Skip to content
 

«Ангара»: по отмене пуска не плачем!

Плесецк. Подготовка к первому старту - дело небыстрое...

Пуск «Ангары» отложили. Сказали – на сутки. Однако вот сутки прошли, а я что-то не вижу не то что пуска, но и сообщения о новом его сроке.

Но это меня совершенно не смущает!

Скажу честно: этот пост – копия.

В это раз я успел к событию. Журналист, о котором я вам говорил в прошлой заметке, больше чем за сутки предупредил меня, что пуск назначен на 15.15 – дату я и сам знал. Я написал статью и в ночь на 27-е выложил на Таких временах.

Потом оказалось, что пуск не состоялся. Но я всё равно стал писать анонсы на другие ресурсы. Написал для сайта «Техники – молодёжи», для двух союзных сайтов. Анонсы, как всегда, с некоторой самостоятельной ценностью. Я и здесь, как вы знаете, чаще стараюсь написать не просто пару строчек, а нечто более солидное, с какой-нибудь самостоятельной мыслью. Правда, иногда иду на поводу у дефицита времени…

Ну вот, стал писать, каждый раз увлекался, писал немало и изрядно по-разному. И так нравятся мне эти анонсы… Так нравятся, что для бваны я решил в этот раз не писать новый, а взять один из уже сделанных. Вы сейчас убедитесь, что о том, что я в нём вспомнил, я ещё не писал.

Итак, пуск «Ангары» отменили. Кстати, было забавно наблюдать за журналистами. Смотрел я «Россию-24». Во-первых, потому, что этот канал провёл беседу со мной. Но вскоре выяснилось и «во-вторых»: нигде ничего больше не было! По крайней мере, на главных наших каналах я ничего не поймал.

Так вот, было забавно наблюдать за журналистами. Как всегда, один был в студии и ещё два – в других местах: в Плесецке и Красно… Краснознаменске? – в центре управления. Кстати, «моего» среди них не было. В которы раз говорю – серьёзный человек.

Когда отменили пуск, ребята попробовали сыграть в свою обычную игру. Тот, кто в студии, стал раз в несколько минут переключаться на «периферийных»: как дела? А как там могут идти дела? Это же не заварушка на площади, где – то ОМОН подъедет, то группа активистов из метро вывалит… Анализ причин остановки ПСП, да ещё когда это сделал не оператор, а автоматика – дело ох какое небыстрое. Недаром сутки, объявленные как задержка до следующей попытки, прошли, а о попытке ничего не слышно.

Ну, те и отвечали… Максимум конкретики: тут нам сообщили, что задержка произошла (с нажимом) по ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ. Интересно, по каким ещё она могла произойти?

В общем, растерялись ребята. Я не издеваюсь, но – смешновато. Однако перейдём, наконец, к анонсу.

***

Нельзя сказать, что я прямо вот ждал, что пуск не состоится. Но допускал такое легко. Я никогда не возмущался двадцатью годами, прошедшими от первых заявлений о проекте «Ангара» до первого старта. Во-первых, хорошо уже то, что дело дошло до этого самого первого старта. Потому что – сколько проектов, о которых мы слышали в 90-х, либо окончательно заглохли, либо до сих пор существуют в виде постеров, компьютерных презентаций и красивых моделей?

Во-вторых, все мы знаем, в каких условиях существовала космическая отрасль после, как говорится, шоковых реформ. А я к тому же совсем чуть-чуть, но поучаствовал в работах по «Ангаре». У нас была маленькая локальная тема: система автоматического дистанционного управления заправкой. Интересная система: вроде бы по идее, наземная, но часть аппаратуры располагалась на борту. Я так и не знаю, как она в результате реализована – ушёл из КБ раньше, чем что-то определилось. Не знаю даже, мы ли её в конце концов сделали.

Но хорошо помню, как шло финансирование: через пень-колоду. То выделят кусок денег – работа «включается». Потом деньги кончаются; а работ-то много, а людей-то мало – главный конструктор снимает народ и переключает на другие темы. Те, по которым платят деньги и, соответственно, вправе требовать результаты. Проходит годик – опять деньги на «ангарскую» тему. Опять совещание, опять люди – уже не обязательно те, кто занимался темой год назад.

Впрочем, об этом я тоже говорил в статье, упомянутой выше. А применительно к отложенному пуску хочу сказать вот что.

Основная работа нашего КБ в 90-е годы была – система управления разгонного блока «Бриз-М». Она, собственно, позволила сохранить КБ… Много уже лет прошло, подробностей не помню. По-моему, в 1999-м поехали мы делать первый пуск: «Протон-К» с «Бризом-М».

Мама дорогая, чего мы там натерпелись! Конечно, все положенные испытания были проведены, все результаты-сертификаты получены. И тем не менее.

