Skip to content
 

100-летие российской авиации. Подготовка в местах базирования

Это, граждане, эксклюзив 2-го уровня:

Ту-22М3

Я тут подумал и разделил эксклюзив на три уровня.

3-й уровень, нижний, – формальный эксклюзив. Это когда я сам фотографирую, или кто-то ещё, обычные объекты, доступные любому человеку или почти любому. Донской монастырь, Средиземное море в Хайфе – вот типичные примеры. Но формально фото эксклюзивные, потому что, когда я их ставлю в блог, они, типа, публикуются впервые, и в точности таких ни у кого нет.

1-й уровень – полноценный эксклюзив в общепринятом СМИшном понимании. Если бы я, например, где-то на даче вдруг поймал, скажем, Гошу Куценко, и он рассказал бы мне сценарий фильма, в котором он в данный момент снимается и о котором ничего, кроме слухов, у публики нет. Или дал репортаж, как Валентина Матвиенко, сидя на полу, играет с внуком в железную дорогу. (У неё есть внук? Не знаю, неважно, это просто пример).

А 2-й уровень посередине. Когда, например, человек в числе немногих присутствует на некоем довольно-таки закрытом мероприятии и имеет право о нём писать и его фотографировать.

У нас именно такой случай, и предоставил его нам наш друг Сергей Александров.

Я уже неоднократно… – как это говорится? – на страницах этого блога благодарил его за разрешения выкладывать его снимки. Вы могли видеть, что это порой бывали не совсем простые снимки: то он нам покажет прилёт В-52 на МАКС, то вообще МиГ-25 на воронежской авиабазе.

Допустим, посидеть с аппаратом в нужный день у аэродрома ЛИИ могут многие; но в Мончегорске к самолётам пустят уже мало кого – это уже эксклюзив 2-го уровня.

И вот такие места и мероприятия, куда Сергей проникает, в последнее время становятся всё более заковыристыми.

То он слетал на полюс, фотографировал выброску грузов для полярного лагеря «Барнео-2012». То из кабины вертолёта запечатлел Москву в процессе генеральной репетиции авиационной части Парада Победы – тоже в этом году. Кстати, надо спросить у него разрешения по этим делам тоже сделать пост. В «Технике – молодёжи» эти репортажи уже опубликованы, так что с этой стороны препятствий не будет. Да и фото мы возьмём другие, не те, что пошли в репортажи.

Теперь вот Сергей попал в пул журналистов, которых свозили в пресс-тур по авиабазам, где наши авиаторы готовятся к параду в честь 100-летия российской авиации. Впрочем, не все фото из пресс-тура; в частности, то, которое вы уже посмотрели, снято раньше. Подробности – потом.

Этот материал в «ТМ» ещё не вышел, я его только что подготовил для августовского номера – одно фото на 1-й обложке, ещё несколько и небольшой текст – на 4-й. Но, думаю, главред мне простит (если узнает): я, опять же, возьму другие снимки.

Итак, эксклюзив 2-го уровня: фотографии подготовки к авиационному параду на раннем этапе, на «родных» базах.

Примечание. Как вы знаете, на блоге так или иначе присутствуют два человека, зовущихся Сергей Александров. Один, о котором мы сейчас говорим – фотограф и репортёр, специализирующийся на авиационной тематике. Другой – вот этот Сергей, аналитик и систематизатор, ходячая энциклопедия по космическим делам и авиации, особенно по современному её состоянию и недавнему прошлому. Поэтому я решил для различения ввести в их именования дополнительную букву. Фотограф будет у нас Сергей А. Александров, а аналитик – Сергей В. Александров. Это не порядковое обозначение латинскими буквами «А» и «В»; это инициал от отчества. Потому что фотограф – Альбертович, а аналитик – Викторович.

Вот так.

И ещё примечание. Вы по картинкам-то кликайте. В большом размере оно всё значительно выразительнее.

Основной текстовый «сплошняк» закончен. Теперь будут почти исключительно фотографии. Главная трудность – в выборе. Очень много очень красивых фото.

