Skip to content
 

25 лет полёту «Бурана»

Нет, я не забыл про эту дату – 15.11.13. Как я мог забыть? Даже если бы я не имел никакого отношения к «Бурану» (но в остальном всё, как есть), для меня всё равно это было бы одной главнейших дат года.

Это было ещё в Советском Союзе...

Четверть века полёту»Бурана»!

Четверть века высочайшему нашему достижению в области космической техники!

Четверть века тому максимуму сложности, грандиозности и совершенства, к которому с тех пор мы даже отдалённо не приближались и нескоро приблизимся. Если вообще…

Вы знаете, я много писал про «Буран». Даже не хочу лазить по блогам и чужим сайтам, подбирать ссылки. Кто хочет, может набрать здесь «Буран» в поисковой строке.

И всё же удалось, пожалуй, написать статью, во многом новую. Правда, написана она в основном на тех же материалах, что и прежние; но результат получился, я считаю, довольно свежий.

Дело в том, что я подрядился написать – по поводу юбилея, конечно, – «буранную» статью для «Взгляда» – насколько я понимаю, это интернет-издание. Думал обойтись я обойтись малой кровью: скомпоновать по материалам недописанной своей серии «Каким быть космическому кораблю XXI века?» рассказ про всякие многоразовые проекты дошаттловской эпохи.

Но не тут-то было :) . Там рулит Михаил Рыбьянов, и это весьма серьёзный человек. Он хорошо знает, что ему нужно, и он направил меня в нужное ему русло. И благодаря этому я написал нечто новое по общему смыслу.

Получилась статья про горбатую кривую. Кривая технического прогресса в области космических пилотируемых систем: усложнение от начальной точки в виде капсул «Восток» и «Меркьюри», максимум – гигантские, многоразовые, крылатые «Буран» и шаттл и спад – сначала к маленьким, но ещё многоразовым и крылатым «Клиперу» и Х-38, а потом и вовсе к бескрылым, только что многоразовым ПТК НП и «Ориону».

Порассуждал, чего ждать в близком будущем. Не обгонят ли всех китайцы, или заправилами на орбитах станут частники…

Михаил разрешил мне разместить статью на моём блоге, а поскольку он её сокращал, то на блоге ещё и более полный вариант.

В общем, приглашаю почитать.

4 комментариев

  1. У ракеты Энергия ступени многоразовые.Они сбрасываются с парашютом.Это опасная глупость.Это надо иметь огромную надёжность.Сколько бы людей погибло от этой,такой конструкции.

    • master:

      У ракеты Энергия 2-я ступень одноразовая и никогда не планировалась многоразовой. 1-я ступень проектировалась многоразовой, это да. И надёжность у неё большая. Но главное — кого она убивать-то будет? 1-я ступень, которая отваливается довольно рано на траектории выведения и падает в специально выделенную зону отчуждения? Вы в курсе, что на 1-й ступени людей не возят? Она, фактически, — стартовый ускоритель. Чтобы она кого-то убила, надо, чтобы упала прямо на голову. А тут уж всё равно, на парашюте или без — всё равно придавит. Чем Вам лучше простое падение, чем спуск на парашюте?

      Нет, наверное, Вы думали, что это 2-я ступень — многоразовая, парашютная, и убьёт она тех людей, которые будут на ней приземляться. Но и тогда — все «Союзы» спускаются на парашютах, и «Востоки» с «Восходами», и все Аполло, Джемини и Меркьюри. Это всё — опасная глупость? Почти вся состоявшаяся на данный момент космонавтика — опасная глупость? Только непарашютные крылатые шаттлы — умность? Которых из пяти два взорвались?

      Ну и логика у Вас, уважаемый…

  2. Павел:

    У Бурана теже недостатки ,что и у Шатла -отсутствует система аврийного спасения коробля и экипажа

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*