Skip to content
 

Как мы два раза становились вторыми. ВМФ-21

Начало

Предыдущая

Всё, теперь должно пойти легче. О флоте деревянном, парусно-паровом у меня до недавнего времени было представление весьма общее, составленное из случайно попадавшейся информации. В то время как флот броненосный является предметом моего долгого, хотя и, конечно, любительского внимания. Ну, и попутно – железный парусно-паровой; но о нём сегодня не будем.

Сегодня у нас на повестке – завершение картины 1865 года. А к этому году весь наш броненосный флот был исключительно флотом береговой обороны, причём исключительно на Балтике.

Однобашенная двухпушечная лодка (монитор) «Вещун»

Обо всех этих кораблях в этой моей военно-морской серии уже так или иначе упоминалось. Теперь приведём всё в систему.

Первым броненосным кораблём российского флота стала так называемая броненосная лодка «Опыт». Кое-где её называют также первой в мире железной броненосной канонерской лодкой – может быть, не знаю, не проверял.

Как бы то ни было, лодку построили в 1861 году, и в 1862-м она вошла в строй.

Упоминал я её, кажется, только здесь, и то мимоходом, только потому, что она нарисована на живописной картине. А здесь дам её схему.

Броненосная лодка «Опыт»

Собственно, схема нам особенно не нужна. На ней интересна пушка – единственное вооружение кораблика, знакомое нам 196-мм (60-фунтовое) бомбическое орудие. И, конечно, броня: хорошо видимый в передней части наклонный к вертикали, как бы стреловидный в плане бруствер. Толщина его была 114 мм (4,5 дюйма), а ниже палубы – 65-мм (2,5 дм). Лодка была невеликая, 36 с небольшим метров длиной, 270 т водоизмещением. Скорость 8,5 узла, дальность плавания 1100 миль.

Как ни удивительно, «Опыт» прожил очень долгую жизнь. Большую свою пушку, а с нею и более или менее серьёзное боевое значение, лодка носила до 1876 года. А потом её перевооружили и использовали для всяких разных назначений. Из боевого (!) состава исключили в 1906 (!!) году, но использовали ещё и в Первую мировую, а на металл разобрали вообще в 1922-м.

Я не буду заносить «Опыт» в таблицу. При всём долгожительстве, это всё же экспериментальное судно, хотя и добротно сделанное, раз столько прослужило.

Надо сказать, эксперимент-то получился не совсем удачным. Строительство лодки показало, что отечественной промышленности пока не удаётся хорошо справляться с железным строением кораблей. Поэтому первый действительно боевой корабль заказали в Англии в ом же 1861 году, когда построили «Опыт». Тип был обозначен как броненосная батарея, а именовалась она «Первенец».

Что, несомненно, перекликается с «Опытом».

Однако же о батареях позже. Потому что первой серией броненосцев, реально вставших на защиту столицы, главной базы и вообще побережья Финского залива, стали

6. Мониторы типа «Ураган»

Эти 10 кораблей назывались поначалу не мониторами, а однобашенными 2-пушечными броненосными лодками. Они у меня слегка фигурируют в самом начале, вот здесь.

Дело было так. В начале 1863 года обострились отношения России с Англией и Францией – тогда это то и дело случалось. Батареи были ещё в постройке, и надо было срочно что-то придумать. А тут как раз два наших спеца, посланные в Америку для изучения передового опыта, сообщили Морскому министерству об эрикссоновских мониторах, да ещё и прислали чертежи одного из них.

Достоинств было два.

Первое – корабли такого типа, сравнительно небольшие, были тем не менее хорошо защищены и вооружены.

Защищены – потому что имели специальную форму корпуса, типа широкого плота, установленного поверх менее широкой лодки. «Лодка» была целиком под водой, и её защищали от снарядов свесы «плота». Они же, в свою очередь, были покрыты бронёй и потому могли снарядам достойно противостоять.

