Skip to content
 

Как мы два раза становились вторыми (ВМФ-19)

Начало

Предыдущая

Что ж, собрался, наконец, попробовать начать труд великий: нарисовать картину роста и изменения структуры нашего флота в табличной форме. Повторю: хочу довести её до 1890 или 1895 года. По двум причинам.

Во-первых, потому что далее начинается особо бурный рост в связи с осознанием японской опасности. С полным переключеним военно-морских забот на Дальний Восток.

Во-вторых, потому что в описаниях кораблей мы дошли до этого времени. «Сисой Великий» на Балтике начали строить в 1891-м, в том же году на Чёрном море заложили «Трёх Святителей». «Сисой» вышел на ходовые испытания в 1896-м, а следующая серия, тип «Полтава», начатая постройкой в 1892 году, вступила в строй уже хорошо после 1895-го.

По этой, кстати, причине я написал, что хочу для начала довести таблицу то ли до 1890-го, то ли до 1895-го: ещё не решил, буду включать туда корабли по моменту принятия решения на постройку или по моменту вхождения в строй, либо выхода на испытания… не знаю ещё.

В общем, начинаю.

А начинать будем с 1865 года, потому что к этому времени у нас уже был построен ряд броненосных кораблей, а пятилетием раньше их не было ни одного. А соизмерять с чем бы то ни было наш флот доброненосной – такой задачи я просто перед собой не ставил. Это, типа, за горизонтом моего интереса.

Итак, вот таблица, а дальше идут пояснения. В таблице преимущественно корабли, которые уже находятся в строю. Преимущественно – потому, что порой определить момент, с которого корабль можно считать совсем законченным, порой определить такой момент трудно, я об этом писал в одном из выпусков.

Да, и напоминаю, что здесь нет чисто парусных кораблей. Анахронизм-с…

 

Класс (с некоторыми уточнениями)

1865

1870

1875

1880

1885

1890

1895

1

Деревянные винтовые фрегаты

8

5

1

1

1

1

 —
2 Деревянные винтовые корветы

13+11

13+6

11+4

11+4

9+3

6+1

2

1. Что такое деревянный винтовой фрегат?

Фрегат во времена классической эпохи парусного флота – это трёхмачтовое судно, все главные паруса у которого – прямые (если есть косые, то, в зависимости от сочетания прямых и косых, это будет барк, баркентина и шхуна). Второй главный признак фрегата – наличие одной ЗАКРЫТОЙ орудийной палубы. На верхней палубе, конечно, пушки тоже ставились; но, если они только на верхней, а закрытой вообще нет, то это будет корвет. А если закрытых палуб две или три, то это будет линейный корабль. А больше, чем три, и не бывало.

То, что рассматриваемые в этой главке корабли сделаны из дерева, оснащёны паровой машиной и приводятся в движение не колёсами, а винтом, это понятно. А вот подробнее.

Всё это были на 1865 год довольно новые корабли, самый старый был построен в 1857-м, самый новый – в 1863-м. Они были по величине очень разными, но все – изрядно большими. Наименьший из восьмёрки имел 2980 тонн, наибольший – 5670 тонн. Это уже очень большой корабль, такое примерно водоизмещение было (и есть!) у крейсера 1 ранга «Аврора», построенного на 40 лет позже и, конечно, из металла.

Русская 60-фунтовая корабельная пушка
60-фунтовая (196-мм) пушка была в середине XIX века основным орудием на крупных парусных и парусно-паровых кораблях. Даже на первых наших броненосных плавучих батареях тоже поначалу стояли они.
На первом фото – такая же пушка на Приморском бульваре в Одессе. Установленная в 1904 году в качестве памятника успешному отражению нападения на город англо-французской эскадры во время Крымской войны 1854–1855 годов

Самое тяжёлое вооружение всех составляли 60-фунтовые (196 мм) пушки, было их от 11 до – страшно сказать! – 58! Правда, на тех, на которых 60-фунтовых было 11 – это самый старый из восьмёрки, «Громобой», (1857 г) и более новый «Пересвет» (1862), – было ещё: на первом 36 штук 30-фунтовых, то есть 164-мм, пушек, а на втором – 40 штук 36-фунтовых (172 мм). Эти последние были бомбическими, то есть стреляли ядрами не сплошными, а пустотелыми, с порохом внутри – бомбами. Это они, бомбы и их пушки, сделали появление брони совершенно неизбежным.

