Skip to content
 

«Дракон» и другие. Рождение частной космонавтики

Я не хочу больше ждать.

В субботу сказали, что Dragon полетит сегодня. Причём это был уже не первый перенос запуска. Но это не страшно. Пусть лучше переносят, чем взорвутся. Всё равно ведь полетят.

Dragon пристыкован к носителю Falcon 9

Потому что, господа, мы присутствуем при рождении частной космонавтики. Полетит Dragon и, скорее всего, полетят и некоторые из других.

Я говорю «некоторые» потому, что их, таких вот частных космических кораблей, не один и не два. И иные находятся уже на изрядно «выходных» этапах. Dragon впереди, он уже летал в космос; нынешний полёт славен тем, что он должен пристыковаться к МКС (Международной космической станции). Это круто, граждане. Я вам говорю: это круто.

Одной из первых моих статей, «увидевших свет», была статья о конкурсе Х-приз: $10 млн тому, кто забросит трёх человек на высоту 100 км, вернёт и повторит полёт на том же аппарате не более чем через две недели. Написал я её для «Спецназа России» во 2-й половине 2003 года, а в 2008-м вывесил на блоге – это был второй пост в нём…

(До сих пор не собрался вставить в эту статью картинки. Да и не знаю, надо ли. Если мне три челолвека скажут, что надо, соберусь и вставлю :) )

Тогда, в 2003-м, я пристально разобрался с состоянием дел по частной космонавтике; она тогда в практической своей части была суборбитальной, хотя SpaceX уже существовала и планы свои ни от кого не скрывала. (SpaceX – разработчик Dragon’а и ракеты-носителя Falcon 9, с которой он работает). А потом как-то отпустил тему. Так, печатал кое-когда кое-что, например, вот этот пост про Рутана с его SpaceShipTwo.

И вот недавно, к Дню космонавтики, наш друг Сергей написал для «Техники – молодёжи» здоровенную статью, из которой я узнал, что частный космический корабль уже побывал в космосе, причём давно, аж в 2010 году!

И понял я, что устарели не только мои знания о негосударственной космонавтике, но и само ощущение состояния дел. И я возопил, и Сергей прислал мне хорошо систематизированную информацию по этим вопросам. С ним такое часто случается: спросишь у него о чём-то, и оказывается, что у него в загашнике лежит хорошо систематизированная информация по интересующему вопросу.

Как раз в это время интернет-журнал IGLAZA.RU заказал мне тему космического туризма – а «у меня с собой было»! Написал я им статью – от Дениса Тито, первого нашего гостя на МКС, до космического отеля Nautilus имени Роберта Бигелоу. Непонятно только, вышла она или нет: у них временные проблемы с доступом. Когда он восстановится, я всё выясню, а ссылка станет активной – чтоб по-честному.

Сейчас же я сделаю некую сборку: часть из «туристической» статьи в «Глазах», часть из «Техники – молодёжи», немножко из той «хорошо систематизированной информации». Поскольку всё это сделано в основном на основе информации, «изготовленной» Сергеем (а из «ТМ» я его просто тупо процитирую), то я выражаю ему благодарность перед строем. Строй – это вы, господа. И дамы, конечно.

***

Все программы частных космических кораблей, которые более или менее близки к завершению, это программы американские. Это неспроста.

В 2010 году была прекращён проект Constellation – программа НАСА по созданию новой системы для «возвращения на Луну», в рамках которой разрабатывался 6-местный корабль Orion. Американцы решили перевести разработку пилотируемого корабля на рельсы государственно-частного партнёрства. Это значит, что из госбюджета через НАСА выделяются определённые средства частным компаниям. Последние добавляют своих денег, которых, кстати, может быть значительно больше государственных, и создают корабль для доставки на орбиту людей и небольших грузов.

Этакое частное «космическое такси», нанимаемое государственным ведомством.

Программа разделена на этапы, в первом участвуют четыре компании. Я специально скажу о других проектах, чтобы на Dragon’е остановиться чуть подробнее.

Самый крупный грант достался фирме Boeing. Здесь проектируют CST-100 – 7-местную капсулу 10-кратного применения с парашютом для снижения и надувными подушками для финальной стадии посадки.

CST-100

Будучи пристыкованным к станции, корабль может находиться в космосе до семи месяцев, то есть он вполне подходит для роли дежурного «спасателя» – в отличие, например, от шаттлов, которые могли летать в космосе не более двух недель, в особых случаях – трёх. Пускать будут носителем Atlas V, первый полёт планируется на 2016 год.

Второй участник называется Sierra Nevada Corp. Проект этой компании куда более авангарден: это многоразовый крылатый аппарат под названием Dream Chaser («Охотник за мечтой»). Он тоже поднимет до семи человек, но садиться будет по-самолётному, на самый обычный аэродром. Поэтому «Охотник» будет значительно «более многоразовым», чем парашютно-подушечная капсула Boeing’а.

Dream Chaser

Размах крыла 7 м, длина 9 м, гибридный ракетный двигатель может запускаться многократно, он уже испытан на 30% тяги. Носитель – тот же Atlas V, посадка на полосу длиной от 2,2 км, боковой манёвр 1700 км, что очень прилично.

