Skip to content
 

И не важно, есть ли у ракеты задний мост

Начиналось это давно, и вот теперь случилось. 13 июля ракетой Falcon-1, разработанной относительно небольшой компанией SpaceX, выведен на орбиту малайзийский спутник дистанционного зондирования. Событие это расценивается как очень крупный, считай, революционный прорыв в самой идеологии эксплуатации космического пространства: одна частная компания напрямую покупает пусковую услугу у другой частной компании – и никаких тебе НАСА, никаких Роскосмосов и ЕКА.

Безусловно признавая полезность и прогрессивность такой «демократизации», считаю нужным, объективности ради, вспомнить ещё кое-какую информацию и привести ещё кое-какие соображения.

Первая частная ракета-носитель Falcon на авиабазе Ванденберг

Согласен с публикацией, на которую сослался, в том, что разработка жидкостной ракеты, способной вывести что-то на орбиту, – действительно дело сложное, и малая фирма, первая с этим справившаяся, заслуживает уважения. А вот восторг от того, что это частная фирма, – это мне странновато. А что, «Боинг», и «Мартин-Мариетта», и всякие другие традиционные подрядчики НАСА – они не частные? Эту проблему – частная, не частная, я уже брался обсуждать в статье про Х-приз. Вывод там у мня получился: надо разграничивать частную инициативу от государственной программы не по признаку отношений собственности, а по тому, вкладываются ли в нее бюджетные деньги или нет.

И вот тут вижу некую нестыковку между трактовкой «частности» в поминаемом сообщении на «Мембране» и той информацией, которая есть у меня.

«Мембранный» автор пишет:

«SpaceX же в этом смысле – пример взлёта крошечной космической компании почти без содействия государственной машины (не считая гранта NASA по программе «Коммерческая орбитальная транспортировка»)».

Проверил: сообщение о выигрыше датировано 21 августа 2006 года. А вот что нашёл я, ещё тогда, когда собирал исходные данные для статьи про Х-приз. Заметьте, это конец июня 2005 года, за год до гранта. Цитирую источник.

«В начале 2005 года Пентагон провёл конкурс среди частных компаний, целью которого является радикальное снижение стоимости выведения полезной нагрузки на орбиту. Пентагону нужна ракета, способная доставить на орбиту высотой около 210 км спутник массой около 50 кг. Ключевые условия: совокупная стоимость выведения не должна превышать $5 млн, а интервал от момента получения заказа на пуск до старта ракеты не должен превышать 24 часа.

Практически удовлетворяющий требованиям военных кандидат уже есть – частная компания SpaceX, разработавшая ракету-носитель Falcon, 2 мая 2005 года объявила о подписании контракта стоимостью $100 млн с Центром космических и ракетных систем ВВС США на разработку сервиса по «срочной» доставке на орбиту небольших полезных нагрузок (Responsive Small Spacelift, RSS). Как сообщается, первый запуск ракеты-носителя Falcon I с военным спутником TacSat-1 на борту может состояться уже в конце этого лета».

Ну и чего? Где правда-то? Или этот контракт с ВВС – это и есть «грант НАСА»? Это вряд ли…

Или я чего-то не знаю – типа, не заладилось что-то у SpaceX с ВВСами; в чём, впрочем, сомневаюсь, думаю, получили они эти деньги.

Или «Мембрана» неглубоко копала; в чём, впрочем, я бы их винить не стал, т.к. событие-то действительно и непустяковое, и однозначно приятное.

Потому что всякая частность-собственность, целомудрие относительно госбюджета – это интересно, уважаемо, но всё-таки вторично. А первично – на мой, разумеется, взгляд, – первично здесь то, что в заповедной доселе зоне оперирования гигантских корпораций и столь же гигантских правительственных и межправительственных организаций появляются новые игроки. Мало того, что новые, – нового «зоологического вида». Во-первых, это всем понятно, больше игроков – активнее конкуренция со всеми вытекающими благоприятными последствиями. А во-вторых, видовое разнообразие усиливает биоценоз, повышает его гибкость, приспособляемость, в конце концов, способность к выживанию как системы.

Так что – виват, SpaceX!

А там, глядишь, и другие подтянутся, которые в большей или меньшей степени дышат в спину. Вспомним рутановско-брэнсоновские «Space Ship’ы», вспомним Бигелоу с его орбитальным отелем, вспомним Dream Chasher от компании SpaceDev…

Похоже, пошло всерьёз. Что ж, попутный ветер в задний мост!

* * *

Ещё о космосе:

Каким быть космическому кораблю XXI века?

Прошло 30 лет, и нам опять хочется на Луну

Трудности и надежды «космического каботажа»

И снова здравствуйте

Мои поздравления Европейскому космическому агентству!

Просто помечтать, или кто кого обманет?

Кто кого обманет, вторая серия

В 90-е годы мы тоже создавали новую космическую технику

Полетел шестой турист, и вообще всё в порядке

Три романтики Байконура

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*