Skip to content
 

Как мы два раза становились вторыми (ВМФ-18). Опять спецвыпуск

Начало

Предыдущая

Нету у меня генеральной идеи в этой серии. Да и как она может быть, если получаются вот такие временнЫе промежутки между опусами? Теперь вот возникла такая мысль: хорошо, конечно, рассказывать про последовательное появление кораблей; но надо же как-то формировать и общую картину…

Броненосная лодка «Опыт» и плавучая батарея «Не тронь меня»

Картина художника А.П. Алексеева «Плавучая батарея «Не тронь меня» и канонерская лодка «Опыт». «Опыт» чаще называют не канонерской, а броненосной лодкой. Оно и понятно. Лодку построили в 1861 году; тогда КАНОНЕРСКИХ лодок у нас было множество, а вот БРОНЕНОСНЫХ не было вообще. «Опыт» стала первым броненосным судном, построенным в России. За то так и назвали…

Я же хотел показать развитие нашего флота. Как он стал из почти нулевого вторым флотом в мире (или всё-таки третьим? Разберёмся), потом в одночасье пришёл почти в ничтожество, а потом опять стал вторым, в это раз уже наверняка. И всё это за век с небольшим. Про следующее ничтожество писать не планировал…

Так вот, ежели хочешь показывать динамику, так и показывай! Значит, нужна таблица; не по годам, конечно, но хотя бы по пятилетиям.

Один квалифицированный любитель мне сказал, что такая информация уже собрана – имея в виду, типа, корабельный состав нашего флота по годам. Однако это он выразил своё мнение; я же ничего такого не нашёл, ни в интернете, ни тем более в имеющейся у меня литературе. В книжках авторы описывают отдельные корабли, типы; а так, чтоб разложили суммарно по годам, такого нету. Наверное, где-то в морских архивах оно есть; но мне точно не судьба до них добраться, да и вам тоже.

И стал я собирать и приводить в систему информацию о годах службы кораблей. Представляете? По каждому кораблю! Хочу довести это дело до 1905 года, до Цусимы, а дальше посмотрю, может быть, дальше таблица уже не будет иметь смысла.

А потом понял, что написать «десять больших фрегатов» – значит, вызвать у заинтересованного читателя вопрос: а что это такое, большой фрегат? (А я ведь пишу именно для заинтересованных). И пришлось мне дополнять мой список тактико-техническими элементами. Объём работы увеличился раза в три… так сначала показалось.

Винтовой фрегат «Громобой»

Винтовой фрегат «Громобой», построен в 1858 году и служил, между прочим, до 1872-го. Так что – наш кадр… Количество пушек для фрегата огромное, и каких! Одиннадцать 60-фунтовых бомбических и тридцать шесть (!) 32-фунтовых обыкновенных. Действительно, большой – водоизмещение без малого 3200 тонн.

Художник Андрей Тронь, современный. Эта картина написана в 2005 году.

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что данные, чёрт их дери, не совпадают! Приходится сопоставлять, как-то определять степень доверия к источнику – где более или менее обоснованно, где интуитивно, а где и просто – как больше нравится. Так что объём больше, чем первоначально представлявшийся, раз в 10, или 20 – кто ж теперь поймёт?

Сейчас хочу дойти примерно до того времени, на котором остановился с описанием кораблей – до 1890 или 1895 года. Это очень нелёгкий период, особенно начало – а начать хочу с 1865 года. Потому что, строго говоря, сериал мой посвящён эпохе броненосных флотов и немного после неё; а, скажем, в 1860-м в мире был один броненосец, не считая нескольких малоподвижных, немореходных плавбатарей. Не было ещё даже «Монитора» с «Вирджинией», и в России, конечно, не было ничего броненосного.

Но не хочу я в таблицу, в столбец 1865 года, ставить 10 однобашенных мониторов и одну брустверную лодку! Это не даёт представления о российском флоте!

Собственно, вот так и родилась потребность разбираться со всякими винтовыми корветами-клиперами. Чисто парусных у меня уж точно не будет… Разве что не смогу разобраться, была на судне машина или нет.