На пяти фрегатах из восьми к 27–49 штукам 60-фунтовым добавлялись 22 штуки 36-фунтовых. А тот, самый грозный, у которого было 58 60-фунтовых («Генерал-адмирал»), мелочи почти не имел, зато имел две пушки калибром 273 мм! Это были короткие бомбические пушки, и в «весовом выражении» их калибр исчислялся уже не фунтами, а пудами – они были трёхпудовыми! То есть 120-фунтовыми. Вес стволов этих гигантов превышал 5 тонн; подумайте, каково было управляться с ними на мокрой качающейся палубе, при помощи канатов, вымбовок (рычагов) и многоэтажной морской речи.

Впрочем, вес 196-мм пушек «длинного типа» был ненамного меньше…

Винтовой фрегат «Генерал-адмирал»
273-мм орудие на береговом станке
Вверху – могучий и грозный «Генерал-адмирал»; а как, однако, изящно выглядит. Внизу – трёхпудовая бомбическая пушка. Правда, она на береговом станке – они, трёхпудовые, вообще-то и делались для крепостей. Для кораблей предназначались двухпудовые (248 мм), но вот «Генерал-адмиралу» досталась честь носить пару самых 273-миллиметровых.
Жалко, что по чертёжику не представишь себе реальную величину…

Как вы понимаете, это всё были исключительно гладкоствольные дульнозарядные пушки. Других в серьёзных количествах ещё не выпускали.
Ну, хватит о больших деревянных фрегатах. Всё равно их было несопоставимо меньше, чем крупных кораблей – винтовых линкоров и крейсеров – у потенциальных наших супостатов. А кто они, эти супостаты, то нам ведомо: только что закончилась Крымская война…

Скажу ещё, что все эти парусно-пароходы базировались на Балтику. А скорость у них была: у тех, что постарше, 8–9 узлов, что помоложе – 10–12 узлов.

2. Деревянные винтовые корветы

Что такое корвет, уже сказано выше: трёхмачтовое судно с прямыми парусами, несущее артиллерию только на верхней палубе.

В таблице первая цифра – число кораблей в Балтийском флоте, через знак «+» – в Черноморском.

Как видим из таблицы, век этих кораблей был значительно более долгим, чем век фрегатов. Мне это понятно. Всё-таки фрегаты таких размеров были уже не разведчиками при эскадрах, а главными силами. Давайте сравним их с чисто парусными линейными кораблями – кораблями, которые являлись главными силами парусных флотов на протяжении нескольких предшествующих столетий. Естественно, для сравнения возьмём корабли практически того же периода.

Флагман адмирала Нахимова в Крымскую войну, двухдечный парусный линкор «Императрица Мария», имел водоизмещение 4160 тонн (в таких случаях двухдечный означает, что он имел две ЗАКРЫТЫХ артиллерийских палубы). Трёхдечный «Двенадцать Апостолов», называемый многими «лебединой песней парусного флота», водоизмещал 4790 тонн.

А наш с вами знакомец, фрегат «Генерал-адмирал», имел 5670 тонн водоизмещения! Больше, чем у самых крупных линкоров, построенных для Черноморского флота! А ещё парочка, «Александр Невский» и «Дмитрий Донской», имели водоизмещение 4571 тонну – меньше, чем у «Апостолов», но больше, чем у «Марии»!

А ведь «Мария» была построена в 1853 году, то есть всего за четыре года до первых наших фрегатов. Это были корабли-современники, мы имеем полное право их сравнивать. И сравнение показывает, что, фактически, «большие фрегаты» сменили линкоры в статусе мощнейших кораблей флота.

Так, кстати, в последние годы царствования парусного флота было не только у нас. Очень большие пушки сделали ненужным очень большое их количество. Незачем стало мостить три палубы под 130 орудий, когда штук 50–60 новых давали мощь не меньшую, а бОльшую.

Но это точно не наша тема, хотя и интересная.

Так вот. Через считанные годы, чтобы не сказать – месяцы, после появления «Ла Глуара» стало ясно, что век небронированных главных кораблей, которым надлежало, построившись в линию баталии, сражаться с главными же кораблями противника, их век миновал. Но это отнюдь не относилось к кораблям другого назначения! Разведчики при эскадрах, суда для дозорной и посыльной службы, для действий на коммуникациях – всё это допускало – пока! – использование прежней техники – паровых кораблей меньших, чем линкор, классов. Тех, что лет через пятнадцать стали именоваться крейсерами разных рангов.

Сюда надо добавить и русскую морскую доктрину того времени. Не надеясь довести «флот главных сил» до уровня морской мощи ведущих морских держав, флотское руководство приняло концепцию крейсерской войны. В случае неприятностей с Англией наш флот должен был не искать битвы с её эскадрами, а массовым образом ловить в океанах английских «купцов». На страну, целиком зависящую от морской торговли, это должно было произвести сильное впечатление – такой вывод базировался не только на рассуждениях, но и на практическом опыте, который к тому времени доставили, например, каперы южных штатов.