Вооружены – потому что реализованный в них принцип установки орудий в башнях позволял (а) поставить самые тяжёлые пушки и (б) обеспечить круговой обстрел при минимальном их количестве.

Всё это дело, и «плот» с «лодкой», и устройство башни, вы можете посмотреть здесь.

Кроме того, присущая классическим мониторам плоскодонность позволяла использовать их на мелководьях, которых в Балтийском море предостаточно.

Второе достоинство – сравнительная дешевизна, проистекающая из небольшой величины. И, соответственно, скорость постройки.

Расплата – очень ограниченная мореходность и как правило ограниченная дальность плавания. Как мы понимаем, приемлемая цена для кораблей, которые не предполагалось посылать не только дальше Балтики, но и дальше Финского залива.

Было ещё и третье достоинство: наличие отработанного проекта. В условиях, когда наша промышленность и технические чины не имели ровно никакого опыта в таких делах, тоже немаловажный плюс. Хотя, конечно, наши тоже не лыком шиты, в американский проект по мере надобности, или по мере осенения идеей, вносились всякие улучшительные изменения.

И получилось так, как хотели: дешёво и… ну, сердито – не сердито, но быстро, это точно. Начали их стоить в 1863 году, в следующем основная часть вышла на испытания, а в 1865-м все 10 были уже в строю.

Вот, кстати: на первой картинке – один из этих мониторов, «Вещун», возле Кронштадта в 1888 году. Как видите, не такой уж маленький.

Собственно, к чему слова? Вот цифры.

Водоизмещение 1382 – 1666 тонн (корабли строились на разных верфях), но длина одинаковая – 63,1 м. Машины от 340 до 500 л.с., скорость от 6 до 7,75 узлов, могли плыть 10 суток 6-узловым ходом. Бронирование: башня 280 мм, борт 127 мм, рубка 203 мм, кожух дымовой трубы 152 мм. Вооружение…

С вооружением, что неизбежно в те времена сверхбурного развития артиллерии, всякие приключения.

Поначалу «однобашенные лодки» вооружили 229-мм (9-дм) орудиями гладкоствольными дульнозарядными пушками, а на два поставили опять же знакомые нам 274-мм бомбические пушки. В 1868 году перевооружили на 381-мм (15-дм) дульнозарядные, гладкоствольные, типа дальгреновских, только сделанные у нас. А в следующем году переименовали-таки в мониторы.

Наконец, к 1875 году все десять кораблей получили нарезные казнозарядные 9-дм (229-мм) орудия образца 1867 года.

Монитор «Единорог»

Этого зовут «Единорог», и снят он явно позднее «Вещуна». Потому что, посмотрите, насколько более развиты надстройки – результат модернизаций на фоне устаревания корабля. Корабль стареет, его боевое значение падает – значит, можно не так уж сильно о нём, значении, печься – и так невелико. Посему – давайте улучшать обитаемость, поставим шлюпок побольше – плавать-то надо, чего матросиков томить под палубой да подвергать опасности в шторм… А то, что угол обстрела башни стал не круговым, а разве что полукруговым, так это ладно, всё равно мы уж давно не орлы…

Заодно и малокалиберных пушек поставили, посмотрите на крыше башни.

И дослужила вся десятка аж до 1900 года. Так что в таблице её строка будет смотреться однообразно:

 

Класс (с некоторыми уточнениями)

1865

1870

1875

1880

1885

1890

1895

1

Деревянные винтовые фрегаты

8

5

1

1

1

1

2

Деревянные винтовые корветы

13+11

13+6

11+4

11+4

9+3

6+1

2

3

Деревянные винтовые клиперы

13

8

8

7

4

2

4

Малые деревянные канонерские лодки

72+(2)

16

9

4

4

2

5

Безбронные канонерские лодки Сибирской флотилии

3

3

3

3

3

3

6

Однобашенные мониторы типа «Ураган»

10

10

10

10

10

10

10

 

 

А тем временем, в том же 1865 году, пришёл из Англии первый корабль более крупного типа, называвшегося, как я уже говорил,

7. Броненосные батареи

Задача была та же – прибрежная оборона в Финском заливе, поэтому на скорость, дальность плавания и мореходность особого внимания не обращали. Впрочем, дошёл же «Первенец» от Туманного Альбиона до Кронштадта… Значит, не так уж безнадёжна была его мореходность.

