Skip to content
 

Семейство Ту-22/Ту-22М. Часть 7: рабочая лошадка Дальней авиации

Часть 1, 2, 3, 4, 5, 6

Ту-22М3 над Красной площадью во время Парада Победы

В предыдущей серии мы установили, что американские аналитики (или ЦРУшники?) были в целом правы: «Бэкфайр» образца начала 1980-х годов, являясь, конечно, многорежимным самолётом, вместе с тем не являл собой образец такового. Не слишком быстро летал на большой высоте, не слишком же быстро, да и не слишком низко – на малой…

И тут, знаете ли, такая интересная закавыка.

Мы хотели сделать «честный» многорежимный самолёт, но в лице Ту-22М2 в полной мере такового не получили. Американцы, желая того же, сделали такую машину. Ибо В-1А со своими М = 2,22 на большой высоте и М = 1,2 на малой, со своей РЛС переднего обзора, обеспечивающей автоматический полёт на предельно малых высотах со следованием рельефу местности, – В-1А выполнил всё, чего на тот момент требовало понятие «многорежимный самолёт».

Но американцы не стали его строить! Как я уже сказал, они выпустили четыре машины и заморозили программу. И было время, когда казалось, что ей кранты, я помню это время. Роковой удар нанесли крылатые ракеты, те самые AGM-86. Решили: зачем бомбардировщику форсировать зону ПВО на предельно малой высоте или предельно большой скорости, если у него есть ракеты с дальностью полторы тысячи километров?

Однако наш заклятый друг Рейган программу возобновил, но с изменениями; результатом стал серийный В-1В. У этой машины, по сравнению с В-1А, многорежимность была изрядно урезана в пользу малозаметности. Теперь М = 1,25 – это максимальная скорость большой высоте, а на малой – всего 965 км/ч, или М = 0,89. Зато ЭПР… С ЭПР туго. Где-то пишут, что она составляет около 10 м², где-то – 1 м². В одних источниках находишь, что она снизилась по сравнению с В-1А в четыре раза, в других – в 10 раз… Мне больше верится в цифру 10 м² при взгляде «в лоб». Может быть, в каком-то наивыгоднейшем ракурсе, очень-очень узком, она и доходит до 1 м², но для практического случая, когда бомбер летит на цель, а его ищут лежащие впереди по курсу локаторы, он «подставляет» им ЭПР порядка 10 м².

Как бы то ни было, по сравнению со 100 м² у В-52, он действительно стал малозаметным.

Но хватит про В-1В. Я хотел сказать, что американцы отказались от многорежимности в её «первородном», изначально сформулированном варианте, и прежде всего – он высотного броска со скоростью более М = 2. А наши – наши продолжили.

***

Наши хотели двух звуков. И хотели большей дальности. И хотели солидной универсализации по вооружению – к середине 1970-х годов стало уже безвозвратно ясно, что идея стратегического ракетоносца как носителя одной-двух ракет, сколь угодно превосходных, изжила себя. Она, эта идея, я думаю, была наследием концепции «составного бомбардировщика», активно разрабатывавшейся и у нас, и «у них» в начале 1950-х годов, когда бомбардировщик следующего поколения виделся обязательно «многомаховым», а достижение межконтинентальной дальности такой машиной было колоссальной проблемой. Но это выходит за рамки нашей темы, даже с учётом моей склонности к ассоциациям и реминисценциям (а?! :)).

И ещё одна идея окончательно умерла к этому времени – идея единственно возможной большой, всеобщей ядерной войны. Окончательно стало ясно, что войны могут быть всякие и по масштабам, и по спектру применяемого оружия. Да что там могут: прошло 70 лет с Хиросимы, а атомной войны всё не было – никакой; зато всяких прочих было навалом.

Итак: скорость, дальность, расширение состава вооружения. Это стало целью разработки модификации Ту-22М3.

На него поставили новый двигатель, НК-25, имевший бОльшую максимальную тягу и меньший расход топлива на дозвуковых режимах. Провели множество доработок конструкции, среди которых главными были:

– полностью новые воздухозаборники с горизонтальным – вместо былого вертикального – клином (мененто америкосо!);

– максимальный угол стреловидности довели до 65° (снова – мененто америкосо!);

– сделали новую, более длинную носовую часть фюзеляжа.

И масса, огромная масса других доработок, многие из которых были реакцией на слабости и неполадки, отмеченные в ходе эксплуатации Ту-22М2.

(Мементо америкосо – это я о том, что пересказывал в предыдущей серии из журнала «Интеравиа»: именно эти «болевые точки» выделили у «Бэкфайра» западные аналитики).

