Skip to content
 

Як-130: хвалим и ругаем

Та же машина, что в предыдущем посте про Як-130, но уже в воздухе

Вот сделали Як-130, запустили в серию, поставили большую, по нынешним временам, партию в Борисоглебск, в учебный центр. Говорят, к концу десятилетия для родных ВВС закажут более 300 машин… Говорят, экспортные перспективы имеются…

А чего в нём хорошего-то?

Как – чего?

На самолёте можно отрабатывать 90% боевых задач тактического истребителя – считай, все, которые не связаны со сверхзвуком. А керосина он сжигает чуть не в пять раз меньше; поди плохо?

Систему управления можно настроить на динамику практически любого современного истребителя, в том числе сверхманёвренного из поколения 4+ или 5. И информационное поле в кабине можно изобразить почти любое одним перепрограммированием, без переделки железа.

С Яка можно применять довольно разнообразный набор оружия, включая управляемое. Правда, пока только для дневного боя. Но ещё не вечер, и на следующем этапе на самолёте может появиться локатор и, соответственно, возможность применять всепогодное и круглосуточное оружие.

А ещё на базе учебно-боевой версии можно делать всякое: и лёгкий штурмовик, и самолёт радиоэлектронной борьбы, и разведчик, и даже семейство беспилотников…

Ага. А с другой стороны посмотреть?

А обязательно было делать на 90% задач такой самолёт – оказавшийся довольно сложным и довольно дорогим? Может, лучше было оставить, скажем, процентов 75, а остальное делать на учебно-боевых модификациях самих истребителей? А под эти самые 75% сделать машину, значительно менее дорогую? Глядишь, суммарно дешевле получится…

А кому, собственно, так уж нужна возможность перенастройки системы? Даже сильные страны имеют сейчас по паре типов основных машин в боевом составе ВВС. Тут уж проще делать не программно перенастраиваемую машину, а две «железные» модификации учебного самолёта. У кого парк разномастный, чтобы было выгодно перепрограммирование? У американов да у нас. Но американы-то точно Як-130 не возьмут. Остаются отечественные ВВС; а много ли им надо? Или, по-другому: а на много ли денег хватит? А тогда – надо ли было тратиться на целую программу?

Боевые и прочие варианты на базе УБС? Штурмовик, например? А чем Су-25 не устраивает? Тяжёл? Так сейчас мощно развивается тенденция – оборудуют самой современной пилотажной и прицельной аппаратурой одномоторные турбовинтовые учебные самолёты, ставят на них броню, подвешивают полторы тонны вооружения – и вот вам недорогой штурмовик, отлично адаптированный для ниши между вертолётом и тактическим истребителем. Или даже заменяющий вертолёт…

***

Это я вам тезисно излагаю полемику в комментариях, развернувшуюся на новом моём блоге вокруг статьи про Як-130. Полемика огромного объёма с единственным оппонентом – зато весьма информированным. Лично я узнал из неё много нового, на некоторые вопросы взглянул с новой для себя точки зрения, кое-что переоценил.

Думаю, кому интересна авиация, тому имеет смысл попробовать почитать комментарии к первым трём сериям. А также прочитать завершающие две, я их недавно выложил. Там как раз про всё это: про возможности, про конкурентов, про перспективы развития. И там уже тоже есть комментарии, и опять дискуссия.

Надо сказать, что в этой дискуссии меня бьют; оппонент явно более в курсе современных дел в тактической авиации, и у него жёсткая позиция, что весьма полезно в споре. Я вот думаю: может, кто из вас мне поможет?

Короче, заходите сюда. Жду.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*