…Это было время самого начала броненосного судостроения. Пионеры в деле создания мореходных броненосцев, французы, построив свой «Ла Глуар», реализовали концепцию деревянного корабля, покрытого железной бронёй. Англичане в 1861-м возразили им «с самого начала» железным «Уорриором». И нельзя сказать, чтобы всем сразу стало ясно, какому из подходов надо следовать, особенно если вам надо следовать быстро, а вашей промышленности слабо тягаться с британской.

И вот тут я хочу процитировать слова одного из достойнейших представителей династии Романовых, который в то время (точнее, с 1856 года) занимал должность Управляющего Морским министерством, пребывая в самом главном российском морском чине – в чине генерал-адмирала.. Это великий князь Константин Николаевич, один из выдающихся деятелей отечественного военного флота. Чуть-чуть, боком, он упоминался здесь.

Эта цитата относится как раз к тому времени, когда раздумывали, какое же именно судно заказать англичанам. Вот что писал великий князь Константин:

«Относительно системы постройки блиндированных судов из двух систем: французской, состоящей в обшивке коваными плитами деревянного корпуса судна, и английской, в которой самый корпус строится из железа, – преимущество следует отдать последней в отношении прочности и долговечности, хотя первая из этих систем имеет на своей стороне преимущество в отношении скорости постройки, а также меньших издержек. Но это преимущество только кажущееся, ибо хотя первоначальная стоимость английских судов значительно превосходит стоимость французских, но зато железные суда могут служить несравненно долее деревянных, обшитых бронёю, и, следовательно, в экономическом отношении выгоднее этих последних. Будучи обязано заботиться о возможном уменьшении государственных расходов, Морское министерство должно придерживаться исключительно железной системы судостроения, и хотя в начале медленность этого способа постройки оставит нас на более долгое время в положении беззащитности, но зато впоследствии, продолжая сооружать для нашего броненосного флота новые суда, которые будут постепенно усиливать его состав, а не заменять лишь суда, скоро приходящие в негодность, мы придём с меньшими издержками в более могущественное, как морская держава, положение, нежели, если бы, увлечённые нетерпением создать скоро, мы приняли систему поспешных и недолговечных деревянных построек».

Вот так, чтобы всем было ясно… И ведь, действительно, это писалось тогда, когда нам ох как хотелось поспешить… Вот я и говорю: один из выдающихся деятелей. Символично, что знаменитый минный транспорт Макарова – корабль-носитель минных катеров, задавший шороху туркам в войну 1877-78 годов, – назывался «Великий князь Константин».

Между прочим, первое в мире действительно боевое применение мины Уайтхеда – машины, реально положившей начало всему разнообразию минувшего и сегодняшнего торпедного оружия – первое её применение в условиях настоящего боя, да ещё с потоплением цели, было проведено с одного из катеров «Константина»…

Но вернёмся к «Первенцу».

Это уже было судно немаленькое: 3277 тонн (по проекту; фактически – до 3622 тонн). Имело броню по всему борту, уходящую ещё под воду на высоту 1,22 м (4 фута), толщиной 114 мм (4,5 дюйма) с уменьшением до 102 мм в оконечностях.. Зачем под воду – понятно: на море ведь обычно больше или меньше качает… А толщина – те же 114 мм были у «Уорриора» и ряда последовавших за ним английских «первостатейных» броненосцев. Так что всё в порядке.

Броненосная батарея «Первенец»

Скорость невеликая, 8,5 узла – ну да мы уже говорили: для назначенных задач скорость – далеко не главное.