Там же

Получили:

Максимальная скорость:

– на большой высоте: 2300 км/ч, или около М = 2,2;

– на малой высоте: 1020 км/ч;

Дальность полёта (на крейсерской скорости): 7000 км;

Боевой радиус действия:

– на сверхзвуке по профилю Б-Б-Б (см. часть 5): 1500–1850 км;

– на дозвуке по профилю Б-М-Б: 2410 км;

– на дозвуке по профилю М-М-М: 1500–1650 км.

***

Не хочу делать дальше подробное описание Ту-22М3. В Интернете их полным-полно. Едва ли не лучшее из тех, которые я видел, – здесь. Я лишь пройдусь по верхам.

Машина, наконец, получилась; Ту-22М3 принят на вооружение в 1983 году. Построено их около 300, точно сказать не могу – хотя бы потому, что пишут, что производство в Казани продолжается, хотя и с большими трудностями в части кооперации. Правда, с этим Интернетом нелегко понять, о каком конкретно времени идёт речь; может, сейчас уже и не строят. Ту-22М2 к настоящему моменту уже все выведены из боевого состава и в основном ликвидированы. Авиация ВМС тоже ликвидирована, и теперь все «Бэкфайры» принадлежат ВВС, Командованию Дальней авиации. Те машины, что во времена СССР базировались в Белоруссии, переданы России, а 60, доставшихся было Украине, уничтожены, за исключением четырёх музейных экземпляров.

Ну да бог с неё, с Украиной. У нас машины служат и ещё долго будут служить. Нет, нельзя сказать, что с головной болью (для нас) покончено. Пишут, что слабым местом остаётся до сих пор система РЭБ. Также М3 не имеют автоматической системы огибания рельефа, обхода препятствий – того, что требуется для быстрого полёта на сверхмалой высоте, особенно в темноте и плохих метеоусловиях. Некоторые источники сообщают, что её планируется реализовать на модификации М5, но её (модификации) пока не существует даже в опытном образце. А пока есть система автоматического выдерживания высоты, работающая по данным радиовысотомера. Но это далеко не одно и то же… :(

С радиолокационной малозаметностью тоже не шибко, её также собираются улучшить на М5, но и то не радикально, а с помощью всяких местных усовершенствований.

В 1989 году стали производить разведчик Ту-22МР. Машина большая, оборудования установлено много: РЛС бокового обзора, системы радиотехнической и тепловизионной разведки, фотоаппараты. На Западе разведчики называют – Backfire D. А вот с постановщиком помех – опять головная боль, опять стараются, да не получается. Тяжело у нас с электромагнитной совместимостью…

Отработали эксплуатацию, комплекс мобильных средств, позволяющих использовать машины не только с базовых, но и с оперативных аэродромов. Жалко, всё никак не решимся вернуть систему дозаправки. А может, и не жалко, этот уровень – уже не столько техника и тактика, сколько политические игры…

Давайте, наконец, про вооружение.

***

Тут будет много картинок – благодаря нашему другу Сергею. Он, похоже, специально для меня их собрал, спасибо. А потом я, воспользовавшись наводкой, ещё добрал.

Нашёл сайт, как я понимаю, испаноязычный:

… en este caso 2 bombas FAB-3000M54 en la bodega interna. Esto es una bomba FAB-3000M54 como las citadas… :)

И там кто-то постарался, прорисовал варианты вооружения. Не знаю, насколько это импровизация, а насколько – точные данные; но ничего невозможного не вижу. Если и приврали, то немного.

Давайте начнём.

Ту-22М3, вариант вооружения

Это, конечно, наша родная Х-22. Ракета не просто остаётся на вооружении, но, по-моему, до сих пор совершенствуется. Из достижений отметил бы противорадиолокационную Х-22М с пассивной РЛ ГСН и Х-22НА с наведением по рельефу местности и точностью в несколько метров. Извините, если раньше это уже писал; серия растянулась на месяц, всё держать в глолве не могу, а проверять… я так никогда не закончу.

Ту-22М3, вариант вооружения

Тут понятно: два Х-22 под крылом.

Ту-22М3, вариант вооружения

Где-то я написал, что в боевые полёты три ракеты не берут. Но с тех пор столько видел источников… И довольно многие утверждают, что – берут, пусть в перегруз, но берут.

Хотя я бы всё же оставил эту картинку на совести рисовальщика.

А вот это нечто новое, у нас, в этой серии, ещё не встречалось:

Ту-22М3, вариант вооружения

Это – десять гиперзвуковых аэробаллистических ракет Х-15. Шесть в барабанной ПУ в бомбоотсеке и ещё четыре на внешней подвеске.

Х-15 – наш ответ… нет, в этот раз не Чемберлену, а Боингу. Потому что Боинг был генеральным подрядчиком при разработке и производстве ракеты AGM-69A.

