Skip to content
 

Музей техники Вадима Задорожного — 2

Начало

В этот раз серию делать не буду, обойдусь началом и окончанием. Тем более, что про экспонаты мне сказать особо нечего.

Ну, может быть, три выпуска получатся, но уж точно не больше.

Итак, пошли мы к корпусу.

По пути нам попалась зенитная ракета В-300 знаменитого комплекса ПВО Москвы С-25, о котором я упоминал здесь.

Где-то я вам, наверное, уже хвастал, что я про этот комплекс написал статью для «Популярной механики» и обещал, что размещу её здесь – разрешение имеется. Размещу когда-нибудь, а пока скажу, что комплекс был создан в самом подлинном смысле уникальный: к нему предъявлялось требование сбить 1000 целей (по тем временам – самолётов), налетающих на Москву со всех направление, хоть по всей окружности сразу. Такого действительно не было ни у кого. И технические решения комплекса позволяли это сделать; к счастью, проверять на практике эту способность не пришлось.

Ракета была большая, весом почти 3,5 тонны – её вы и видите на снимке. Дальность при этом была, по современным меркам, невелика, – но не забывайте, что задача была поставлена где-то в 1950-м году, а первый перехват выполнен в 1953-м! И ракета эта, первенец нашего зенитного ракетостроения, развивала скорость до 3670 км/ч – по-моему, ни один атмосферный летательный аппарат в нашей стране не летало тогда столь быстро; а баллистические – не в счёт, это совсем другое дело. Хотя бы потому, что в те времена головка никак не управлялась, падала, как бульник; а В-300, естественно, была управляемой.

Потом её много раз модернизировали, скорость ещё возросла… но оставим это на другой раз. Мы же к корпусу идём.

Вот мы наблюдаем палубный истребитель вертикального взлёта Як-38:

Вообще, количество самолётов Яковлева в Музее Задорожного наводит на мысль: неспроста это. Как будто сюда перекочевал весь музей яковлевского КБ. А что, может быть, так и было. Ведь, по моим представлениям, у яковлевцев скудность началась раньше, чем у других. МиГ и Су делали истребители, Ильюшину на какое-то время после начала перестройки хватило Ил-96-го, даже Бериев как-то оживился со своими Бе-200 и оборудованием Ил-76 в А-50. А Яковлев?

Последнее, что он сделал крупного, был Як-42, и то сколько времени его доводили. Дальше – Як-141, я уже писал в первой части, накрылся, Як-130, который теперь, кажется, наконец-то пойдёт, много лет находился в фазе «скорее мёртв, чем жив»… То есть у яковлевцев действительно могло быть настолько туго со средствами, что нечем было поддерживать свой КБшный музей, и они были рады отдать машины Задорожному: всё лучше, чем тупо выбрасывать…

Впрочем, точной информации по этому вопросу у меня нет. Но вот посмОтрите в зале…

Кстати, на фоне Як-38 мы видим спаренную корабельную 25-мм зенитную установку. В 1950-х время она получила широкое распространение на малотоннажных боевых кораблях, а потом её место заняла 30-мм спарка.

Не удержусь, покажу ещё один вид Як-28, снятый через тот же проём между зданиями, чо и Як-38:

Скажу так: вид настолько же тривиальный, насколько эффектный…

…Ну, ладно, вот мы и в зале. Предупреждаю: фотографии здесь зачастую будут иметь несколько специальный жанровый оттенок; так было надо.

Поначалу, конечно, в глаза бросаются автомобили. Вот, скажем, ЗиС-110, наш люксовый автомобиль 1950-х годов. Там их много, разные варианты – типовые, бронированные, открытые…

Все они принадлежали каким-то бонзам, стояли в гаражах очень высоких ведомств. На заднем плане можете видеть – на первом фото, по-моему, ЗиЛ-114, на втором – ЗиЛ-117. Тоже машины для высших начальников.

А потом пошла немыслимая, завораживающая роскошь зарубежного автопрома 1930-х годов:

Вот я их потом ещё с антресоли снял:

Смотрю я на такие машины и искренне – честное слово, искренне – недоумеваю: ну какие ещё формы нужны были этим чёртовым дизайнерам? Разве это – не верх совершенства?!

