Skip to content
 

День Гражданской авиации

Флагман «Аэрофлота» 1980-х годов

Вот только не надо… А то я сам не знаю, что опоздал на полтора суток? Ну и что? Занят был человек, неужели непонятно.

Вы лучше скажите: вы узнаёте самолёт на фотографии?

Вспоминаю детский анекдот.

Учительница ведёт первый урок – ещё никого не знает. Поворачивает птицу хвостом к классу и спрашивает: определите эту птицу. Вот ты, мальчик, скажи-ка…

– Не знаю.

– Вот как? – открывает журнал, – назовись.

Мальчик поворачивается задом, наклоняется:

– Определите…

Анекдот детский и, в общем, никакой. Однако вспомнился – сами понимаете, почему. Впрочем, самолёт на фото определить всё-таки проще: не сосем уж задом он стоит.

Да, это – некогда флагман советской гражданской авиации, первый советский аэробус Ил-86.

Построили их всего 102 машины, включая все досерийные и первую серию. Думали, будут следующие серии, да вот не вышло… Сейчас в эксплуатации находятся четыре Ил-86ВКП – воздушный командный пункт; как вы понимаете, это совсем другая песня…

Основной причиной – технической, я имею в виду, – стали двигатели. О них пишут, что они неэкономичные, к тому же у них было неприятное свойство: при жаркой погоде на взлёте режим из становился опасным, и система управления либо уменьшала подачу горючего, либо вообще отключала движок.

Это вы можете прочитать в интернете, а я могу вам показать, что говорил по этому поводу Генрих Васильевич Новожилов, наследник Ильюшина на посту Генерального конструктора; Ил-86 делался под его руководством. Причём рассказывал он лично мне.

Ну, то есть, конечно, не совсем лично мне, а группе товарищей. И, конечно, не нам первым, не нам последним: очень хорошо было заметно, что Генрих Васильевич ведёт рассказ, давно готовый и не раз рассказанный. Хотя мне удалось несколько раз увести его в сторону от «генеральной линии».

Вообще-то я имею некоторое право заявлять, что Новожилов говорил лично мне. Если я об этом уже здесь писал, вы уж извините; но искать не буду – пусть будет повтор, ничего страшного.

Весной прошлого года праздновалось 120-летие со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина. Фирма «Ил» по этому поводу проводила целую череду мероприятий, и одним их них были, в количестве нескольких штук, встречи Г.В. Новожилова с прессой. Наш Сергей А. Александров к тому времени работал на «Иле», естественно, предложил мне такую возможность – он сказал, это будет интервью.

Я, как водится, накатал вопросы, передал… Думал, мои вопросы будут среди вопросов других приглашённых Когда приехали на «Ил», оказалось, что нас всего ничего: кроме меня, один журналист и два сотрудника пресс-службы «Ила». И журналист тот был, как я понял, вовсе не специального авиационного профиля. Так что 1) вопросы там были только мои, и 2) вопросы по ходу задавал тоже только я. И обращался Генрих Васильевич (когда того требовала логика беседы) тоже ко мне.

Вот я и говорю – рассказывал лично мне :)

Другое дело, что, как я говорил, не очень-то это было интервью по вопросам. То есть он их читал, но цеплялся, фактически, только за названия самолётов и фамилии, и дальше говорил не столько то, что было в вопросе, сколько то, что хотел сказать сам.

Но это к делу не относится. Давайте всё же про Ил-86 и его двигатели. Вот прямая речь Новожилова.

«На Ил-86 мы поставили двигатели НК-8-6 – развитие НК-8-4, предназначенного для новой версии Ту-154. (Потом один дефис убрали, и двигатель стал называться НК-86 – В.М.). Мы понимали, что это не шедевр: степень двухконтурности всего 1,1. Но у него был малый диаметр, что улучшало аэродинамическое качество самолёта; это позволяло в значительной мере скомпенсировать проигрыш в характеристиках, обусловленный сравнительно высоким расходом топлива двигателем с малой степенью двуконтурности.

Но НК-8-6 был надёжен, и я ни разу не пожалел об этом решении.

Точнее, потом-то пожалел… Но это связано не с техникой, а с экологией. Во второй половине 1970-х Ил-86 соответствовал международным нормам по шумам. А потом нормы выросли, и это закрыло перспективу для первого советского аэробуса».

Конец цитирования.

Были планы ремоторизации, но в конце концов вместо модернизации Ил-86 сделали новый самолёт – Ил-96. С другими двигателями, имевшими большую, «пассажирскую» степень двухконтурности.

Ну, вот, хотел написать анонс на «Такие времена», а получился самостоятельный пост. Так что не надо меня корить за забвение Бваны, как тут некоторые допускают… :)

Кстати, если интересно, могу выложить всё интервью. Теперь уже точно можно, почти год прошёл.

