Skip to content
 

Где технологии, а где перевозки?

Новость, правда, не самая новая: под эгидой Государственной корпорации «Ростехнологии» будет создан суперальянс авиаперевозчиков, который, как пишут, по своей мощности превзойдёт нынешнего лидера отрасли – «Аэрофлот», – контрольный пакет акций коего, кстати, тоже принадлежит государству.

Я, как известно, буквоед, поэтому мне как-то странно. Финансовую основу «Ростехнологий» составляют бюджетные средства (см. соответствующий Федеральный закон, ст. 5, п.1). И, если бы меня спросили, чем должна заниматься оплаченная и контролируемая государством структура, в названии которой присутствует слово «технологии», то я, с учётом того, сколько у нас сейчас говорится о необходимости многовекторного, глобального технологического прорыва, сказал: вот этим самым прорывом, глобальным, многовекторным. То есть использовать бюджетные и всякие прочие средства для поддержки перспективных высокотехнологичных разработок и производств. Чтобы в конечном итоге наши заводы выпускали изделия современного уровня.

Простите, но при чём здесь авиаперевозки?!

Вообще-то, насколько я умею читать, это недвусмысленно записано в том же Законе, ст. 3, п.1: «Целью деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки… российских организаций – разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции…», ну, и там ещё про привлечение инвестиций.

Более того, пункт 3 статьи 5 юридически вроде бы неотменимо гласит, что «Государственная корпорация «Ростехнологии» использует свое имущество исключительно для достижения цели, указанной в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона».

Повторяю вопрос: причём тут авиаперевозки? Это же вообще не промышленная продукция, а транспортные услуги!

Для объяснения могу предположить два относительно позитивных варианта.

1. Может быть, сосредоточив подавляющую часть авиаперевозок в двух огромных холдингах, контролируемых государством, правительство рассчитывает заставить их (склонить, простимулировать, убедить, соблазнить…) начать покупать в больших количествах отечественные самолёты? И таким образом как раз и реализовать свою целевую (по Закону!) функцию: содействовать развитию высокотехнологической отрасли промышленности – авиастроению?

А что, примеры такого «склонения» уже имеются. А разрозненных частников «стимулировать труднее, да и хлопотнее.

2. Есть у нас пример столь же государственной «Российской корпорации нанотехнологий», закон о создании которой датирован 19 июля 2007 года. Для чего она, понятно из названия. Создана год назад. Однако же по состоянию на начало лета 2008 года ею был принят к финансированию всего один проект.

И, знаете, нет у меня по этому поводу претензий. Я был на одном почти что неформальном журналистском мероприятии, созванном «Роснанотехом», и там, в числе прочего, подробно объяснили, с какими трудностями сталкиваются их экспертные группы при отборе заявок. Пересказывать не буду; но меня они убедили. Получается: вроде бы проектов полно, а конкретно выбрать нечего.

Может, с такой же ситуацией столкнулась и новая госкорпорация? И, пока суд да дело, находит способы зарабатывания денег, чтоб потом вложить их туда, куда следует в соответствии с законом? Ясное дело, зарабатывать им закон не запрещает; правда, слегка смущает то, что в определении цели (напомню, ст.3, п.1) слово «услуги» отсутствует. Наверное, эти сомнения несправедливы, но хорошо бы кто-нибудь объяснил, на какой конфигурации законодательных актов основывается право «Ростехнологий» заниматься оказанием транспортных услуг. Буду признателен за соответствующий комментарий.

Но, кроме этих двух позитивных вариантов, есть ведь и негативные (сохраняю сквозную нумерацию).

3. Может быть, создание авиаперевозочного альянса происходит всё же не в соответствии с законом, а благодаря попустительству? Тоже ведь можно понять, деньги нужны всем – и бюджету в виде налогов и процентов на вложенный в «Ростехнологии» капитал, и высшему руководству новой корпорации, и тем многочисленным чиновникам многочисленных ведомств, которые будут так или иначе участвовать в регулировании перевозочной деятельности «Ростехнологий»… Наверное, и ещё кому-то.

4. Суперальянсом новое авиаперевозочное предприятие становится после того, как «Ростехнологиям» разрешили взять под себя разорившийся AiRUnion. Последний же являлся частным предприятием – там были деньги из бюджетов, но они не превалировали над частными вложениями. А теперь будет наоборот. Хотя структура уставного капитала и даже форма собственности пока неясна, все СМИ единодушно говорят об именно государственном холдинге. Да и Росимущество настаивало на сохранении госконтроля ещё тогда, когда AiRUnion был жив, доля госкапитала в нём составляла не менее 45%, а братья Березовские хотели получить в нём контроль.