Поехали.

***

В Иваново ребятам не повезло – не было погоды, не было полётов. А я, имея в виду репортаж для журнала, просил снимать, конечно, летящие машины. Кроме того, Сергей сказал, что там будут наши АВАКСы – А-50. Это я попросил снять в любом случае.

Вот он, русский АВАКС – самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Аэродром Иваново-Северное.

А-50

Эту фотографию – вроде бы повтор – я ставлю сознательно.

А-50 борт 47

Потому что это другой экземпляр – видите на борту «47»?

Говорят, что это пока единственный образец самой-самой последней модификации А-50, с самым супремодернизированным оборудованием. Неизвестно, будет он на параде летать или только стоять в экспозиции, но он там будет.

И больше по Иваново показать нечего.

***

Зато следующий пункт был – Энгельс!

Энгельс – это наша знаменитая база дальних стратегов, самых тяжёлых наших бомберов. Ервое фото – это Ту-22М3, он тоже в Дальней авиации, но он не тяжёлый. А в Энегльсе (это в Саратовской области) с конца 1954 года базируются соединения самых дальних наших самолётов.

Один мой школьный товарищ, геолог по специальности, объездил в экспедициях всю страну. Он мне ещё годах в 1970-х рассказывал глубоко впечатлившее его зрелище: в этом самом Энгельсе по взлётной полосе разбегается мясищевский тяжёлый четырёхмоторный реактивный бомбардировщик 3М (о нём см. здесь). У него длинное, узкое, гибкое крыло; а полоса длиннющая, а степь неровная, волнистая… Мой друг смотрит на разбег почти сзади. Тяжеленный самолёт, помахивая тонкими крыльями, уходит, почти скрывается за неровностью рельефа… снова возникает на подъёме полосы и, наконец, уже почти незаметный, взлетает где-то там, километрах в пяти…

Какие у нас на сегодня самые дальние бомбардировщики? Правильно, Ту-95МС и Ту-160. Полётов, как назло, не было и здесь, так что смотрите их на стоянках.

Ту-95МС. Первый кадр – классический. Так обычно снимают самолёты на базе:

Ту-95МС

Зато на стоянке можно в кабину залезть:

Ту-95МС

Ещё один:

Ту-95МС

И, наконец, вот такой, грозный и забавный одновременно:

Ту-95МС

Кстати, о Ту-95 можно почитать по той же ссылке, что для 3М.

***

Теперь – Ту-160.

Опять классический:

Ту-160

И опять кабина:

Ту-160

Обратили внимание? У Ту-95 – штурвалы, как обычно на тяжёлом самолёте. А здесь – ручки, как на истребителе.

И ещё парочка:

Ту-160

Ту-160

Тут надо обратить внимание на цельноповоротный стабилизатор, что обычно для сверхзвуковых самолётов; и на цельноповоротную верхнюю часть киля, что как раз довольно необычно.

***

Третий и последний пункт пресс-тура – Приморско-Ахтарск. Я понимал, что такое Иваново, Энгельс; а про Приморско-Ахтарск спросил: а там что? Сергей ответил: лето/солнце/море /пляж. А если серьёзно, говорит – Су-25. Потом рассказал: на Азовском море, глушь, железной дороги туда нет, продукты дешёвые…

Ахтарск, надо признаться, к параду отношения не имеет. Туда повезли смотреть учебно-боевые будни.

И вот там полёты были.

Су-25

Вот он стоит, Су-25, проверяется. Под крылом – подвесные баки, ракета – учебная, должно быть. Я знаю, что под другим крылом – другая, не такого типа: видно на другом фото. Но его я, извините, зарезервирую: в прошлом посте объяснил, что надо наращивать активность на союзных сайтах. А этот кадр выбрал, потому что самолёт снят сбоку-сзади; остальные, которые у меня есть – спереди.

Вот боец (судя по кирзачам) принялся проверять СВСП – систему воздушно-скоростных параметров:

Су-25

Вот подвезли обычную бомбу, по-правильному – свободнопадающую.

