Skip to content
 

С Днём космонавтики!

Друзья мои старые! Поздравляю с Днём космонавтики!

Ничего я Вам в этот раз не приготовил, да и на новом блоге разместил старую свою запись про «Буран». Что-то задавила меня работа, запрессовала как-то. Старею, что ли?

Я, если подумать, завидую себе. Я помню 12 апреля 1961, а уж американцев на Луне помню отлично – я 10-й класс закончил, к вступительным экзаменам готовился. В молодые годы наблюдал, как парашютные капсулы «Союз» и «Аполло» сменяются крылатыми, многоразовыми «Спейс шаттлом» и «Бураном», в последнем даже участвовал.

Это, братцы, была восходящая дорога…

Вы бы хотели это увидеть?

2000-е годы, Байконур, рассвет… Кликайте обязательно, это красиво

Больше того, это было – дерзновение. Человечество делало то, для чего оно предназначено – расширяло пределы ойкумены. Или, может быть, дело не в том, что оно для этого предназначено, – но ему без этого не выжить. Или, опять же, выжить, но по-животному, с ростом-падением численности по закону «волки-зайцы».

А оно не хочет подчиняться этому закону. Оно хочет не только расти численно, но и жить всё красивше и красивше. А в замкнутой системе непрерывного роста численности не бывает, тем более не бывает всё время красивше. В замкнутой системе – «волки-зайцы»…

Мы замкнулись. Слов нет, коммерческое освоение околозема полезно, необходимо, высоконравственно и много более того. Связь, разведка, сверхчистые материалы, внеатмосферные телескопы… очень, очень хорошо. Но – замкнуто. Межпланетные зонды ситуации практически не меняют, пока они лишь пополняют знания малой горстки людей, которым это интересно. А для большинства это забава, да ещё время от времени хлеб для журналистов–новостников. Впрочем, большинство в данном случае неправо.

А практическая деятельность, хоть какая-то практическая деятельность – только вокруг Земли, только в пределах эллиптических траекторий. Они, знаете ли, замкнутые…

Надо на параболу!

Но – в который раз поднимается трёп про Луну и Марс, и до сих пор все разы трёпом и кончались.

Да ладно парабола. В пределах эллипса тоже фигня. Когда-то, в 80-е, разве так мы представляли себе «ход и исход» программы шаттлов? Если б меня тогда спросили, я бы с уверенностью сказал, что в 2013-м шаттлов не будет, а будут одноступенчатые много-много-многоразовые комические самолёты.

И вот шаттлов нет – угадал… Только вместо космических самолётов – шаг назад от шаттлов, опять капсулы, хоть и десятикратного применения.

И думаю я: чему будете радоваться вы, которые сейчас молодые?

Правда, надежда появилась с той стороны, откуда я не ждал. Частная космонавтика – может быть, она? Многоразовый «Дракон», что ещё куда круче – многоразовый носитель… Если такие ребята увидят коммерческую перспективу, они горы свернут. Удешевление доставки повлечёт рост потока на орбиту, что приведёт к дальнейшему удешевлению за счёт эффекта серийности. И это процесс лавинообразный, другое дело, с каким коэффициентом.

А тут ещё полумногоразовая МРКС от ГКНПЦ им. Хруничева…

Когда орбита станет будничным делом тысяч людей, как-то проще будет думать «о параболе» – о межпланетных полётах.

Может, правда: всё ещё будет?

***

Но сегодня настроение хмурое. Наверное, после одного звонка. Позвонила мне старая знакомая из родного КБ, поздравляла с сегодняшним праздником. Как-то у них там мрачно… Раньше просто работы было больше, чем людей, и рваный ритм как следствие рваного финансирования: по какой теме деньги приходят, на ту тему всех и бросают. А теперь всякая фигня пошла.

Например, на очередном спутнике заказчик (изготовитель спутника) отказался от наших астродатчиков – разработки и изготовления нашего КБ. От наших отказался, берёт французские, которые втрое дороже (за «втрое» не ручаюсь).

Почему? Оставим тему пиления – типа, чем больше истратишь, тем больше напилишь. Один из наших астродатчиков сгорел на предыдущем спутнике, который сейчас летает. Казалось бы, причина веская. Да только…

Да только – почему сгорел?