Сколько раз этот корабль перевооружался… я уже говорил, все они тогда много перевооружались.

Начинали с 26 штук всё тех же 196-мм гладкоствольных бомбических пушек. В 1868-м часть их сняли, поставили две нарезных 8-дюймовых – чтобы корабль мог не только ломать взрывами бомб борта деревянных линкоров, но и пробивать железо броненосцев. В 1873-м «Первенец» стал целиком «противоброненосным»: 14 восьмидюймовых нарезных плюс четыре казнозарядных 87-мм. В 1876 вооружение устаканилось на следующие 16 лет: 10*8-дм, 2*6-дм, 4*87-мм и несколько малокалиберных картечниц. В 1892-м стало шесть 8-дюймовок и девять шестидюймовок, те же четыре 87-мм, семь малокалиберных; а корабли были причислены к классу броненосцев береговой обороны, хотя и с пониженным II рангом.

Наконец, в 1900-м две из стареньких уже к тому времени шестидюймовок с длиной ствола 28 калибров заменили на современные скорострельные 120-миллиметровые, подновили малокалиберную артиллерию. И уж совсем наконец, в 1905 году старичка вывели из боевого состава.

Конечно, для начала 1900-х годов 8-дюймовая пушка с длиной ствола всего 21-22 калибра (там были варианты), с дальностью стрельбы 2 мили (тут тоже были варианты – более значительные цифры для больших углов возвышения) уже давно не могла считаться крутым главным калибром.

Но, с одной стороны, и корабли, ею вооружённые, то есть батареи и мониторы, тоже давно перестали быть «первой линией» балтийской береговой обороны. А с другой стороны, именно в условиях береговой обороны, с её географическими и навигационными ограничениями прибрежных шхер и мелководий, корабль с такими пушками как раз и мог на старости лет сыграть козырную роль… В конце концов, снарядик весом 85 килограммов, когда попадёт, никому радости не доставит.

Интересно, что разоружённый «Первенец» оставался «плавсредством Главного военного порта» до конца 1950-х годов!

На постройку батареи в Англию послали наших офицеров и заводчан, и второй корабль такого типа заложили уже у нас, на заводе английского хозяина, но уже с обширным участием русского персоналом.

Указание великого князя выполнялось… Правда, броню всё же пришлось везти из Англии – делать свою ещё не научились.

«Не тронь меня» вошла в строй в 1865 году. Строилась как бы по тем же чертежам, да всё же не совсем таким же. Чуть больше проектное водоизмещение – 3340 тонн (реально до 3500 тонн), чуть меньше скорость – 8 узлов: сказалось, и далеко не в последний раз, сравнительная отсталость нашей промышленности от передовой английской. Та же броня, та же вакханалия с вооружением…

Ну, не совсем та же. На «Не тронь меня» не ставили гладкоствольных пушек, а сразу вооружили 17-ю восьмидюймовыми нарезными. В 1875-м стало 14 восьмидюймовых и четыре 87-мм, в 1876-м поставили нового типа котлы, и скорость стала 9,5 узла. В 1892-м вместо пары восьмидюймовок установили три шестидюймовки и несколько мелких скорострелок. Исключили из боевого состава тоже в 1905-м году, а конец кораблю настал в Великую отечественную – старушка, давно уже не бывшая батареей, затонула на Неве…

Вспомнил я о парусном вооружении. Конечно, такого типа корабли не могут и не должны быть хорошими ходоками под парусом. Однако встречал я примечание, что при содействии парусов скорость того же «Первенца» увеличивалась до 10 узлов. Значит, стоит сказать про оснастку.

Так вот, эти корабли по типу парусного вооружения вовсе и не корабли. Вполне, как я понимаю, компетентные ребята на одном форуме называют «Первенец» шхуной. Что ж, им и карты в руки; могу лишь сказать, что, если шхуна, то марсельная – вон у неё рей на фок-мачте. А только я бы назвал такую оснастку баркентиной…

Ну да ладно. Вскорости построили третий корабль этого класса, но его в 1865 году только спустили на воду. В таблицу мы его вставим, так как таблица заполняется по классам; а вот коротюсенькое описание дадим в следующий раз.