ФАБ-500Ш

Написано на ней – 500Ш. Я так понимаю, что это фугасная ФАБ-500Ш; или, может быть, её учебный имитатор. «500» – это калибр 500 кг (калибр авиабомб – это их вес, а не диаметр). «Ш» – значит, штурмовая. Такие бомбы снабжены тормозным устройством, чтобы их можно было сбрасывать с предельно малых высот без вреда для собственного самолёта.

А Су-25, как известно, штурмовик…

За бомбой самолёт, у него на пилоне – учебная ракета Х-25. Я так думаю, это модификации МЛ – с лазерной головкой самонаведения. Это ракета малого радиуса действия, стреляют ею по танкам, кораблям, РЛСам, бункерам и т.д.

Ладно, пошли дальше.

Взлетает учебно-боевая спарка:

Су-25

А под крылом у неё – как раз эти бомбы. А ракет не видать, одни баки… Обратите внимание на двухствольную 30-мм пушку, в носу по левому борту.

А вот опять взлетают двое, но в разных самолётах:

Су-25

Не удержусь, поставлю одну фоту, задействованную на 4-й обложке не существующего ещё 8-го номера «Техники – молодёжи». Уж очень красиво:

Су-25

У него-то как раз ракеты. И баки, и пушка, и шасси как раз убираются… Роскошное фото. Тоже классический ракурс.

Кстати, главред не должен гневаться ещё по одной причине: я уменьшая фото до такого размера, что их не получится использовать в полиграфии. Например, у этого ширина 1024 пиксела. Что в пересчёте на 300 точек на дюйм – а именно столько нужно для нормального полиграфического качества – даст ширину чуть больше 8 см. Спичечный коробок… а у нас оно – во всю ширь обложки.

…Наконец, идём на посадку:

Су-25

Это тоже спарка – та же самая? Из того же полёта? Неужели баки сбросила, а ракеты пустила?!

Нет. Может, и та же, но из другого полёта. Баки-то, небось, жалко будет каждый раз об землю бросать. А главное, учебные ракеты не пускают. Это имитатор для пилота. Он должен произвести все действия, связанные с обнаружением цели, выходом в зону пуска, проведением операций по подготовке. А имитатор ему подыгрывает: воспринимает и отдаёт сигналы так, как это делает настоящая ракета.

Боевые пуски – дело редкое…

***

Ещё снял там Сергей вертолёты. Воистину, красивейший кадр:

Ка-32С

Это Ка-32, судя по обтекателю локатора – Ка-32С, многоцелевая машина с поисково-спасательными возможностями.

И снял Су-30М2:

Су-30М2

Су-30М2 – новейшая модификация, на данный момент их поставлено в войска считанные единицы. Машина оптимизирована для ударов по наземным и надводным целям. На параде обещают показать целый ряд новинок; одну из них, А-50 борт 47, я упомянул выше, в самом начале.

Вообще, парад будет выдающийся. Пишут, что это самое крупное мероприятие такого рода за всю историю России. Будет там только от ВВС порядка сотни летательных аппаратов. И десяток от ДОСААФ, а ретросамолётов будет аж три десятка! На последнем МАКСе их было, как мне помнится, пять штук, если считать по типам. Как говорится, почувствуйте разницу…

И будут все наши пилотажные группы, и группы из Англии, Италии, Финляндии, Турции, Польши и Латвии, и самолёты от ВВС Франции, США и Израиля. И будет и наземная экспозиция техники ВВС и ПВО…

А теперь – самое трудное.

***

Самое трудное – это Шайковка. Ту-22М3.

Потому что фото из пресс-тура Сергей слал нам дозировано, только чтобы было выбрать для журнала. А в Шайковке он был недели за полторы до этого тура, и фото оттуда он просто выложил в альбом на фотосервисе. Их там 100 штук, и все офигенные. Выбрать из них ограниченное количество – для меня большая трудность.

Ну и ладно, пусть будет много.