Если вспомнить, что и Дальний Восток мы собрались «сторожить» при помощи крейсерских отрядов, то понятно, что нам нужно было множество соответствующих кораблей, каковыми в то время и были корветы и клиперы. Поэтому большие фрегаты вскоре были выведены из боевого состава, а корветы служили долго и строились ещё и после нашей «контрольной точки» – 1865 года. Правда, уже не деревянные…

Деревянный винтовой корвет «Боярин»
Винтовой корвет «Боярин». Построен в 1856-м, списан в 1893-м. Деревянный корабль прослужил почти 40 лет – вот как нужны были Императорскому флоту крейсера…

Большинство из корветов, помещённых во вторую строку таблицы, вошли в строй во второй половине 1850-х годов, некоторая часть – в первой половине 1860-х. 14 из общего числа 24 имели водоизмещение порядка 900 тонн, остальные – до 2150 тонн. Первоначальное вооружение составляли 9–18 пушек, преимущественно 36-фунтовых (172 мм). В 1870-х годах их перевооружали, заменяя гладкоствольные дульнозарядные пушки нарезными казнозарядными; типичное вооружение после этого составляло пять 6-дюймовый (152 мм) пушек и четыре 4-фунтовых (87 мм).

Скоростью хода под машиной они не блистали, в основном она была около (меньше) 10 узлов. Зато они отлично ходили под парусами, что давало им практически неограниченный район плавания.

***

Господа, пост уже получился нормальной длины, которую вам удобно читать, а мне – не слишком долго пришлось писать. Мы здесь, как всегда, не ограничились подсчётами, а поговорили немного на общекультурные темы; надеюсь, читать было интересно.

С другой стороны, уже к 1865 году в таблице должны появиться клипера архангельские и не архангельские, канонерские лодки, шхуны и, наконец, первые отечественные броненосцы, их тоже несколько типов. Так что давайте я лучше прервусь, иначе буду писать этот пост две недели, а вы будете забывать дорогу на мой блог.

***

Прервался, но не тут-то было!

Я ж съездил в Питер, я сообщил об этом.

Поездка была короткая, я был не один. Поэтому – экскурсия по рекам и каналам, Петергоф, Летний сад, Царское село и Павловск. Ещё родственникам визит нанёс. Остальное — по остаточному принципу: по Петропавловской крепости мы просто погуляли часика полтора, а на Военно-морской, Артиллерийский музеи времени вообще не было. Кроме всего прочего, они ж, заразы, рано закрываются…

Но я успел пробежаться по двору Артиллерийского музея. Бежал и думал: вдруг повезёт? Я не сомневаюсь, что у него внутри есть всё, что мне нужно; но внутрь-то не пустили! А во дворике стоит лишь кое-что…

Короче, одну желанную пушку я не нашёл, а другую нашёл. Точнее, почти нашёл. Причём эта другая более «дефицитна», чем первая.

Первая – это я хотел 60-фунтовую заполучить. Её не оказалось, но вы же видите, что это не редкость: они даже памятниками в разных местах стоят, что и зафиксировано на двух первых фото в этом посте.

А вторая… вот она, вторая:

Трёхпудовая (273-мм) бомбическая пушка

Это вот что:

Трёхпудовая (273-мм) бомбическая пушка

Видите, написано «опытная»? Я потому и сказал, что почти нашёл. Ну ничего, да? Вряд ли она очень уж сильно отличается от серийной. Специалисты, конечно, разницу знают и увидят, а нам и так пойдёт. Во всяком случае, до лучших времён.

Ведь я же попаду когда-нибудь в Морской и Артиллерийский!

Вот она, голубушка, во всей своей шести-с-половинойтонной красе:

Трёхпудовая (273-мм) бомбическая пушка

Надо будет с лафетами разобраться. Не может быть, чтобы такой толстопузый ствол стрелял с такого тонконогого основания. Впрочем, повторяю, надо разобраться.

***

Завершаем шикарным фото, показывающем вид верхней палубы фрегата «Ослябя» – разумеется, винтового, разумеется, из нашей таблицы. У «Осляби» тоже были 60- и 36-фунтовые пушки, причём последние – бомбические.

Естественно, более лёгкие орудия ставились на верхнюю (открытую) палубу; так что мы видим 36-фунтовые (173 мм) бомбические пушки русского флота. Присмотритесь: станки низкие, но сами-то стволы отнюдь не пустяковые. Сравните с мужичком на лесенке…

Винтовой фрегат «Ослябя»

Смело рассчитывайте на продолжение!

2 комментариев

  1. admin:

    «Винтовой корвет «Боярин». Построен в 1856-м, списан в 1993-м.»
    Проклятый Ельцин и сюда дотянулся!

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*