Тогда всё просто: это дело можно трактовать как продолжение политики огосударствления экономики, в существовании каковой политики сегодня сомневаться не принято.

5. А может, здесь рука антимонопольной службы? Ну не верят там, что какая-то мелочь может составить конкуренцию «Аэрофлоту». Вон, был более или менее серьёзный претендент – AiRUnion, – и тот разорился. Надо брать управление в свои руки, иначе толку не будет.

Ну, не знаю. Кто-нибудь ещё верит, что государство может эффективно конкурировать с самим собой? Есть такие примеры? Может, это один из штрихов российской самобытности, особого пути, о котором столько говорится?

Только не поймите так, что я против особого пути. Я как раз за. Вообще-то, если присмотреться, у любой страны собственный путь, что-то особенное да присутствует. А тут Россия…

В общем, в моём представлении конкуренция выглядит не совсем так. Не совсем так, как в те времена, когда АЗЛК конкурировал с ВАЗом.

6. Совсем уж страшное предположение. А вдруг все эти госкорпорации создаются вообще не «для того-то», а «под кого-то»? Поколения политиков и управленцев меняются, надо ж куда-то пристраивать «отслуживших». Вот Греф возглавил Сбербанк, а вот уж и Чубайс становится председателем правления «Роснанотеха»…

Предположение, конечно, безнравственное. Однако посмотрим, как будет выглядеть топ-менеджмент нового авиаперевозчика. Конечно, здесь необязательно корыстный интерес; госуправленцы люди опытные, Сбербанк может достичь новых высот под управлением Германа Оскаровича.

Но, как сказал поэт, «и всё же, и всё же…»

5 комментариев

  1. Аноним:

    Хочется пожелать, чтобы это осталось Вашей самой большой претензией к государству. Неужели, как уже говорилось где-то на этом блоге, мы все время ждем, что следующий дождь не будет мокрым?

  2. master:

    Спасибо за пожелание. Только не надо считать, что во всей этой статье единственная претензия состоит в том, что компания, про которую написано «технологии», занимается предоставлением услуг. Думаю, что я там написал больше, чем о простом несоответствии названия и деятельности.
    А насчёт дождя… То, что следующий дождь будет мокрым, не мешает многим и многим писать про дождь. Это не значит, что они недоумки. Просто это дождь их каким-то образом цепляет. Вот и всё.

  3. Аноним:

    Не связано со статьей, просто вопрос — как Вам такая новость?
    http://sholademi.livejournal.com/970286.html

  4. Аноним:

    Не вижу ничего исторического в этом экспонате. Заходил туда в конце девяностых — атас. Это был какой-то сарай в форме самолёта. То что порушили — странно, лучше бы на металлолом… И потом, это выставка достижений, а это достижение конца шестидесятых. «Суперджет» на его место — вот логично было бы.

  5. master:

    На (3)
    1. Самолёт мне жалко. Жалко и как самолёт (154-й всё ж не зря был рабочей лошадкой всего соцлагеря). И как символ и воспоминание детства.
    2. Согласен с тем, что можно было куда-нибудь перенести. Сам видел когда-то МиГ-19 во дворе детского сада в Коровино; даже мне это радость доставило, хоть уж и взрослый был, и знал, где МиГ-19 увидеть можно. Таких самолётов-памятников в разных местах много быть не может, хоть все, снятые с эксплуатации, развези по городам и весям. Вон, в Байконуре не только Р-7 стоит памятником на большой въездной улице; там ещё простецкий Ан-12 на какой-то площади установлен, просто между зданиями — и радует глаз. Потому что самолёт — штука красивая.
    Так в Байконуре это чувствуют…
    3. Вызывает досаду, да что там, озлобление, что на этом месте будет, действительно, торгово-развлекательный центр.
    Но:
    4. Это, действительно, выставка достижений, и с этой точки зрения Ту-154 пора на покой. Так что в этом смысле согласен с (4).
    5. Могли бы не ресторан строить, а поставить Буран или Ту-144 — эти штуки навсегда останутся достижениями.
    6. на (4). А останется ли какой-нибудь «лишний» Суперджет? Тот, что для статиспытаний — сломают, остальные из тех, которые КБ принадлежат, ещё годы и годы будут использоваться для доводок, проверки всяких модернизаций. так что Суперджета, Ту-204 и иже с ними ждать ещё десятки лет…

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*