Ту-22М3, дальний бомбардировщик, знаменитый Backfire, попортивший столько крови и, и нашей, и ихней. Где-то я писал о нём подробнее, наверное, написал, как он портил кровь. Если кто наверняка помнит, что не писал, и хочет, чтобы написал, – скажите. А здесь я просто поставлю сколько-то фото – столько, насколько смогу себя ограничить. И на том закончу.

Ту-22М3

Приятно посмотреть… Глядя на просторную стоянку с мощными бомберами, думаешь, что есть ещё, есть у России сила…

Ту-22М3

Готовят к полёту. А под крылом у него, между прочим, крылатая ракета Х-22 – не новая, но с выдающимися характеристиками. Точнее, с выдающейся скоростью – 4000 км/ч. Такую точно ничем не собьёшь…

Какая модификация, определить не могу (интересно, помнит ли кто-нибудь старый детский анекдот, хорошо ложащийся в тему?). Модификации есть противокорабельные, противорадиолокационные, для стрельбы по площадным целям (эвфемизм понятен: с большой-большой ядерной бомбой на борту) и, наконец, высокоточная, с системой корреляционного наведения (по рельефу местности). Дальность – от 400 до 550 км, в зависимости от высоты и скорости носителя.

Ладно, пора в полёт.

Первая фаза разбега у нас на первом фото. Заметили там марево от выхлопа? Ладно, повторю здесь, момент чуть попозже – отрыв носовой опоры:

Ту-22М3

Идём дальше – самолёт в воздухе:

Ту-22М3

И пошёл…

Ту-22М3

Не могу. Давайте ещё раз – с другой стороны:

Ту-22М3

Ту-22М3

Ту-22М3

Ту-22М3

Ну ладно, хватит, пора садиться:

Ту-22М3

И в заключение – ещё один великолепный кадр. Я как его увидел – влюбился. Пытался убедить главреда, что именно его надо ставить – не убедил. Не хотелось ему в тот момент лирики…

Посмотрите, какое сочетание грозной мощи и мирной летней тишины:

Ту-22М3

Впрочем, зачем описывать? Имеющий глаза увидит сам…

Молодец, Серёжа! Спасибо.

***

Ну вот, видите, опять длинный пост получился. Всю субботу просидел, на пляж не ходил (правда, и не слишком тепло было днём). Дело даже не в тексте, он не такой уж и большой. Но каждую фотографию надо уменьшить, потом пересохранить и ещё раз уменьшить, потом на каждой написать автора, потом грузить на сервер… А потом вставлять в текст, я это в html делаю, чтобы потом с неожиданными непонятками не разбираться.

Целый день… такая работа не способствует частым публикациям. Так что паузы, как я сказал в прошлом посте, будут некоторое время больше обычных.

А ведь в августе будет собственно парад… Ну, ничего. Всё равно мы их всех победим, да?

19 комментариев

  1. DGN:

    так что там с Ту-22 было?

    отличная фотка, самолет как будто в поле стоит!

    чем кстати планируют заменять ТУ-95 и ТУ-160??

    • master:

      А что было с Ту-22? Не понял вопроса. Если про Грузию, так я специально не изучал. Сбили и сбили, война, однако…

      А вот насчёт заменять… Это вряд ли кто сейчас скажет. По-моему, во всём мире не знают. Правда, тут весь мир — мы да Штаты. Они вон соорудили после В-1 «невидимый» В-2 и теперь не знают, что с ним делать. Построили 21 штуку ценой больше $2 млрд каждый и трясутся над ними. Кто ж такие деньжищи в бой пошлёт?!

      В-2 — отдельная тема. А по факту — одни разговоры идут про «гиперзвуковую атмосферную систему оружия», а что это такое, нахрен нужно, как сделать — никто толком не знает.

      Так что наши старые друзья: Ту-95, Ту-160, Ту-22М, В-52, В-1В будут летать по крайности до середины века.