Помню, читал я в «Зарубежном военном обозрении» статью про SRAM – Short Range Attack Missile. Это, так сказать, название концепции, материализованной в AGM-69A. Ракета должна была быть простой, небольшой, ядерной. Лететь могла по маловысотной траектории, тогда была малозаметна, скорость М = 2, а дальность – 185 км. Или на большой высоте и последующим «падением» по баллистической кривой – тогда, помню, дальность определялась в 320 км, а скорость – до М = 3,5.

Зараза В-52 брал до 20 таких СРЭМов, зараза В-1В – до 24, и даже зараза FB-111 вооружался шестью штуками…

Боевая часть была переключаемой – либо на тактическую мощность 7 кт, либо на стратегическую, 210 кт.

Сейчас посмотрел – теперь пишут дальность только 185 км. Что ж, я читал где-то, что в боевых частях применение AGM-69A на высотных траекториях не рассматривалось. А та статья в «ЗВО» — ну, они же тоже нас пугали; или это был материал от разработчика, заинтересованного в рекламе своего детища.

Как бы то ни было, идея-то была хороша. 185 км – это за пределами почти любого тогдашнего ракетного комплекса ПВО. Нынче у американов та же идея воплощена на новом уровне в ракете AGM-131.

Наша Х-15 принята на вооружение в 1980 году. Она чуть больше американской, дальность её объявляют равной 300 км, а скорость – аж М = 5. Х-15, как пишут, маловысотной траектории не имеет, а летает только по чисто баллистической либо по аэробаллистической.

Приятно отметить, что двигатель был установлен твёрдотопливный – впервые в СССР на ракете класса «воздух-земля». Мощность боеголовки – 350 кт, система управления чисто инерциальная.

Это у базового варианта, имеющего то же назначение, что и AGM-69A. Но наши сделали ещё Х-15П – противорадиолокационную, естественно, с пассивной РЛ ГСН. А потом и Х-15С, противокорабельную, с дальностью 60 км по мелким целям и до 150 км по крупным. Тут на начальном и среднем участке полёта работает инерциальная навигационная система, а на конечном подключается активная РЛ ГСН.

Вот этот вариант вызывает нешуточные сомнения:

Ту-22М3, вариант вооружения

Две Х-22 под крыльями и шесть Х-15 в барабане… Нет, не верится.

А вот смешанная бомбо-ракетная композиция на Ту-22М3 грузиться может. Но такого варианта как раз на том сайте не нашлось…

Всего Ту-22М3 может нести до 24 тонн боевой нагрузки, из них 12 тонн в бомбоотсеке. Набрать такой вес ракетами не получится, а вот бомбами – пожалуйста. Во всяком случае, на следующем рисунке это удалось:

Ту-22М3, вариант вооружения

Для этого пришлось подвесить в бомбоотсеке четыре бомбы калибром 1500 кг, а на внешних держателях – аж 24 полутонных бомбы. Не знаю, есть ли в действительности такой вариант. Но ведь пишут – максимальная нагрузка 24 тонны. Надо же её как-то набрать? Тут по суммарному весу как раз получается.

А вот такой вариант представляется мне очень вероятным; более того, по-моему, я его где-то видел:

Ту-22М3, вариант вооружения

42 полутонных бомбы. Вот с этим Ту-22М2 и М3 летали в Афгане. Всего 21 тонна…

Вот ещё вполне понятный вариант:

Ту-22М3, вариант вооружения

Две 3-тонных бомбы в бомбоотсеке. На внешних подвесках пусто, можно лететь с полной сверхзвуковой скоростью, ничего не мешает. И горючего можно взять максимально.

Ту-22М3, вариант вооружения

69 бомб 250-кг калибра. Лучший вариант для коврового бомбометания. 36 в бомбоотсеке и 33 на внешней подвеске. Таким же образом могут быть подвешены 100-кг бомбы – больше всё равно не получится.

А вот как раз для нековрового:

Ту-22М3, вариант вооружения

Восемь корректируемых бомб КАБ-500С. Наведение по данным ГЛОНАСС. Дальность сброса до 9 км, круговое вероятное отклонение 4–7 м.

Интересно. В Википедии написано, что ВВС России от применения этих боеприпасов отказались. Потому, мол, что новые прицельные комплексы отечественных бомбардировщиков позволяют попадать с хорошей точностью и свободнопадающими бомбами. Которые, конечно, многократно дешевле КАБ-500С, стоящих каждая по 3 млн руб.

Да, интересно… Какой бы ни был прицельный комплекс, попасть обычной бомбой с точностью 7 м с горизонтального полёта невозможно – просто не позволит теория вероятностей. Просто рассеяние, просто гауссово распределение… Может быть, Википедия цитирует отмазку какого-нибудь чиновника, который таким образом маскирует нехватку средств? Типа, не больно-то и хотелось…

Другое дело, что для применения бомбы со спутниковой навигацией нужно заранее знать координаты цели, чтобы ввести их в бомбу хотя бы на подлёте, с борта самолёта-носителя. Но это совсем другой резон, это просто тактическое ограничение. Ну так не будем рассчитывать на это оружие при отражении танковой атаки. А мост взорвём, он – вот он, никуда не денется.

