Skip to content
 

Соборная площадь, Тайницкий сад и чарки в Патриарших палатах

Продолжаю тему летних прогулок.

Есть такая расхожая присказка, что, мол, живём рядом со всякими театрами, музеями и прочей культурой и ни фига ею не пользуемся. Не ходим мы туда.

Это истинная правда.

Или ещё есть: мол, ездим по заграницам, любуемся дворцами-соборами, а у нас этого тоже всего полно, а нам как бы и неинтересно.

Это не совсем так: знаю многих, кто активно ездит по стране в разные примечательные места. Но кое-какая правда есть и в этом речении. Во всяком случае, для меня его актуальность довольно высока.

Один из таких объектов, которые вот они, рядом, под рукой, но мы там были последний раз… чёрт знает когда были… да и были-то по случаю концерта или ёлки… Один из таких объектов – Кремль.

В прошлом сентябре, если вы помните, до конца месяца стояла прекрасная погода. И, сделав не очень долгие в тот день дела, решили мы пойти в Кремль.

Простояли с полчаса за билетами, но ведь это пустяки. И пару часов провели там, и не пожалели, очень мило прогулялись, и впечатления… сказать: освежили – в общем-то, соврать. Я давно забыл, как выглядит Успенский собор не то что внутри – снаружи тоже. Ибо был там последний раз, пожалуй, на втором курсе института. И то по причине приезда гостьи из Белоруссии.

Хочу вам напомнить наш Кремль. Цена билета приемлемая, стоять за ним не очень долго – может, кто соблазнится.

Только выбирайте хорошую погоду. Получите комплексное удовольствие: и культурный уровень подтянете, и прогуляетесь весьма приятно.

Собственно, прогуливаться там дают в основном по Соборной площади. И немножко вдоль стены, которая выходит на набережную.

Но этого хватает, если у вас нет какой-то специальной цели.

В общем, пробегитесь по-быстрому по картинам, вспомните.

На первом фото, конечно, колокольня Ивана Великого. Она привлекает, я ходил около неё и всё щёлкал с разных ракурсов. Хотя вообще снимал мало – думал, ну уж это-то место и без меня достаточно наснимали. Найти на Соборной площади место, откуда Иван Великий весь влезает в кадр, оказалось на так легко, но в конце концов оно нашлось:

Должно быть, с крыльца Благовещенского собора.

Вот оно, это крыльцо:

Не знаю, что особо можно написать. Что имело большее значение? Погода ли, солнечная и «неправильно» тёплая для самого конца сентября? Или ощущение историчности этого места, которое я не то действительно испытывал, не то сам в себе создавал? Если говорить коротко, чувство было такое: господи, как хорошо-то!

Вот какой я лирик.

Аппарат мой опять темнит. Не держит он, подлец, солнечную погоду. Точнее, иногда держит, а иногда – нет. А закономерности я не понимаю. А может быть, просто не умею правильно выбирать режим.

Вот Успенский собор, усыпальница русских патриархов:

Там надо походить изнутри. Посмотреть на моленное место Ивана Грозного, его цариц… Обязательно пройти вдоль стен, вдоль саркофагов патриархов. Я ходил, читал цифры – годы захоронения, – пытался представить себе тогдашнее время… Я это очень люблю.

Архангельский собор:

Церковь Ризоположения,

примыкающая к Золотой царицыной палате:

Честно говоря, меня удивило количество куполов на крыше здания, в состав которого теперь входит (или всегда водила?) эта палата. Потому что сама палата – это три окна в арочной нише. А что слева-справа, что этажом выше, где столько окон – не знаю. И не буду искать и грузить вас, эта информация ну очень доступна, кто захочет вспомнить/узнать, найдёт. Или пойдёт в Кремль и послушает экскурсию, и поспрошает экскурсовода… Мы гуляли просто так.

Но всё-таки когда-нибудь соберусь, узнаю про купола. Непонятно мне, в чём смысл столь многочисленного строя столь маленьких куполов.

А вот дальше – немного осмысленного текста.

В первый-второй год по окончании института поехали мы в Загорск, в Троице-Сергиеву лавру. Были в нашей компании две подруги, закончившие историко-искусствоведческий факультет МГУ. И одну из них назначили в Лавру, работать в ризнице.

А ризница Троице-Сергиевой лавры – это музей, причём малодоступный. Не помню, кого и как туда пускали, но просто так попасть туда было не то трудно, не то невозможно. Кажется, там только время от времени, отнюдь не часто, организовывались выставки, на которые было не попасть.

Подруга наша провела нас по блату, и это было круто.

В ризнице тоже было круто – просто Оружейная палата в миниатюре! Мне запомнился один экспонат, подписанный: серебряные кубки, подаренные монастырю сыновьями Дмитрия Донского. Вот это были кубки!