Но на «Времена» вы всё-таки сходите. Я там дал материал – текста немного, картинок много. Он был сделан для «Техники – молодёжи» по другому поводу: к международному юбилею, 100-летию коммерческой авиации. Обидно мне стало: одна фирма, делающая неплохие коллажи к разным событиям, выпустила по этому поводу свой опус. И там, представляете, вообще ни одной нашей машины! Так что на их две полосы мы с Сергеем А. Александровым сделали наши две.

Впрочем, это я уже начинаю пересказывать то, что написал на «Временах». Это лишнее; да и 10-е уже кончается, опоздание моё может достичь уже двух суток. Так что кликайте, там всё написано: http://vremena.takie.org/news/den_rozhdenija_grazhdanskoj_aviacii/2015-02-10-367

16 комментариев

  1. ave verum:

    Ой-ёй-ёй, как он переживает из-за упрёков за «забвение Бваны». Уже не первый пост читаю.
    Некоторые — не допускают, а журят по-дружески. А как ещё? Блог — твой, хозяин — барин. Ну, обчитались тут мемуаров малость… :)
    Я вот тоже придерусь: описка в двенадцатой строчке сверху — не очень в контексте.

    На Временах, поскольку ты там раньше выступил с поздравлением, уже начали тебя щипать понемногу… ;)

    • master:

      Ну, обчиталась… Уж прости такую слабость. Ты, главное, свои большие комменты с рассказами о жизни сохраняй в файлах. Потом соберёшь в сборник. Про «какова была наша советская жизнь на самом деле». А я напишу предисловие — не пожалеешь! :)

      Не пойду во «Времена». Боюсь щипотки :)

  2. ave verum:

    Я же в шутку — «обчиталась»… Наоборот, очень всё здорово! :) Только ты редко сам сюда заходишь. :(
    В «Молодой гвардии» есть такая серия «Повседневная жизнь» — может стоит взяться, как думаешь? Я даже познакомилась с ведущим этой серии — на Non fiction. Да ты и сам мог бы написать на эту тему…

    • master:

      Ты погляди, сколько серий я уже начал и не закончил! И потом… Для таких вещей нужно настроение, так? А когда руководишься настроением, то как раз и получается на последовательное изложение, а эссе. И так оно мне нравится: или эссе «по волнам моей памяти», или рассказ о конкретном событии, вроде сортира на Хантайке или майора Зелинского.

  3. ave verum:

    Мне в руки попала книга из серии «Повседневная жизнь» — переводная — Калифорния во времена «Золотой лихорадки». В ней довольно коротенькие главки, объединённые в более общие темы. Наши авторы тоже уже что-то выпускали в этой серии. Думаю, то, что ты перечислил выше — как отдельные главки очень даже подходящие.
    По себе знаю, если руководствоваться только настроением, ничего масштабного не сделаешь. Но для книги можно было бы напрячься, тем более, ты же вот напрягаешься для чужой книги, согласись, не за безумные деньги, а здесь говоришь о настроении… :(

  4. ave verum:

    Так надо же тему найти, предложить план и договариваться… Если есть идеи — можно попробовать предложить.

  5. ave verum:

    Идея-то, может, и есть, но нет чёткой формулировки, что ли… Думаешь, так просто пойдёт: «какова была наша советская жизнь на самом деле»? Я вот сомневаюсь. Надо что-то конкретное, да и не вся же тут советская жизнь.
    В прошлом году я ездила на встречу выпускников в питерский Политех (по поводу его 115-летия), там собирались все выпуски — кто, как говорится, дожил и смог приехать. И после торжественной части, на фуршете, я разговорилась с одной выпускницей 50-х годов (представляешь, сколько ей лет, наверное). И она мне рассказала, как лет десять назад нашёлся среди оставшихся от выпуска энтузиаст, который собрал воспоминания о студенческой жизни тех лет. Потом они дружно нашли спонсорскую поддержку — издателя, и выпустили книгу. Говорит, что года 2-3 над книгой работали, поскольку трудности были — всё-таки более 50 лет минуло с тех пор. Полистала я эту книгу — здорово, конечно.
    Но они ведь работали — куда вывезет. А если под издательство (под серию) действовать, то нужен план чёткий, о чём речь идти будет и всё такое прочее…
    И в каком смысле «схвачено»? Давай неси, что ли?

    • master:

      Ладно, брось, я шучу. Если задуматься — наверное, прежде всего потому, что совсем не верю в такую затею. Но, если у тебя есть хотя бы приблизительная мысль об издателе, то можно и поговорить поподробнее. Пока с тобой, разумеется :)

  6. ave verum:

    Мне кажется, как раз главная беда в том, что не веришь в затею. Не могу сказать, что и я до конца верю. Но вот скажи, как удаётся небезызвестному тебе деятелю периодической печати находить средства подо всякие книги, которые даже и не он пишет? Что, только брендом ТМ козыряет? Или просто, набравшись наглости… 8-)

  7. ave verum:

    Ну да, и в этот момент он искренне верит в то, о чём говорит… ;)
    Однако же, не всегда он воочию общается — ещё и по телефону умудряется провёртывать дела. А ты ему разве гранты не оформлял на книги?

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*