Skip to content
 

Стратегический бомбардировщик XXI века. Часть 6

Нортроп В-2 «Спирит»

Первые пять частей: 1, 2, 3, 4, 5

Можно ли считать, что 21 экземпляр – это солидная серия для самолёта? Пусть даже для стратегического бомбардировщика? По-моему, это несолидная серия. По-моему, если б знать сразу, что программа закончится поставкой 21 самолёта, лучше было бы и не затеваться.

А ведь именно так обстоят дела со знаменитым невидимкой Нортроп В-2 «Спирит».

Многострадальная программа! Читать про все её перипетии – не то чтобы увлекательно, а скорее тягостно. Впрочем, это моё ощущение. И, скажу сразу, я и не пытался эти все перипетии пересказать.

Поскольку самолёт американский, и говорить будем об американцах. Мысли о малозаметном бомбардировщике зародились у них примерно тогда же, когда и мысли о бомбардировщике многорежимном. Фактически, это были – собственно, так оно и есть, – два пути повышения выживаемости бомбардировщика при прорыве серьёзной ПВО.

Я уже писал это, но ничего, повторю. Решили они тогда, что малозаметный для радаров и других средств обнаружения – лучше многорежимного. Но куда сложнее. И стали делать многорежимный в качестве промежуточного.

Интересно, что сейчас ситуация как бы инвертировалась: теперь они развивают программу NGB – малозаметный дозвуковой бомбардировщик – в качестве промежуточной на время разработки более амбициозного сверхзвукового LRSB. Пишут, что машины программы NGB должны появиться в войсках в 2018 году (ох… нашему бы тэляты да вовка зъисть…); а LRSB по-другому называют «бомбардировщик 2037 года».

Ещё раз «интересно»: наши говорили, что наш бомбер следующего поколения будет то ли гиперзвуковой, то ли дозвуковой невидимый… сейчас, вроде, остановились на невидимом. Но тут про тэляты ещё актуальнее :)

А американы тогда решили-то правильно: построить многорежимный В-1 оказалось куда проще, чем невидимый В-2. И это несмотря на то, что программу В-1 закрывали, а потом возобновляли в изменённом виде. Построили сотню серийных машин…

А В-2 всё разрабатывался. А стоимость его всё росла и росла – она приняла нечеловеческие размеры ещё до первого полёта первого опытного образца. Более того, построенные машины сначала дорабатывали, устраняя недочёты, а потом модернизировали, повышая возможности. До сих пор модернизируют; соответственно, до сих пор растёт стоимость. Она уже зашла за $2 млрд.

Не забывайте, это самолёт, а не атомная подводная лодка!

Боже мой, да кто ж пошлёт машину, стоящую таких деньжищ, против хорошей ПВО? И тем более – кто ж пошлёт, рассчитывая только на её незаметность для локаторов?

К тому же и незаметность эта, как давно уже выяснилось, отнюдь не безупречна…

Вы понимаете, к чему это я. Я написал очередную статью из серии «Стратегический бомбер», именно о многострадальном «Спирите». Или незадачливом?

Не знаю; но должен сказать, что самолёт-то, если отвлечься от стоимости и первоначальных амбиций, самолёт-то получился хороший! Лётчикам нравится…

По моему обыкновению, статья получилась длинной – впрочем, длинной для правил нового блога. На бване я бы её поместил сразу, а там пришлось бить на две части.

Вот ссылка на первую половину, а там кликните окончание.

6 комментариев

  1. Павел:

    а сколько у Вас ТУ-160 ,может не надо было затевать, как и Буран

    • master:

      Хороший вопрос. Пишут, что в ВВС их 16 штук – меньше, чем в Штатах «Спиритов». Причём мне, например, непонятно, сколько из них в каждый данный момент способны летать.

      Стоило ли затеваться?

      Тут два слоя. Ради 16 машине не стоило, таково моё мнение. Но затевались-то не ради 16-ти, а ради, не знаю, сотни, может быть. Ради замены Ту-95-х. Если так, то чисто количественно стоило; как-никак, 100 штук – это три дивизии.

      Но вот качественно… Нужен ли был вообще такой самолёт? – что Ту-160, что В-1. Собственно, на этот вопрос я и хочу ответить в этой серии. К сожалению, дело медленно двигается…

  2. гело:

    А продолжение будет.
    Типа: «Как он может выглядеть концептуально для ВВС России Анализируем разные варианты».
    Хотелось бы послушать ваше мнение.

    • master:

      Продолжение будет; если честно, эта серия и начиналась-то ради такого — не то обзорчика, не то анализа: что же будет следующим поколением у них и у нас?

      Только почему-то в последний год почти не находится времени для серьёзно, неспешной работы. Вроде всё как обычно, а времени не находится. Старею?

  3. гело:

    Все стареим.
    По крайней мере я серьезного анализа по ПАК ДА —что России нужно как то не видел.Все как то размазанно и не конкретно.
    В одщем жду продолжения.Интересно подискутировать…

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*