      Если, конечно, какой-нибудь Апофиз не прилетит… :)

  2. Кирилл:

    Если позволите,
    У Ту-22 были срезаны штанги дозаправки в воздухе по договору СНВ-2 кажись. Янки посчитали что с ними он стратегический. А так как в то время Горбачев «шел на уступки ничего не приобретая в замен», то теперь Ту-22-е так и летают «в полсилы», хотя исходя из такой логики нужно поотрезать всем самолетам штанги у которых они имеются, вдруг какой истрибитель захочет бомбу отвезти сами знаете куда…
    Интересно то, что американцы ни один свой самолет или ракету не попилили и ничего им не отрезали.

    • master:

      Спасибо за комментарий! Приходите ко мне чаще! :)

      Да, со штангами вопрос стыдный был. Я ещё тогда горевал: ну как можно пойти на такое унижение? Ведь это чёртово унижение, вот главный смысл. Мало того, что они у себя ничего не поотрезали. Надо ж ещё вспомнить, как у них FB-111 в Англии базировались — свободно достигали чуть не до Урала. А авиация европских стран НАТО? Что, там ядерных носителей нету? А авианосцы? А Окинава, с которой В-52 могли «иметь» нас даже без дозаправки тоже до Урала, но с другой стороны?

      Я сейчас не хочу поднимать даты, когда FB-111 Стратегического командования убрались из Нью-Хэмпшира, а В-52 — с Окинавы (кстати, потом был Гуам). Факт, что у амеров и НАТО было многоразовое превосходство в авиационных носителях, а они всё равно потребовали убрать дозаправку с наших Ту-22М, которых и было-то в ВВС, по их тогдашним данным, всего 150 штук. Ещё примерно столько же было в ВМС, но эти были нацелены на авианосные группы и войсковые конвои.

      Вот я и говорю: не ради военных целей, а в основном для унижения: сделаете, что мы сказали!

      Вот чего я не могу простить Горбачёву — унижения. По известной дилемме Максима Подберёзовикова «глупость или преступление», я для Горбачёва выбираю глупость; но это не основание для прощения. Есть ведь и другое высказывание, приписываемое знаменитому французскому министру полиции Фуше: это хуже чем преступление, это — ошибка!

    • master:

      И ещё про штанги. Если Вы считаете, что их снял Горбачёв, то — ошибаетесь. Он много чего наделал, но это устроили до него.

  3. Владимир, а в какой программе вы уменьшаете и подписываете фотки?

    • master:

      Делаю это в программе XnView и очень доволен. Возможности программы, конечно, не фотошопские. Но мне много и не нужно:
      — обрезать лишнее
      — подрегулировать яркость/контраст
      — уменьшить размер, это делается прямо в пикселах
      — сделать надпись, там можно выбрать кегль и цвет
      — естетсвенно, переназвать, пересохранить, перебросить или скопировать в другую папку.

      Конечно, там есть другие возможности, но мне пока хватает этих.

      • Честно говоря не знаю какие возможности у XnView, но в фотошопе есть возможность делать надписи, уменьшать фото, автоматически подстраивать контраст и сохранять фото нажатием одной горячей клавиши. Возможно использование фотошопа несколько ускорило процесс и облегчило ваш труд.

        • master:

          Не понял. Все эти действия одной клавишей?!

          Впрочем, допускаю. Просто Фотошоп — такая навороченная программа… я её боюсь. И потом, приходится же и поля у картинок резать — как это сделаешь одной клавишей?

          Но, повторяю, главное — очень много инструментов, и операции выглядят как-то величественно. Я ж вижу, как наши верстали ею пользуются — кажется, что очень сложно.

          • Ну, не абсолютно все действия, но львиную долю можно автоматизировать.
            Вообще, конечно, это надо показывать, текстом расписать как всё это делается достаточно сложно. У вас не стоит случайно на компьютере какого-нибудь удалённого администратора? Я бы вам показал как это всё просто делается. Уверен что не сложнее чем в XnView.