Главный командный прибор в системе управления – гироскопы. По ним задаётся направление по всем осям, а ошибка от этого заданного направления усиливается и подаётся в качестве команды на орган управления. Раньше было буквально: рассогласование между гиронаправлением и заданным проходило через усилитель и передавалось на рулевую машинку. Сейчас, конечно, путь длиннее, но суть та же. Потому он и называется: командный.

А всё остальное, будь то радио- или спутниковая навигация, астродатчики или система ТЕРКОМ, всё это – системы коррекции для гироприбора. Они ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ выдают свои данные, по коим производится коррекция – исправление – данных гироприбора.

Гироприбор работает постоянно, системы коррекции – время от времени.

Так вот, на том спутнике стоит ГИВУС – гироскопический интегратор вектора угловой скорости – производства одной московской фирмы. Был я на той фирме в самом начале переговоров. Их ГИВУСы уже летали на нескольких спутниках, правда, не на многих. Ну, мы и взяли для себя их новую разработку.

А только разработка эта до сих пор не доведена «до звона». Я прекрасно понимаю: гироскопы – это механика, её довести куда труднее, чем цифровые блоки – хотя и с ними наедаешься выше крыши. Только факт остаётся фактом: из-за плохой работы ГИВУСа наши астродатчики вынуждены на том спутнике работать ПОЧТИ НЕПРЕРЫВНО.

Надо вам объяснять, что прибор, рассчитанный на повторно-кратковременный режим работы (это определение из ГОСТа), не обязан работать месяцами непрерывно? И почти непрерывно тоже не обязаны. Обязаны они работать так, как записано в ТУ; а в ТУ записано так, как было записано в ТЗ.

То есть мы не виноваты – но кто будет разбираться? А вопрос: как будут работать в таких условиях «французы»? Не знаю, наверняка кто-то читал документацию на них, может быть, там и записано, что хоть пять лет подряд не выключай, хотя я более чем сомневаюсь. А только французы тоже не боги; знакомая мне сказала, что наши (в том числе и она, она серьёзный спец) уже выявили у их датчиков несколько отклонений в части обмена по протоколу, а протокол тот – давным-давно действующий международный стандарт, MIL STD 1553B. Ведь вычислительное ядро в системе управления всё равно наше остаётся, вот наши и разбираются.

И что, если у французов такое с протоколом, разве нельзя сделать вывод, что французские астродатчики – тоже не совсем «до звона»?

Ладно, бог с ним…

***

Ребята! Дорогие мои бвановцы! Этот пост я написал специально для вас, никуда он не пойдёт, кроме бваны. Потому что чувствую с вами связь – сроднился. И есть какое-то неприятное чувство в связи с новым блогом – как будто я не то что вам изменяю, ну… как-то виноват…

Не виноватая я! Если у вас тоже что-то такое есть – в смысле, что я изменяю, – отриньте! Отвергните! Или извергните… В общем, смените мнение. Я же объяснил: в конечном итоге это должно привести к тому, что у меня будет больше времени на блогописательство.

Знаете, сколько тем проходит туманною чередою через мою голову в течение дня? Сколько великих мыслей? :)

Много тем проходит. Вот бы все их в блог…

В общем, прошу вас: ходите на новый блог, регистрируйтесь, комментируйте. На новом блоге – называется «Такие времена» – уже более 50 статей, и мне всё меньше приходится копипастить из бваны. Вместе с этим, конечно, падает частота публикаций – но это и к лучшему. То есть я хочу сказать, что те, кто зарегистрируется, не будут уже получать сообщения о копипастных постах в двух случаях из трёх. Скоро всё придёт к бвановскому обыкновению…

Всё, попросил, замолкаю.

Ещё раз с Днём космонавтики!

3 комментариев

  1. vintik:

    Тут появилась инфа о коррупционной составляющей падения Фобоса-грунт не знаю правда или ложь , но Вам стоит ознакомиться _http://laspace.livejournal.com/

    • master:

      Ага, спасибо, в праздники посмотрю :)

    • master:

      Посмотрел. Что тут скажешь? Ничего невозможного в написанном не нашёл. И моим «теориям» вполне соответствует: и некомпетентность, и несоблюдение технологии отработки, и внесение изменений уже на космодроме — всё это замечательно объясняется воровством средств и кумовством.

      Жалко «Лавочкина», приличная была фирма, хотя и неповоротливая.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*