Skip to content
 

100 лет первому полёту «Русского витязя»

«Русский витязь». Первый справа, как я понимаю, Сикорский

Игорь Иванович Сикорский… На этот блог ходит очень приличная публика; Вы, конечно, знаете, кто он.

Но он, вообще-то, разный.

Перед Первой мировой войной он был – русский конструктор, создатель сначала очень неплохих самолётов, а потом – самых больших самолётов в мире.

Перед Второй мировой войной он был – американский конструктор, создатель очень и не очень больших гидропланов и амфибий.

А после Второй мировой, и до самого нашего времени, Сикорский, а затем его фирма уже без него, – один из ведущих в мире разработчиков и производителей вертолётов.

Мы, конечно, гордимся в первую очередь деятельностью Сикорского до 1919 года, когда он уехал из страны. И ведь есть, чем гордиться.

Его «Русский витязь», считай, был вдвое больше всего, на тот момент построенного. 27 метров размах крыла и четыре мотора – многие честно считали, что такой самолёт просто не полетит, слишком тяжёл. Ведь аэроплан – это нечто воздушное, хлипкое, лёгкое…

А если полетит, то не сможет управляться: слишком инерционен.

В общем, не верили и критиковали. И даже, говорят, интриговали.

А он построил «Русский витязь», и взлетел на нём даже на двух моторах, а потом стал уверенно летать на четырёх. Ставил рекорды, возил пассажиров… Проверял, можно ли управлять при остановке двигателей… Испытывал приборы… Принимал на носовом балкончике императора…

Первый полёт «Русского витязя» состоялся ровно 100 лет назад, 26 мая 1913 года; почему, собственно, и эта заметка. Потом были все эти полёты, а потом, в сентябре, на «Витязя» с неба свалился мотор. К сожалению, в буквальном смысле – у пролетавшего самолёта оторвался мотор и разбил «Витязю» бипланную коробку.

Самолёт решили не восстанавливать. А стали строить другой. И этот другой назывался – «Илья Муромец».

Последовать примеру Сикорского первым попробовал знаменитый итальянец Капрони. Тогда самолёты делались быстро, и первая конструкция Капрони появилась в том же 1913 году. Впрочем, трёхмоторный Са.3 был всё-таки немного меньше и значительно легче «Витязя». Но – неудача; чрезмерно хитростная силовая установка никак не хотела надёжно работать, весь 1913-й и большая часть 1914 года ушли на доработки. В конце концов, поменяв схему силовой установки, Капрони получил приличный самолёт, ставший бомбардировщиком.

Но у Сикорского-то уже давно был «Илья Муромец», ещё больше «Русского витязя»!

Ну уж «Илью Муромца» точно все знают. А я приглашаю вас на новый блог, на небольшую статью, посвящённую 100-летию полёта «Русского витязя».

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*