Skip to content
 

Поздравляю с Днём Военно-морского флота!

В этот раз я не приготовил к Дню ВМС ничего парадного. Вообще ничего «большого и чистого». Сегодня я сделаю совсем короткое сообщение другого, противоположного толка. Вот:

Малый охотник типа МО-4

Это малый охотник МО-4. Это память о войне. Это то, как мы её храним.

Фото сделано Лёшей Царьковым – помните, тем, кто дал мне тыщу фотографий с морского салона, которые я разместил к прошлогоднему Дню ВМФ.

Лёша давно просил меня сделать сообщение по этому катеру. И я видел редкое зрелище: я видел, что у этого большого, весёлого, беззаботного и довольно-таки пофигительного человека болит душа за такое жалкое состояние памятника нашему славному прошлому. Что ему жалко, очень жалко этого маленького, но славного кораблика, пришедшего в столь бедственное состояние. И он сильно сердится на тех, кто его до этого довёл.

Вот, посмотрите ещё:

Малый охотник типа МО-4

Крохотный кораблик, водоизмещение 56 тонн, но быстроходный – 26 узлов. Штатное оружие – две универсальных полуавтоматических пушки калибра 45 мм, два 12,7-мм пулемёта, два бомбосбрасывателя (8 больших или 20 малых глубинных бомб), мог брать две или четыре, в зависимости от типа, мины заграждения. Экипаж 22 человека.

В годы войны, оценив воздушную опасность, к двум крупнокалиберным пулемётам добавляли два ШКАСа – обыкновенного калибра, но очень скорострельных.

Малый охотник предназначен прежде всего для борьбы с подводными лодками в прибрежной зоне. Но нашим – а их настроили довольно много – нашим охотникам в наших закрытых морях приходилось заниматься всем подряд: и сопровождением конвоев, и разведкой, и высадкой десантов, и подвозом снабжения, и обстрелом побережья, и борьбой с лёгкими силами противника.

Я читал книгу Игоря Чернышёва, первого на флоте кавалера ордена Александра Невского. Называется – «На морском охотнике». И я вам скажу, что эта самая борьба с лёгкими силами на Балтике была очень напряжённой.

Катера зарекомендовали себя отлично. Вот отрывок из интервью, когда-то данного Чернышёвым, уже капитаном 1 ранга, корреспонденту журнала «Моделист-конструктор»:

Катер имел трёхслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым — бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя обеспечивали высокий ход и надёжное управление. Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну. Мачты мы срезали, «подводный выхлоп» у двигателей уменьшал шум катера – всё это было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью.

Вот такой вот отличный, очень нужный корабль.

И вот такой вот памятник…

Лёша дал и фотографии, на которых видно, каким он был раньше:

Малый охотник типа МО-4

Катер установлен в филиале Центрального военно-морского музея, который (филиал) называется «Дорога жизни».  Это — на берегу Ладоги, у посёлка Осиновец. А старое фото… Единственный источник, где я его увидел, это фотоальбом «Корабли и катера различных классов». Тот, кто сделал альбом, честно признаётся: фото взяты из Интернета; однако ж я искал более превичный источник, но не нашёл. Потому даю ссылку на этот альбом, она в первом комментарии.  я нашёл моей дырявой памятью я не помню, где установлен катер и когда сделаны снимки «из прошлого».

А сейчас дам ещё один скорбный вид и закончу.

Малый охотник типа МО-4

И попрошу вас. Если у кого-то есть профильный сайт, или кто-то общается на форумах по морской, или исторической, или патриотической тематике, – перепостите, пожалуйста, этот материал. Если можно, конечно. И – не раньше чем через неделю после публикации у меня – я ж хочу, чтобы поисковики успели меня проиндексировать :)

Может быть, найдутся люди, которые не просто посочувствуют памятнику, а смогут что-то сделать. Его же ещё не поздно восстановить. А через пару-тройку лет будет поздно. Давайте попробуем. Давайте подождём несколько дней, я узнаю и напишу местоположение, и тогда можно будет выложить пост на других ресурсах.

Ну, вдруг получится что-то хорошее?

3 комментариев

  1. master:

    Уточняю подробности. Не дождался я Лёши, но догадался поглядеть интернет. По бортовому номеру нашёл мгновенно.

    Этот катер стоит на берегу Ладожского озера, у посёлка Осиновец – там работает филиал Центрального Военно-морского музея под названием «Дорога жизни». Некоторые из 219 построенных катеров воевали и на Ладоге…

    А фото ещё целого памятника – не знаю, где его взял Алексей, а я нашёл единственный источник и с благодарностью даю на него ссылку.
    Как и собирался, сейчас подредактирую пост. Можно будет в этот раз не поминать дырявую память… :)

  2. Break Out:

    Этих козлов из ЦВММ надо судить — угробили катер !

    • master:

      Да нет, я думаю, нет. Знающие люди говорят, что сами музейщики — не козлы, делают, что могут, даже и сейчас делают. Я подобные заметки на нескольких сайтах разместил, и на одном из них мне компетентный очевидец об этом сказал. Сейчас не вспомню, где… Они делают, что могут, но денег-то нет! Небось, у музейщиков зарплата не бог весть какая. И бюджет у музея тоже, я думаю, с гулькин сами знаете что. Судить надо местные власти или Минкульт, или кого-то ещё, кто должен бы давать деньги на такие дела, а не даёт. А куда девает, мы по Оборонсервису знаем. Так что причина, за что судить, найдётся, было бы желание…

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*