Зато сюда попадает первый корабль из двух, нарушивших завет генерал-адмирала насчёт строительства только железных броненосных кораблей. Да, завет был нарушен всего двумя кораблями, и были это

8. Деревянные броненосные фрегаты

Они у нас есть вот тут, но, конечно, надо их представить перед занесением в таблицу.

Точнее, не их, а его. Потому что в 1865 году был готов только один из пары: броненосный фрегат «Севастополь».

На рубеже 1860-х строил один купец два винтовых фрегата. Звали их «Севастополь» и «Петропавловск». Обычные большие деревянные винтовые фрегаты, о которых мы говорили вот здесь. Но построить не успел – пошли новые веяния.

Один из тех двух спецов, которые прислали в Морское министерство чертежи американского монитора «Пассаик», а именно контр-адмирал Лесовский, предложил переделать фрегаты в броненосные башенные батареи, по три башни на каждой. Не согласились, но о переделке задумались. И надумали-таки обшить деревянные борта бронёй, по французской системе. Видимо, очень надо было иметь хоть что-то броненосное для открытого моря.

Картинкой вас здесь не порадую, в интернете на эту тему никакого разнообразия. А то, что есть, я уже использовал; кто хочет, посмотрите по ссылке, которая несколькими строчками выше.

Броня была такой же толщины, 114 мм. Она составляла пояс по всей длине ватерлинии высотой до батарейной части, в оконечностях толщина уменьшалась до 102 мм. В средней части устроили каземат, тоже толщиной 114 мм, высотой до верхней палубы. Броня была привезена из Англии, а машины изготавливались на наших заводах.

Корабли получились немножко разные, но вполне приличные. Интересующий нас «Севастополь» на испытаниях при водоизмещении 5910 тонн развил без малого 14 узлов – совершенно соответственно лучшим английским кораблям того же назначения. Вооружение составили 14 восьмидюймовых нарезных орудий в каземате, по семь на борт, а также одна такая же и одна шестидюймовая на верхней палубе, на поворотных платформах в оконечностях – погонное и ретирадное.

Прослужил «Севастополь» до 1886 года, и на этом самом месте мы ставим таблицу и заканчиваем пост.

 

Класс (с некоторыми уточнениями)

1865

1870

1875

1880

1885

1890

1895

1

Деревянные винтовые фрегаты

8

5

1

1

1

1

2

Деревянные винтовые корветы

13+11

13+6

11+4

11+4

9+3

6+1

2

3

Деревянные винтовые клиперы

13

8

8

7

4

2

4

Малые деревянные канонерские лодки

72+(2)

16

9

4

4

2

5

Безбронные канонерские лодки Сибирской флотилии

3

3

3

3

3

3

6

Однобашенные мониторы типа «Ураган»

10

10

10

10

10

10

10

7

Броненосные батареи

2

3

3

3

3

3

3

8

Деревянные броненосные фрегаты

1

2

2

2

2

1

 

 

А «Петропавловск», как и третью броненосную батарею, дадим в следующий раз.

2 комментариев

  1. DGN:

    я или слепой, или тупой, не нашел пушек ни на опыте (что на фотке что на схеме) ни на фотке урагана (только пулеметик на крыше)…

    • master:

      Не печальтесь! Штука в том, что они внутри!

      Пушки того периода были короткими, разве что толстели всё больше в страстном желании непременно пробить вражью броню. И идея – что на батарейных и казематных броненосцах, что для башен, что для бруствера лодки «Опыт» — идея была та же, что на парусных кораблях: в походном положении пушки внутри, и для заряжания тоже откатывались внутрь. Посмотрите вот здесь

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*