Skip to content
 

Морской музей в Хайфе – 4

Морской музей в Хайфе: 1, 2, 3

Инвентаризация фотоматериалов показала, что в прошлой серии я был прав: ностальгические корабли кончились.

Ракетный катер типа «Саар-2», Хайфа, музей ВМС

Нет, конечно, в составе израильского флота было ещё много известных типов военной поры. Была парочка американских 400-тонных охотников типа РС, построенных за войну общим числом 317 единиц. Были малые десантные корабли английского типа LCT(4), купленные в Канаде; и немецкого типа MFP MZ-B, купленные в Италии; и американского типа LCI(L), подаренные евреями Сан-Франциско. И были пять английских подлодок типов S и Т. И были торпедные катера – один американский «хиггинс» и восемь английских «восперов». И разная патрульно-сторожевая мелочь…

Но, во-первых, далеко не всё представлено в музее. Во-вторых, не всё из представленного я фотографировал. Моё внимание, я бы даже сказал, восторженное внимание, было почти полностью уделено среднетоннажным знаменитостям, описанным в трёх предыдущих сериях. А остальное шло по остаточному принципу. Кроме одного экспоната, но о нём позднее.

Короче. Покончив с предметом особой страсти, дальше буду помещать здесь объекты по возможности в простейшем хронологическом порядке: по мере того, как они входили в состав флота.

Вот такие торпедные катера были построены для Израиля во Франции:

Торпедный катер типа «Меулан», Хайфа, музей ВМС

Типовое название у них – «Меулан». Первая серия из трёх кораблей построена в 1951 году, вторая, такой же численности, – в 1956-м.

Просто торпедные катера. Честно говоря, я и снял-то их потому, что поторопился. Думал, это катера военной постройки, а надо было табличку прочитать.

Первая серия имела бензиновые движки, вторая – дизельные. Конкретно на этом катере стоят четыре бензиновых мотора по 4600 л.с. Немало; поэтому небольшие кораблики – водоизмещение 62 тонны – спокойно развивали скорость 40 узлов. То есть 74 км/ч.

Впрочем, это классическая скорость более или менее солидного торпедного катера. Это наши туполевские 15-тонные глиссерки Г-5 могли летать в полном вооружении на 58 узлах, а без торпед разгонялись более чем до 63 узлов. Но зато у них дальность была чисто прибрежная, и очень серьёзная зависимость от погодных условий, и только две торпеды, и остальное оружие – лишь два 12,7-миллиметровых ДШК.

Я не ругаю Г-5. ТЗ на них писалось в конце 1920-х, тогда надо было срочно чем-нибудь защитить порты, базы и хотя бы прибрежные коммуникации от набега сравнительно крупных кораблей противника. Так что Г-5 были чем-то вроде объектовых перехватчиков в ПВО – анго-саксы называют такие метким выражением overhead interceptor. Зато и построили их порядка 300 штук…

Впрочем, в войну наши моряки вовсю использовали Г-пятые для нападения на вражьи конвои.

Но вернёмся к «Меулану». Эти катера несли четыре торпеды; правда, это были торпеды скорее «авиационного» калибра – 457-мм (наши Г-5 вооружались полноценными 533-миллиметровыми). Зато на этих была серьёзная артиллерия – один 40-мм и два-четыре ствола 20-мм автоматов. На данном катере, который на фото, 20-мм группа представлена двумя одноствольными и одной спаренной установками.

По-видимому, катера этого типа использовались преимущественно как патрульные, потому что на табличке под моделью написано, что они были списаны в 1974 году в связи с поступлением на флот катеров типа «Дабур». А «Дабур» – патрульные катера, или, если угодно, сторожевые; у нас будет возможность с ними познакомиться. С другой стороны, надо учесть, что 70-е годы стали временем начала широкого наступления противокорабельных ракет и, соответственно, отступления торпед как противокорабельного оружия. Кроме «Дабуров», в это время у Израиля были уже и ракетные катера; с ними мы познакомимся уже сегодня.

Раз уж разговор о торпедных катерах, давайте покажу вам торпеду:

Английская акустическая торпеда Mk-20, Хайфа, музей ВМС

Правда, эта торпеда – не с катеров. Это Mk-20 английского производства, входившая в боекомплект английских подлодок типа Т, о которых я упомянул в начала статьи. Насколько я смог понять – что оказалось не так уж просто, – это электрическая торпеда с пассивной акустической системой наведения. Сделана она после изучения немецкой торпеды T-V, поступившей на вооружение в 1944 году, после того, как СССР поднял такие торпеды с потопленной в Финском заливе немецкой ПЛ U-250, изучил их и, по просьбе самого Черчилля, передал Англии материалы изучения. Успеть с воспроизводством этого оружия до конца войны ни мы, ни англичане не успели; да и получилась Mk-20 не слишком удачной.

Вывод о том, что она электрическая, я сделал на основе данных по скорости и дальности: при вполне нормальных размерах – калибр 533 мм, длина 6,5 м – Mk-20 имела скорость всего 20 узлов при дальности хода 11 км. Обычные парогазовые торпеды подобных габаритов на такой дальности развивали в то время едва ли не вдвое большую скорость.

Ну, хватит, пошли дальше.

Дальше у нас – танкодесантный корабль собственной израильской постройки, три таких судна были построены в 1966-67 годах:

Танкодесантный корабль «Ашзив», Хайфа, музей ВМС

Этот называется «Ашзив», два других – «Ашдод» и «Ашкелон».

Нормальные малые танкодесантные корабли – не знаю, зачем на верхнюю палубу водрузили три «Ирокеза». Может быть, при тихой погоде они действительно так делали? Что там три вертолёта по 2,3 тонны пустого веса, когда штатную нагрузку составляют восемь танков «Тиран», каковые, в сущности, являются захваченными у арабов советскими Т-54, Т-55 и Т-62? Полезная нагрузка кораблей – 330 т (водоизмещение пустого 400 т, нагруженного – 730 т). Скорость 10,5 уз., вооружение, судя по модели, – четыре 20-мм автомата и какие-то ещё пулемётишки на носу.

Корабли списаны в 1999-2001 годах, а перед этим ещё послужили опытовыми судами: на них испытывались зенитные ракетные системы «Барак» и «Хец».

Следующим по хронологии у нас будет ракетный катер «Акко» типа «Саар» второй серии. Вот его модель:

Ракетный катер типа «Саар-2», Хайфа, музей ВМС

Но с этим кораблём у нас есть не только модель. Это его рубка возвышается над нашей головой на первом фото этой статьи. То есть он есть в музее живой, стоит на кильблоках во дворе. Надо сказать, хоть катер и небольшой, всего-то 240 тонн водоизмещения, но зрелище внушительное:

Ракетный катер типа «Саар-2», Хайфа, музей ВМС

Конечно, я его облазил во всех местах, где дозволяется лазить – а дозволяется не везде. И, конечно, вы не удивитесь, когда я вам скажу – а я прямо сейчас и скажу – что немаленький этот фоторепортаж я опубликую в следующем выпуске.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*