Надо сказать, Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» предлагает также бомбы 500-кг калибра с телевизионной ГСН – бетонобойные и объёмно-детонирующие («вакуумные»). Но на её сайте Ту-22М в качестве их носителей не обозначены. Однако смело можно предполагать, что введение таких бомб в состав их вооружения планируется в ходе дальнейших модернизаций. Я думаю, подготовка телевизионных бомб к применению требует таких средств в системе управления оружием, которых у серийных «Бэкфайров» пока нет.

В общем, поживём – увидим.

Кстати, отличная мысль. Давайте закругляться. Вот вам на закуску ещё Шайковка:

Подготовка в вылету

Да, вы правы, под крылом – Х-22. А в основании киля – оборонительный комплекс «Урал» с 23-мм двухствольной пушкой ГШ-23Л, смонтированной «в положении на боку». Для дистанционного наведения – ведь хвостового стрелка на «Бэкфайре» нет – служит РЛС и телевизионный прицел.

А «поживём – увидим» в данном случае означает, что я опять не закончил. Осталось мало. Не буду темнить: осталось сказать два слова о боевом применении, чуть-чуть написать про планы развития – ведь Ту-22М ещё далеко не исчерпал свой модернизационный потенциал – и, как пишут в книгах про корабли, дать общую оценку проекта. Хочется попросту, по-дилетантски посудачить о поколениях бомбардировщиков… почему я должен себе отказывать?

Всё, до новых встреч.

15 комментариев

  1. Гм. Главной причиной создания М3 было то, что М2 не соответствовал требованиям ВВС, заданным ещё на исходный М. Да, главным образом по дальности и скорости…

    • master:

      Спасибо за уточнение. Написав «Наши хотели двух звуков. И хотели большей дальности», я имел в виду примерно это. Но можно было, конечно, уточнить, что ещё в Постановлении от 8 ноября 1969 года на создании на базе Ту-22К модификации Ту-22М было задано: 2300-2500 км/ч и 7000 км дальности.

      Правда, раньше, в начале статьи, я написал, что «мы хотели создать «честный» многорежимный самолёт», в смысле, с возможностью полёта на сверхмалой высоте, для чего нужен автоматический режим. А этого в том Постановлении не было. Наверное, военные об этом мечтали, но в Постановлении такого конкретно сказано не было. Так что ещё раз спасибо за уточнение.

  2. Очень интересная серия, большое спасибо!

  3. Андрей:

    интересно, спасибо. Ту-22М3- красивейший самолет, давно интересно было почитать…
    а про переключаемую боевую часть у ракеты- это как? можно хотя бы в двух словах?

  4. Студент:

    Относительно точности бомбометания
    из моей практики: разницы между двойкой и тройкой никакой, если экипаж хорошо обучен и
    техника настроена с 10000м ФАБ500 отклонение 15-20м.
    Экипажи кровно были заинтересованны хорошо выполнять это упражнение.
    задача простая имеется 6 бомб 5 попали — отлично, 4- хорошо … 2-плохо
    а оценка одна на весь экипаж

    • master:

      Извините, что так долго не реагировал. Спасибо за коммент. Хочу спросить: прицельное оборудование на М2 и М3 одинаковое? И ещё: я правильно понимаю, что 15-20 м с 10 км — это очень хорошая точность? Для меня даже неожиданная… Если это стабильный результат, то, действительно, КАБы особого преимущества не дают, разве что в специальных случаях.

  5. Игорь:

    Получил огромное удовольствие от статьи. Спасибо.
    ТУ-22М3 один из самых красивых советских самолетов.
    Сам я из Казани, и так получилось, что мой дед был среди разработчиков самолета (начиная от красавицы ТУ-22 и до ТУ-22м3) В Казань изделие 45 приходит только для ремонтов. Хотя и редко — видимо хорошая машина. ТУ-160 часто летает над заводом. Живу как раз за городом и красавец над нами разворот делает. К сожалению завод в упадке….. Как ни горько об этом говорить. Все ждут заказ хотя бы на модернизацию 45ых. Надеюсь, что ребята дождутся — ведь в авиации у нас на сегодняшний день ТУ22М3 — это неоспоримая сила — хотя говорят, что из 150 самолетов в ВВС всего 90 «на ходу».

    • master:

      Спасибо за добрые слова. Я был в Казани один раз, очень давно. У меня там армейский товарищ, как раз на заводе работает. А теперь ещё и командир, дембельнувшись, ьоже в Казани обосновался.

      Вы всю серию прочитали? Или только 7-ю статью?

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*