Две литровые, а то и больше, кружки, с ручками, малость расширяющиеся вверху. Из толстого кованого серебра, и можно видеть следы ковки… Узор на боку – пара не очень точных волнистых линий, начеканенных пунктиром на цилиндрической части, на середине высоты,– как две наложенные синусоиды.

Во всяком случае, так оно мне запомнилось. Вот это кубки, я понимаю! Не какой-нибудь ваш Бенвенуто Челлини, зелёный хрусталь в каркасе из позолоченного серебра филигранной работы. Вот это добротная русская работа начала XV века, или самого конца века XIV – когда ещё могли их подарить сыновья Донского, побившего Мамая в 1380 году?

И было ещё у меня удивление.

Увидел я ендову, оказалась она тем, что я ожидал: широким и довольно глубоким ковшом с гнутой ручкой, формы не цилиндрической, а, типа, луковичной, как бы перевёрнутый усечённый купол. Бывают и типа глубокой сковородки, в общем, ковш как ковш.

А вот что меня удивило – чарки. Что возникает в мыслях, когда говорят: выпили по чарке? У меня – маленькие, грамм по 100-120 гранёные стаканчики. Ну, в старину они могли быть какими-нибудь фигурными, вычурными…

А оказалось, чарки – это совсем маленькие блюдца с носиками и гнутыми ручечками, короткими и плоскими.

Фотографии, конечно, сделаны не были – тогда фотографией надо было увлекаться, надо было уметь. Да и вряд ли там разрешили бы фотографировать. Открытие было оглушающим, и повёз я его в другую свою компанию, где винному питию в системе препровождения отдавалась весьма значительная роль. Рассказал – и мне не поверили! Подняли, гады, на смех!

Ну, в энциклопедию лезть, конечно, не стали – такие занятия в системе времяпрепровождения, как правило, не были предусмотрены. Я их клеймил упёртыми невеждами, противящимися свету знания. Обещал доказать, посрамить… но, конечно, рассосалось.

Но почему-то запомнилось навсегда.

И вот входим мы в Патриаршие палаты (почему я их снаружи не сфотографировал?), там на втором этаже музей русской культуры XVII века – предпетровского времени. И – вот они, чарки, и цифровой аппаратик, только кнопку нажимай, при мне.

Сфотографировал:

и теперь волею ли, неволею – заставлю тогдашних спорщиков зайти на блог и посмотреть.

Впрочем, ум-то у них с тех пор подзасох, а вздорность увеличилась – куда ж денешься, годы, я не могу их винить, сам такой… В общем, не знаю, что получится, но тдля доказательности сфотографировал табличку рядом с чарками. Там у чарок номера, а на табличке – название экспоната. Зная их характер, я ещё меры принял. Могут сказать – сам табличку нарисовал; так вот, если кликнуть, то видно, что она не рисованная, а лежит там, в витрине, рядом с дароносицей, в экспозиции русской культуры, что на втором этаже Патриарших палат:

Кстати, о засыхании ума. Вот иллюстрация. Сделана на праздновании 60-летия одного из спорщиков, да что там, главного спорщика. Называется: «Три поросёнка»; левый – это он, главный спорщик:

Вот на что нам теперь хватает ума… Качество понятное: главный герой здесь всё же реальный поросёнок, а на двух остальных не хватило глубины резкости. Но это уж не я фотографировал.

Ресторан «Камин», на Хорошёвке, ближе к Полежаевской, чем к Беговой. Меню в основном кавказское, но есть два «банкетный блюда»: поросёнок целиком и осётр целиком. Спорщик выставил оба, вот в чём его никак нельзя обвинит, так это в жлобизме. А грустит потому, что назначенное время уже прошло, а гостей ещё почти нет.

Ладно, пошли заканчивать с Кремлём.

Неожиданно (для меня) впечатляющий вид открылся, когда я вышел с Соборной площади на дорожку, идущую по краю холма вдоль стены:

Как-то всё солидно и красиво, что подтверждается кадром, снятым поближе к ограде:

Умиротворение и красота…

А теперь, наконец, к загадке в недавнем посте. Вот он, «загадочный» кадр:

Не знаю, отгадает ли кто-нибудь ко времени выкладки этого поста. Поэтому говорю: это Тайницкий сад. Расположен на территории Кремля, вдоль южной стены, выходящей на набережную. Назван по имени башни, стоящей примерно в центре этой стены.

Вот ещё парочка видов этого сада, потому что там красиво:

Ну, хватит. Напоследок – ещё один Иван Великий, очень уж он хорош:

А совсем напоследок: сходите, не пожалеете. И обязательно идите в музей на втором этаже Патриарших палат. Потому что чарки – отнюдь не самое впечатляющее, что там есть. Есть даже что-то типа квартиры времён XVII века, очень поучительное зрелище. А какие сосуды для мирра – вчетвером не поднимешь…

Короче, сходите, рекомендую.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*