В следующем году Dream Chaser должен совершить первый суборбитальный полёт, в 2014-м –впервые выйти на орбиту, а на 2015-й намечен ввод в эксплуатацию.

New Shepard

Третий претендент – компания Blue Origin, использующая в своих разработках схему вертикальной ракетной посадки. Эта компания получает от NASA сравнительно мало, основное финансирование обеспечивает её основатель, миллиардер Джеффри Бэзос. Сейчас Blue Origin испытывает 3-местный суборбитальный аппарат New Shepard; очередной полёт в августе 2011 года завершился аварией на высоте 13,7 км. Это ничего, всякое бывает, тем более, что клнцепция системы весьма оригинальна и, я бы сказал, весьма смела. Со временем она должна «дорасти» до 7-местной версии для полётов на низкую околоземную орбиту.

Наконец, последний «стипендиат» НАСА– фирма SpaceX, с которой, собственно, и начался наш разговор.

SpaceX делает сразу и космический корабль, гордо наименованный «Драконом», и ракету-носитель для него – Falcon 9; это они, состыкованные, на первой фотографии. Корабль по идее своей примерно такой, как у Boeing’а, – 7-местная многоразовая парашютная капсула. Правда, подушки «Дракону» не нужны, так как садится он в воду.

Dragon

В НАСА, видимо, сразу разобрались, кто из этой четвёрки ближе всего к финишу. SpaceX уже выдан «рабочий» контракт в $1,6 млрд на 12 полётов к МКС, в ходе которых Dragon должен привезти туда 20 т груза. В декабре 2010 полностью снаряженный аппарат – разумеется, без экипажа, – вышел на орбиту, сделал два витка и приводнился, выполнив полностью все поставленные не полёт задачи.

И вот теперь он должен состыковаться с МКС…

***

Закончу я длинной цитатой из статьи Сергея в «Технике – молодёжи», о которой говорил выше. Здесь высказана мысль, объясняющая столь впечатляющие успехи частного космокораблестроения. И, надо сказать, вообще внушающая оптимизм…

Цитата:

Технических новшеств в Dragon’е немного. Стыковка с МКС и другими станциями, если таковые появятся, будет осуществляться не маневрированием самого корабля (как стыкуются «Союзы» и «Прогрессы»), а манипулятором станции (так уже дважды причаливали японские беспилотные грузовые корабли HTV). Поэтому на аппарате используется американский («боинговский») стыковочный узел большого диаметра, но, в отличии от отечественного, не рассчитанный на большие нагрузки. Агрегатный отсек правильнее называть агрегатно-грузовым, т.к. только небольшую его часть занимают двигатели, топливные баки и блоки системы энергопитания, остальное – пространство для размещения грузов, рассчитанных на работу на внешней поверхности орбитальной станции.

Вот, пожалуй, и всё, что в «Драконе» есть интересного по части техники. Однако уникальным его делают не технические особенности, а история создания.

До сих пор все пилотируемые космические корабли создавались по государственным программам, и дело было не в «цене вопроса». Дело в том, что каждая конструкция была, говоря словами С.П. Королёва, «получением нового знания». В решении научно-технических проблем, встающих при создании каждого космического корабля, участвовали не только десятки проектно-конструкторских и сотни производственных предприятий, но ещё и десятки и сотни научно-исследовательских организаций, от академических институтов до студенческих научных объединений включительно; а заказчиком и эксплуатантом зачастую выступала армия…

Что же изменилось? Успех SpaceX показал, что теперь создание космической техники, даже пилотируемой, уже не связано однозначно и неразрывно с научным поиском, что нужный научно-технический задел уже создан и формализован так, чтобы его можно было передать любому желающему – конечно, способному его воспринять.

Ведь Dragon построил не аэрокосмический монстр вроде Boeing или Northrop Grumman, за плечами которых – вековой авиационный, полувековой ракетный опыт и сотни испытанных машин. Его построила фирма, возникшая менее 10 лет назад «из ничего», из романтической мечты её основателя Элона Маска! Да и сам Маск, хоть и не чужд современнейшей технике, к космосу доселе отношения не имел: свои миллиарды, на которые, собственно, и существует SpaceX, он заработал, создав, отладив и… продав интернет-систему электронных платежей.

А задумал он вещь нетривиальную: семейство ракет-носителей лёгкого (Falcon 1), среднего (Falcon 5 и Falcon 9») и тяжёлого (Falcon 9 heavy») классов, связанных общей технологией, компонентами топлива, а машины среднего и тяжёлого класса – унифицированные по двигателям (различается их число) и топливным бакам!

Путь SpaceX отнюдь не был усыпан розами: только с четвёртого раза полетел лёгкий Falcon 1, небеспроблемно прошёл и первый полёт Falcon’a 9 летом 2010 г. Экономические причины заставили отказаться от создания Falcon’a 5. Естественно, «вправо» уплыли сроки…

Но ракеты и корабль полетели!

Конец цитаты

***

Уже в этом году НАСА выберет два проекта из четырёх для продолжения финансирования. Впрочем, это не значит, что выбывшие кандидаты откажутся от своих планов: похоже, приходит время массированного проникновения «частников» в сектор транспортных услуг в ближнем космосе.

Что ж, если они сумеют потеснить там «госсектор», от этого все только выиграют…

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*