Зато у тех немногих читателей, которым это нужно, появится, пусть и не гарантированно достоверная, но в целом адекватная картина динамики состояния нашего флота. Местами, надеюсь, достроенная сопоставлениями с составом флотов хотя бы основных морских держав соответствующего периода, хотя бы фрагментарным, по самым главным классам кораблей. Хотя бы количественным…

Не знаю, что у меня получится. Может быть, отчаюсь разобраться в том, что когда было, кто когда построен, списан, перевооружён и т.д. Да что там! Вот только что выяснял: черноморская шхуна «Анапа» – она была винтовая или чисто парусная? Не разобрался! Не нашёл! Вроде бы парусная, потому что нигде не написано, что винтовая; и построена на семь лет раньше, чем построена целая группы других, которые точно винтовые. Засчитаю парусной; это значит, что её в таблице не будет – вроде как зря время потратил.

Представляете, какая работа?

Одних шхун на одном Черноморском флоте до 1870 года было 18 штук, и почти все ещё существовали в 1865 году. А ещё – 28 корветов, из коих до 1865-го дожили 11. Все винтовые? А чёрт их знает, надо разбираться.

Винтовой корвет «Память Меркурия» и императорская яхта «Тигр»

Винтовой корвет «Память Меркурия» (на втором плане) и царская яхта «Тигр». Это опять художник Алексеев. Чтоб я без него делал? Добрый час – без дураков! – искал винтовую шхуну или винтовой корвет, но не просто, а обязательно черноморский. Вот только это и нашёл…

Сей корвет, начав служить в 1863 году, был окончательно списан только в 1910-м!

От ещё куда горшей участи меня спасла Крымская война – я шучу, а не кощунствую. После неё на Чёрном море уже не строились корабли (в смысле, двух- и трёхдечные), а также фрегаты и бриги; то есть эти типы моему разбирательству не подлежат. А было их на Чёрном море до 1870 года знаете сколько? Соответственно, 71, 62 и 35 единиц. Я за 10 минут выяснил, что их не стало после Крымской войны; а иначе бы сколько пришлось ковыряться, разбираясь, кто с винтом, кто с колёсами, а кто просто погулять вышел?

И ведь это только одно Чёрное море, а есть ещё Балтийское, где парусно-паровых судов было в разы больше, чем на Чёрном. И есть Каспий, и есть дальневосточные флотилии… ой-ой-ой!

***

Мне могут сказать: да кому это нужно-то? Опять делаешь что-то длинное, занудное, на оччччень большого любителя…

Тут ответ простой: оно мне нужно. Это во-первых. А во-вторых, если получится, будет материал, какого нет в интернете или, во всяком случае, вот так просто не найдёшь. А очччень большие любители скажут спасибо и сделают закладку на эту страницу в, потому что это уже будет на уровне, простите за манию величия, на уровне какого-никакого справочного материала. А в-третьих, найдётся, о чём параллельно вспомнить, и будет не только чистый справочник, и не совсем уж скучно будет.

А когда-нибудь, когда поисковики, наконец, меня оценят, в интернете появится то, чего я не могу сейчас найти… вот оно и пригодится широкой публике, любителей флота и флотской старины в стране много.

Только не подумайте, что я собираюсь давать ТТЭ (тактико-технические элементы) по каждому кораблю из многих-многих сотен! Нет, я буду их в категории собирать и описывать категорию, чтоб создалось общее понятие.

Не знаю, может быть, закопаюсь, приду в отчаяние и брошу изыскания. И напишу то, что получится – серединка-наполовинку. Что-то точно, что-то прикидочно-приблизительно, о чём-то придётся сказать: вот, были ещё такие, но сколько их было – не знаю. Тоже ничего, уж общая-то картина получится; ну так будет не чертёж, а картина.

Скажу тем, кто сюда ходит за этим, за флотской историей: вы уж мне простите мои «фотосессии» и прочие разные пустяки. Работа длиннющая, а блог должен жить. И, потом, не совсем же они «никакие», эти «фотосессии» и пустяки, кто-то что-то в них найдёт. Да и хочется мне их делать, больше или меньше, но хочется, я ж не через силу пишу.

***

Я этот текст решил выложить потому, что начал собирать информацию для «картины развития» не меньше чем полгода назад. Сегодня собрался, наконец, начать писать собственно пост – и понял, что ещё ой как не готов. Ей-богу, первую половину этого поста я писал, думая, что закончу его если не таблицей до 1890 года, то хотя бы «стартовым срезом»: состоянием на 1865 год.

Где-то в середине писания понял, что до поста ещё далеко, даже и до «среза». Но вы ждите, ладно? И пока читайте про Задорожного, про музей в Хайфе…

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*