  4. Андрей:

    «Ту-22М3, дальний бомбардировщик, знаменитый Backfire, попортивший столько крови и, и нашей, и ихней. Где-то я писал о нём подробнее, наверное, написал, как он портил кровь. Если кто наверняка помнит, что не писал, и хочет, чтобы написал, – скажите»(с)
    Собственно- вот, говорю)) Напишите, интересно…

  5. master:

    Меня тут поправил Сергей В. Александров. Вертолёт – не Ка-32. Ка-32 – машина гражданская. Я вообще-то знал, что она гражданская, но не знал, что в ВВС она по-другому называется.

    А дело в том, что главное, чего я не знал или забыл, – что авиацию ВМФ передали в ВВС. Теперь кажется, что слышал когда-то и резко недоумевал. Сколько в истории было примеров, что это вредно… Впрочем, наверное, и в раздельном «владении» авиацией есть свои недостатки. Я-то про себя точно знаю, что питаю большой скепсис к большинству сегодняшних реформ в Вооружённых силах… может быть, потому что вообще консерватор?

    В общем, если эта машина бывшая флотская, то это не Ка-32, а Ка-27.

  6. master:

    Denisator’у на запись от 04.08.

    Я даже не знаю, что такое удалённый администратор…

    Но вообще-то оно и в XnWiew делается недолго, если говорить о технике. Просто каждое (ну, или не каждое) фото надо
    — подрезать
    — иногда осветлить
    — надписать, причём и основное, 500 точек, и то, что после клика. И тут часто приходится менять цвет и размер шрифта, чтоб не было вопиюще скверного сочетания с фоном.

    А потом трачу немало времени, когда ставлю в текст. Я делаю это в кодах. Сначала копирую «схему» из какого-то прежнего поста, потом меняю путь, имя файла на путь и имя к первому фото нового поста. А перед этим гружу фоты на сервер и меняю там имена файлов, чтобы потом проще было. Подготовив первое фото в html, копирую по всему тексту и потом меняю названия, высоту для 500-точечных фото, альтернативную подпись — она у меня не работает, но я с тупым упорством её делаю. Кстати, непонятно — раньше работала.

    Вот оно и уходит, время-то… Много ли фотошоп мне поможет, как Вы думаете?

    Денис, только ради бога не подумайте, что «как Вы думаете» — это, типа, подколка. Это в чистом виде позитивный вопрос.

  7. Вот оптимально автоматизированная последовательнось обработки фото в фотошопе:
    1)Перекинули мышкой фото в окно фотошопа (если комп не очень древний то можно несколько фоток)
    2) 1 клик — выбрали инструмент кадрирования, 2 клик кадрировали, ENTER — удалили всё лишнее
    3) дальше нажатием горячей клавиши производится автоконтраст, ставится в верхнем правом или левом углу белая подпись с чёрной обводкой (благодоря этому надпись будет видна на любом фоне) и фотка сохраняется с одним размером (вы только дописываете новое название фотки) и сохраняется со вторым размером (тут тоже надо дописать новое название)

    Всё. В принципе надо около минуты на фотку.

    С размещение фоток в статье, конечно, фотошоп не поможет.

  8. master:

    Примерно понятно, спасибо. И тем более спасибо за предложение научить. Но, м.б., это и не понадобится. Я же могу у своих версталей на работе спросить. Тут важно правильно поставить вопросы… :) А Вы меня уже настроили. Ещё раз спасибо за предложение. Тем более что — как оно будет? М.б., придётся всё же Вас побеспокоить… :)

  9. master:

    Присмотрелся я и понял: лопухнулся. Не боец это, а офицер. Потому что самоги не кирзовые, а яловые.

    Это я свою службу вспомнил. Нам, двухгодичникам, давали две пары сапог: яловые и хромовые. Хромовые — так, безделица, для построений. А яловые — это вещь. Поэтому у меня их и попёрли — мы свои вещи некоторое время держали в дивизионе. Ну вот, ушлые бойцы и попёрли у меня яловые сапоги и плащ-накидку…

  10. I request permission to use your photo of FAB-500SH bomba taken by Sergey A. Aleksandrov. Photo will be used to help explosive ordnance disposal bomb technicians identify the FAB-500SH bomb.
    Thank you, alton jones

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*