Skip to content
 

Старейшее действующее судно ВМФ

Решил ещё немножко написать в честь Дня Военно-морского флота. И опять же – в связи с наличием интересных фотографий от господина Алексея Царькова.

Это – старейшее судно отечественного ВМФ – спасательное судно «Коммуна»:

Спасательное судно «Коммуна»

Мало того – это старейшее судно в мире, которое столь долгое время реально находится в службе. Конечно, в разных странах существуют всякие мемориальные корабли, находящиеся в списках флота – у нас, в частности, таким был крейсер «Аврора». Но по сути он уже много десятилетий был в чистом виде музеем, каковой статус и получил несколько лет назад.

А «Коммуна» – в рабочем состоянии и работает.

Заложили «Коммуну» в 1912 году как специализированное судно-катамаран для спасения подводных лодок. В строй она вошла в 1915-м, называлась тогда «Волхов» и была причислена к классу транспортов. По служебной линии вошла в дивизию подводных лодок Балтийского флота в качестве плавбазы. Поэтому, помимо гиней (гини – это особые увеличенные, усиленные тали для подъёма больших тяжестей) общей грузоподъёмностью 1000 тонн, судно в каждом корпусе ещё хранило по 50 тонн топлива для подводных лодок и по 10 торпед.

Господа, тут обязательно надо кликать. Иначе – совершенно не тот эффект.

«Коммуна» производит впечатление крупного судна, не так ли? На самом же деле она не столь уж и велика: водоизмещение 3100 тонн – ненамного больше, чем у лидеров эсминцев типа «Ленинград» 1930-х годов постройки, и почти в два с половиной раза меньше, чем у той же «Авроры». Длина 96 м – на 30 м меньше чем и у «Авроры», и у лидеров. Осадка – вообще всего 3,65 м…

А судно всё равно выглядит мощно и убедительно:

Спасательное судно «Коммуна»

Немалую роль в таком восприятии играют необычного вида конструкции, соединяющие корпуса – четыре 18,5-метровых решётчатых фермы, образующие над серединой судна пролёты высотой 10,5 м. Давайте ещё одно фото, теперь с кормы:

Двигатели были довольно слабые – два по 300 л.с. – но ей же не с эскадрой ходить. Зато дальность плавания была как у крейсера: 4000 миль ( частности, у «Авроры» была точно такая дальность). Хорошая дальность и мореходность, казалось бы, не очень-то и обязательная для такого типа судов, позволили «Коммуне» в 1967 году перейти вокруг Европы из Балтики в Севастополь.

А до этого «Коммуна» славно потрудилась. Первой работой стал подъём и ремонт летом 1917 года затонувшей из-за открытых люков подводной лодки АГ-15. Осенью спасли ещё одну лодку – «Единорог».

Это был ещё «Волхов»; а в 1922 году судно стало «Коммуной».

В 1928 году «Коммуна» выполнила, как теперь говорят, резонансную операцию: подняла с глубины 62 метра английскую подлодку L-55, потопленную нашими эсминцами «Азард» и «Гавриил». Так было в официальной советской версии; теперь принято считать, что не эсминцы её потопили русскими торпедами, а, уклоняясь от их атак, она подорвалась на английской мине.

Да только не один ли чёрт? Если бы не эсминцы, L-55 осталась бы жива.

А если бы не «Коммуна», то она осталась бы мертва.

Алексей сделал фото в музее:

Спасательное судно «Коммуна»

Это момент подъёма L-55. Честно говоря, мне не очень понятно. Это точно носовая часть мостика L-55, точнее, её рубки; одна из двух её 102 мм (4 дм) пушек Mk IV. Так вот, вопрос: почему только носовая часть? Наверное, резали в воде и поднимали частями.

Или, точнее, отрезали лишнее, а потом корпус подняли целиком. Потому что лодку отремонтировали, не мудрствуя, назвали «Л-55», и до 1940 года она плавала в составе Балтфлота.

Но главное значение L-55 не в этом – Балтфлот мог бы обойтись и без неё. Но L-55 была спущена на воду в 1918 году, то есть при её постройке был учтён опыт Первой мировой войны. И наши специалисты очень подробно её изучили и много чего использовали – наши-то подлодки типа «Барс» строились раньше и были не очень совершенны. Да и кадры подводных судостроителей за революционное и послереволюционное время были в значительной мере утрачены…

Тела погибших моряков L-55 были переданы британцам, за что от последних была получена официальная благодарность.

Дальше, в межвоенный период и в войну, «Коммуне» досталось много работы. Она доставала подводные лодки, буксиры и катера, самолёт… Даже четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. Оказывала помощь аварийным судам, проводила ремонты, обеспечивала испытания…

До капитального ремонта дошло только в 1954 году. Пишут, что при постройке «Волхова» была использована какая-то особая судостроительная сталь, секрет которой ныне утерян. И такая была хорошая сталь, что корпус до сих пор в прекрасном состоянии, в то время как многие железные агрегаты и детали, устанавливавшиеся в более позднее время, давно поржавели и сломались.

В 1967-м, как говорилось, судно перешло в Севастополь. Там его оснастили глубоководными аппаратами типа АС-6. И эта рабочая лошадка продолжает пахать по сию пору. Давайте уважительно попрощаемся с ней:

Спасательное судно «Коммуна»

Спасательное судно «Коммуна». С января 2012 года входит в состав 1-й группы 145-го отряда спасательных судов с базированием на Севастополь.

4 комментариев

  1. Очень интересная статья. Корабль прикольный и лет ему конечно не мало. Прочитал с удовольствием.

  2. Аноним:

    Наши эсминцы попали в рубку, насколько я помню, л-55, вот ее и нет за мостиком на снимке…

    • master:

      Классическая советская версия — что попали; и вряд ли они могли попасть во что-то другое, если лодка в позиционном положении.

      По другим источникам они вроде как и не попали, а заставили маневрировать в отходе, в процессе чего L-55 наткнулась на мину.

      Но пусть попали — один 102-мм снаряд не может начисто снести рубку подводной лодки. И два таких снаряда тоже. Её вообще трудно начисто снести, это же не монолит, а, считай, жестянка. Так что рубку, попали в неё эсминцы или нет, всё равно, видимо, срезали.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*