Там их ещё было, да я не очень стремился их фотографировать – и и без меня любителей автостарины в интернете больше, чем нужно.

А вот ещё там есть, хоть и немного, такие диорамы:

Мессершмитт Bf-109, какое модификации, извините, не скажу; во всяком случае, не меньше, чем «Е». Манекен возле него исключительно классный – истинный ариец!

А вот Хоукер «Харрикейн»

И это не манекен, и попрошу без ухмылок! У достопримечательностей положено фотографироваться, а уж что получается… я не фотомодель, я научный редактор! :)

А здоровенный он, «Харрикейн», да? Очень высокий фюзеляж.

Там над всем залом идёт галерея, широкая такая, и на ней – бесчисленное множество мотоциклов. Есть наши пред- и послевоенные, огромное количество немецких, с колясками, с пулемётами… Я их и не фотографировал, так их много. Вот этого снял, потому что долго стоял и думал: он это или не он?

Дело в том, что, когда я был младшим школьником, у нас в Ховрино было полно мотоциклов. В основном это были 125-кубовые «Ковровцы» и ещё «Москва», тоже лёгкого класса. У нас в культмаге «Ковровцы» даже продавались, я и цену помню – 300 рублей.

У кого-то был «Урал» (очень похож на более поздний «Днепр»), встречались солидные, убедительные «Иж-Планета». Потом пошли во множестве Явы, тоже в основном малолитражные, по 125 и 250 кубов; 350-кубовая считалась шиком, а Яву-500 я вообще видел всего один раз. Ещё у знакомых парней был чешский «ЧЗ»; много было мотороллеров, причём более мощной, но какой-то статичной «Туле» предпочитали всего-то 5-сильную, но весёленькую «Вятку». У «Тулы», если я правильно помню, было целых 12 сил…

И было много «военных» мотоциклов. Вот машин трофейных не было ни одной, а мотоциклов – много. Только у меня в переулке был один «Харлей» – клёвый! спидометр не на фаре, а на бензобаке! цилиндры не по сторонам, а V-образно вдоль! Для нас, пацанов, это были главные отличия, характерные черты.

«Харлей» был у загадочного дядьки по имени Руслан, у него ещё и «Москвич» был, да не 401-й, а 407-й. Таинственный был дядька, с малышнёй контакта не держал.

У хмурого мужчины, отца моего другана, Сашки Соколова был, по его словам, американский «Индиан».

А те знакомые парни – это были братья из семьи Симаковых (или Семаковых, я никогда не видел написания, на улице это как-то не нужно). Там мама была по-настоящему набожная, потому и детей было много: три дочери и три сына. Самая младшая была дочка Любка, и с ней мы были ровесниками. А братья были постарше и совсем старше, и у них всегда была самоходная техника.

Так вот, у тех братьев был трофейный НСУ – машина одноцилиндровая, но тяжёлая; с нашей пацанской точки зрения её фишкой были рифлёные площадки под ноги вместо обычных обрезиненных трубок. И вот я смотрел на этот, что на фото, мотоцикл и думал: неужели он?! Всё-таки Петька Симаков катал меня на НСУ году этак в 1960-м… Площадок под ноги у этого нет, так ведь н, как видите, находится ещё не в полностью восстановленном состоянии, да и модификации могут быть… Во всяком случае, глушитель похож – с чем-то типа рыбьего хвоста на конце…

Ещё на галерее есть угол с массой всякого стрелкового оружия, в том числе такого, которое я не смог идентифицировать. И опять же, из-за того, что его масса, я не стал фотографировать. А снял вот это:

Это винтовки Маузера, те, с которыми немецкий солдат прошёл обе мировых войны. Такими вот пирамидками, с касками сверху, оформлен небольшой буфетик, расположенный в одном из углов галереи. Пирамидок там не то четыре, не то шесть, в половине из них вот эти Маузеры, а в другой половине – наши самозарядные СВТ. Каски на ни тоже, разумеется, наши.

В буфетике мы останавливаться не стали, пошли после осмотра в ресторан. Ресторан там, по современным понятиям, своеобразный – я бы сказал, советское ретро. С белыми скатертями на столах… Но украшен какими-то крупными приборами, сияющими бронзой – телескопами, что ли?

По мне – вполне приятный ресторан, и цены не бешеные. Но мы же не о ресторане?

