том, что называется реальным сектором экономики, она, конечно, даёт. О том, что близко к шкуре обычного человека… И уж во всяком случае даёт достаточно оснований для того, чтобы я перестал настаивать, что промпроизводство и сельское хозяйство РФ догнало РСФСР. Чтобы я подтвердил очевидную вещь: реиндустриализация необходима.

Правда, с другой стороны переписанные строчки позволяют увидеть те точки, где у нас уже прилично или даже хорошо. А ведь это и есть философская часть моей задачи, помните? Я писал два поста про нашу экономику (1, 2) для того, чтобы показать, что огульное «всё в заднице» – неправильно. Не всё в заднице. Всё в заднице – это, всё-таки, стереотип. Извините за грубое слово :)

8 комментариев

  1. Владимир:

    Почему-то не верится, что производство холодильников в России — только отвёрточное. Не такая уж это сложная продукция, чтобы не уметь её делать полностью в России. Есть отечественные холодильники Атлант и Саратов. Правда не знаю, насколько процентов они отечественные. В любом случае, если что-то из комплектующих и закупается за рубежом, то сомневаюсь, что это трудно научиться делать у нас. Автомобили тоже отечественные есть, правда в этом плане лучше выглядят грузовики и автобусы, нежели легковушки.

    • master:

      А также троллейбусы, тепловозы, гидро- и турбогенераторы и много ещё всякого такого, что не сразу придёт в голову нам, видящим только поверхность жизни, и то по преимуществу городской.

  2. Игорь:

    Вы не учитываете, что Су-27 80-х стоил значительно дороже нынешнего из-за меньшей серийности, поначалу даже в основном вводились опытные машины. И зря небрежно отбрасываете МиГ-29. Он может и дешевле, но и производить его предполагалось больше, чем Су-27, на то он и легкий фронтовой. Также учитывая, что Су-27 и МиГ-29 были по сути полуопытными машинами в 80-х, много закупалось и истребителей предыдущего поколения.

    И еще. Я не всепропальщик. При Путине действительно страна поднялась из ямы 90-х (на самом деле благодаря частичному применению социалистических методов — госкорпорации и пр.). Но до РСФСР 90-го года еще очень далеко и это при имеющейся стагнации.

  3. Павел:

    страшные цифры
    топтание на месте
    и где хорошо с космосом
    услуги Извозщиков
    бессмысленность пребывания российских космонавтов на МКС ,починка туалетов?

    • master:

      Не согласен. Да, тормознулись, и сейчас плохо понимаем, как идти дальше. Сравнивать результаты РФ с уровнем, достигнутым страной, которая 70 лет целенаправленно наращивала экономическую мощь, допустимо; только не надо забывать, что было с этой страной с момента максимальной мощи и до недавнего времени.

      Не знаю, помните ли Вы, как мы жили в 1993 году; я-то отлично помню и писал об этом. Отрицать, что мой уровень жизни вырос в несколько раз — значит бессовестно грешить против правды. И это было задачей первых лет президентства Путина! Народ вытащить из буквальной нищеты. И ещё — страну сохранить, потому что попытки уйти из-под контроля были — не только у олигархов, но и у региональных царьков. Это была задача неотложная, и надо было использовать любые ресурсы, которые были под рукой. Самые быстрые ресурсы…

      С чем соглашусь — что хвататься за голову надо было раньше. Лет на десять.

      Услуги извозчиков? Так космонавтика, пилотируемая во всяком случае, это и есть услуги извозчиков. Почему такое отношение к транспортным услугам? Это, что, низменно? Презренно?

      А МКС — Вы хорошо знаете, чем там занимаются? Или Вам «Рабинович напел»? Было время, работал я в КБ, читал периодический (кажется, раз в две недели) бюллетень для служебного пользования. Там по МКС были многостраничные отчёты, прямо дневники — чем занимались каждый день. Уверяю Вас, починка туалетов была ну очень редким занятием.

      Впрочем, наверное, чтобы иметь представление, достаточно и журнала «Новости космонавтики».

      Действительно, использование МКС, да и сама её концепция, могли бы быть значительно лучше. Но и в нынешнем состоянии они такого, безапелляционно-унижающего отношения не заслуживают. Не надо мыслить категориями плохих голливудских блокбастеров или хорошей советской (да и иностранной) фантастики. Где отважные парни борются с чем-то непостижимым на Марсе или сажают аппарат на камень в кольце Сатруна. В реальности всё в тысячу раз, да нет, просто несравненно сложнее, чем там написано.

      Да, плохо у нас с космической программой, не хватает центральной идеи, глобальной цели. Но её всем не хватает! Это кризис не наш — мировой. И, как бы то ни было, это не повод для того, чтобы не признавать наши лидерские позиции там, где они есть.

  4. ave verum:

    Опять придерусь к урожайности льноволокна — почти 500%. Не в смысле того, что не верю, а потому, что урожайность-то, может, и возросла в 5 раз, но площади посевов уменьшились не эквивалентно, почему и вполовину меньше производится теперь. И продуктами с/х вяло у нас: получается, есть нам только картошку, обильно политую подсолнечным маслом… 8-)

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*