Одна большая беда была: измерительные схемы одного из наземных проверочных блоков, доведённые «до звона» на стенде нашего КБ, на стенде и КИСе «Хруничева», отработавшие на горизонтальных испытаниях на космодроме, на стартовой позиции стали давать неустойчивые результаты! Понимаете, все вверены, что с бортом всё в порядке, а контрольные схемы время от времени дают сбой!

В чём дело, тоже понятно – но изменить-то ничего нельзя! Аппаратура сделана, проверка автоматическая, вся предпусковая циклограмма идёт «о нажатию кнопки», и инструкция написана соответственно и утверждена во всех «сферах». В общем, пришлось настраивать. На это ушло много дней, в самый острый период главный разработчик, пожилой уже мужик, и парень-монтажник не вылезали с объекта, по-моему, четверо суток, выглядели после этого ужасно: мятые, немытые, рожи обросшие, глаза красные – вылитые бомжи…

Однако «вылечили» аппарат. Хуже было другое. Барахлила гироплатформа. Да как подло барахлила – самый гнусный случай был, когда отказ произошёл на сухом прогоне. Это когда ракета стоит на столе, и идёт вся циклограмма ПСП, только ракету не заправляют. Обычно на следующий день следует пуск.

Платформу ту пришлось менять! Понимаете, что это? Ракету – со стола в МИК; снять КГЧ – космическую головную часть, т.е. (разгонник + спутник + головной обтекатель). Отстыковать спутник, блок – на стапель, добраться до гироплатформы, демонтировать. А в это время – интенсивные автономные испытания сменного комплекта. Который, кстати, в тот раз и для полёта-то не предназначался. Платформа тоже была совершенно новая (отсюда и отказы), стоила дорого, штатных экземпляров, кажется, всего два-то и было, из них конкретно предназначенный для лёта – один…

Все эти и ещё прочие дела заняли месяц. Месяц! Если бы всё шло штатно, хватило бы 10 дней. Ракету пустили, она упала из-за неисправности двигателе 2-й ступени. Но «Бриз-М», как показывал анализ телеметрии, до последней секунды работал штатно.

Это я к тому, что отмена пуска во время ПСП на совершенно новой ракете (вспомним гироплатформу – это борт), на совершенно новом старте (вспомним проверочный блок – это стартовая наземка) – отмена пуска в такой ситуации не может вызывать ни серьёзного раздражения, ни серьёзных опасений.

***

Но, конечно, я хочу сообщить вам о новой статье на моём блоге. Ясно, по поводу первого пуска – должен же я был к нему подготовиться? А знать, когда он состоится, мне не дано… И не хочу ждать неизвестно сколько времени, пока о нём объявят, и тогда «Ангара» опять появится «в информационном пространстве». Статья – по поводу критики «Ангары». Попробовал там показать, что истраченные на проект 100 млн руб. – абсолютно не бешеные деньги, как говорят его критики. Ну, и ещё кое-что.

Например, такой вопрос. Критика-то в основном нацелена на тяжёлую «Ангару А5»; а пускают лёгкую А1.2 с максимальной нагрузкой 3,8 т. И у тех, кому приятно (или полезно) критиковать, может возникнуть вопрос: а она зачем, лёгкая-то? Ну, вот, отвечаю в упреждающем порядке.

Заходите: http://vremena.takie.org/news/k_pervomu_pusku_rakety_nositelja_angara/2014-06-27-300

4 комментариев

  1. zaxer:

    причиной отмены старта новейшей ракеты Ангара 27 июня явился негерметичный дренаж клапана наддува магистрали окислителя — источник.

    • master:

      О! Спасибо. Надо будет поглядеть. Негерметичный дренаж клапана наддува — не до конца понятное сочетание. Нет, я не подвергаю сомнению слова источника; но надо поглядеть. Я знаю клананы наддува, которые служат для подачи газа в свободное пространство бака над компонентом. А дренаж — это, понятное дело, наоборот: стравливание газа из бака. Для этой функции я встречал три типа клапанов: дренажные (то есть управляемые командой); предохранительные (то есть автоматически срабатывающие от превышения давления); и дренажно-предохранительные (то есть совмещающие эти две функции). Чтобы один клапан совмещал наддув и дренаж — такого не встречал. Потому и интересно :)

      Как бы то ни было, хорошо, если так. По моим представлениям, такая неисправность не влечёт долгой задержки. Хотя, конечно, о сутках речи быть не может — слишком мало.

      • zaxer:

        другой источник ( Энергомаш) — клапан в баке, первая ступень, клапан несъемный, нужно резать.

        • master:

          Может, у них бак есть готовый? Или целый УРМ, где-нибудь на испытаниях?

          А насчёт наддува-дренажа я сегодня понял, кажется. Чего проще… Окислитель — жидкий кислород, он сам по себе наддувается, испаряясь. Его не поддувать надо, а стравливать. Вот так и получается: дренаж клапана наддува :)

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*