Skip to content
 

«Протон», ДУС и проверка полярностей

Картинки не будет!

Тема падения «Протона» уже довольно-таки затихла. У нас так всегда: расскажут, как какого-нибудь областного замминистра вызвали в прокуратуру, и тишина. Что с ним стало? Сидит ли? В Лондоне? Или извинились и закрыли дело?

Не факт, что нас когда-нибудь просветят о настоящей причине катастрофы; хотя я думаю, что в данном случае она познаваема :) Зато чего я начитался в интернете… Вы же знаете, в интернете полно знатоков-всего-на-свете; мысли свои они высказывают решительно и изумительно кратко. Один такой написал: отказала гироплатформа. Вряд ли он хотя бы приблизительно понимает, что такое гироплатформа; тем менее он может внятно сказать, какой отказ он имеет в виду.

Но это ладно, это интернет – место для принципиально свободных и безответственных речений. Но вот сообщение о том, что «Протон» упал, так как у него при монтаже перепутали полярность на датчике угловых скоростей – это же был уже не интернет, а федеральное СМИ!

Честно говоря, я даже заробел: федеральное же… Но потом вспомнил собственную серию «Плачей»…

Я уверен, это просто фуфло.

Не знаю, попался ли журналисту такой крутой эксперт; или это сам журналист понял сказанное источником в меру своей компетентности. Я понимаю, для многих запомнить словосочетание «датчик угловых скоростей» – уже профессиональное достижение. Я почти не смеюсь; послушайте какого-нибудь биолога-гистолога, а потом попробуйте написать, что слышали…

Но по-любому ДУСы – так сокращаются эти самые датчики – совершенно недоступны ни для какого «монтажа» после того, как установлены на гироплатформу и закрыты её кожухом. А после этого проводится столько испытаний – запаришься только перечислять их названия.

Однако я запариваться не стал и кое-что написал. Недаром я в известный интервал времени считался в КБ главным спецом по проверке полярностей на разгоннике «Бриз-М». Это такое испытание, считающееся одним из ключевых для системы управления. Особо солидно выглядит оно в контрольно-испытательной станции завода-изготовителя.

КИС – это место, где проверяют готовое изделие перед отправкой на космодром, так что всё предельно круто. Гидравлическую систему разгонника запитывают от специально для того существующего наземного оборудования, так что она находится в рабочем состоянии, как в полёте. Гидравлику надо запитывать потому, что основной исполнительный орган системы управления в те периоды, когда работает маршевый (главный) двигатель, – его камера сгорания. Она качается в соответствии с сигналами управления, и качает её гидравлический привод.

Оборудование запитки гидросистемы издаёт убедительный гул, какой-то такой плотный и довольно громкий. Это создаёт нервический настрой и готовность быстро совершить подвиг.

К камере цепляют лазерную указку, а на полу под ней кладут разрисованную бумагу – что-то типа мишени. И глядят, куда укажет луч указки.

А есть ещё двигатели малой тяги: сравнительно большие ДКИ (двигатели коррекции импульса) и совсем маленькие ДСТ (двигатели стабилизации). Общим числом 16: 4 ДКИ и 12 ДСТ. Двигатели простые, на каждом по два клапана, горючего и окислителя; открываются одновременно. Так вот, к клапанам подводится сжатый воздух, к соплам вешают тряпочки-флажочки. Когда двигатель включается, воздух выходит через клапан в сопло, движок шипит, флажок терпещет…

Народ стоит под дном разгонника и всё это наблюдает и записывает.

А над разгонником, рядом с ним, восседает организатор качания и шипения. У него поворотный стол, который может устанавливаться на разные углы относительно горизонтальной плоскости и в ней тоже. На этот стол вытаскивают с разгонника ККП – комплекс командных приборов, это по названию и назначению; а по сути – гиростабилизированная платформа, ГСП.

Блок (разгонный блок «Бриз-М») имеет высоту метра, наверное, четыре, ККП стоит в приборном отсеке, который наверху. Кабели у него короткие – зачем длинные-то? – далеко от блока его не оттащишь. Поэтому поворотный стол царит высоко над местностью. И человек, сидящий около него и крутящий его ручки, производит впечатление божества. А там, внизу, под дном, согнувшись, суетятся людишки…

Ну вот. Система управления вводится в режим стабилизации. То есть она должна при отклонениях ракеты включать те двигатели, которые эти отклонения парируют. И, естественно, ворочать камеру маршевого движка «в сторону, противоположную заносу».

Отклонения, как вы поняли, имитируются наклоном стола, на котором закреплён несчастный ККП. Проверяются все три канала: курс, тангаж, крен. И два режима: когда маршевый двигатель как бы работает и когда он выключен – пассивный участок полёта.

«Нижняя команда» всё записывает. Записывать надо быстро, потому что режимы короткие. Углы отклонения небольшие, так как вскоре на сигналах гироскопов начинает сказываться вращение Земли. Надо успевать до этого. Так что под дном разгонника народ напряжённо суетится, что стороннему наблюдателю кажется весёлой сутолокой.

Только не думайте, что эта свистопляска и есть весь объективный контроль процесса. Это так, приблизительно, чтобы видеть, что процесс идёт в целом правильно. Настоящий контроль начинается после, когда отделы по принадлежности получают телеметрию. Вот это поначалу казалось очень сложным, но потом ничего, привык. И сам писал инструкции по проведению проверки полярностей разгонного блока «Бриз-М». В том числе – по расшифровке телеметрии.

…Понравилось мне. Наверное, надо будет как-нибудь написать более основательно, сделать этакий рассказик. Как считаете? Мог же Харрис позволить себе петь комические куплеты…

Поглядим; а пока я приглашаю вас на статью про перепутывание полярностей ДУСа. Так я разошёлся, что этот анонс, пожалуй, получился не короче, чем анонсируемая статья. Но там я проверку полярностей не описывал, а вещал про другое. Так что рекомендую прочитать.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*