Там есть ещё один корпус, поменьше. Но о нём потом. Сейчас посмотрим панораму главного зала. И почувствуем масштаб содеянного Вадимом Задорожным, миллионером и меценатом.

Вот так зал выглядит от входа:

Теперь забираемся на галерею и что видим? Видим опять самолёт Яковлева:

Это УТ-1, учебно-тренировочный самолёт для подготовки лётчиков-истребителей. Машина, стоявшая в учебном процессе между «кукурузником» По-2 (в те времена ещё У-2) и настоящим истребителем. С тем же 100-сильным мотором, легендарным пятицилиндровым М-11 конструкции Швецова – первым серийным авиадвигателем, сконструированным советским конструктором и сделанным полностью из советских материалов. Сконструированный в 1926 году, н в модификациях выпускался до 1952-го. Сейчас это не редкость, но для изделия 1920-х годов – уникальный результат. Мощность в конце концов довели до 140 л.с. номинальную, а максимальную – до 160 л.с.

Так вот, с тем же 110-сильным мотором УТ-1 развивал скорость до 241 км/ч – по сравнению со 120–130 км/ч у У-2. Если учесть, что скорость основной массы серийных истребителей – его современников не дотягивала до 400 км/ч, то понятно, что он был действительно на полпути от «воздушной парты» до боевой машины. А уж пилотаж на нём можно было выполнять в полном объёме и с приличными перегрузками. По характеристикам устойчивости и управляемости самолёт был похож на И-16, то есть был довольно строг в пилотировании – но ведь этого от него и хотели. Хотели, чтобы лётчики могли привыкать пилотировать по-боевому, не расходуя при этом ресурс куда более дорогих «ишаков» и их куда более мощных моторов.

На УТ-1 установили шесть мировых рекордов для этого класса машин, выпустили их более 1200 штук.

Но ещё больше выпустили – и ещё раньше построили – двухместную машину УТ-2.

УТ-1 на неё похож, но нельзя сказать, что он – просто уменьшенный вариант УТ-2. УТ-2 был по-другому отцентрован и в управлении был значительно спокойнее – настоящий учебный самолёт. А по скорости – 205 км/ч – тоже далеко превосходил У-2.

Он и вытеснил в основном У-2 из процесса подготовки лётчиков в военных училищах, хотя в аэроклубах тот, конечно, оставался ещё долгие годы. УТ-вторых выпустили просто ужасающее количество для машины такого назначения – 7323 штуки…

И вот теперь он висит под потолком у Задорожного, и мне неизвестно, есть ли ещё хоть пара-тройка таких машин в стране. Вот, сходил на один из форумов и прочёл, например, про Монино. Там есть УТ-2, собранный в яковлевском КБ по «родным» чертежам и «родной» технологии, но – в 1977 году…

А у Задорожного есть ещё вот это:

Это, если я не ошибаюсь, АИР-1 – самый первый самолёт Яковлева. Поедете в музей – проверьте. Да я и сам ещё туда съезжу.

Видите, сколько Яковлева в музее Задорожного? Неспроста это…

Ещё один вид интересности – зарубежные истребители Первой мировой. Вот это, по-моему, СПАД:

Но я могу ошибаться.

А вот об этом я вас спрашивал в прошлом посте:

Я опять пишу пост заранее, так что не знаю, отгадал ли кто-то, что это за машина. Да и вообще, должен же я сам сказать. Это Фоккер Dr-1, знаменитый триплан, на котором летал и крушил врагов знаменитый «красный барон» Манфред фон Рихтгофен – лучший ас Первой мировой войны. Красным его называли не за политические убеждения, а за то, что красил свои самолёты в красный цвет.

Нам пора идти из большого корпуса. Напоследок – ещё раз панорама зала:

 

Красота, слов нет!

Вдали, на галерее, виднеются мотоциклы – самая малость из огромного числа. Справа зелёное крыло – это, насколько я помню, Як-11 – тоже машина, которую не вот на каждом шагу встретишь. После войны был специально сделан довольно мощный самолёт для переучивания на истребители последних типов, которые уже не 300 км/ч летали, а чуть не 700. Соответственно, УТ-2 и УТ-1 уже не годились, вот и сделали Як-11 с двигателем в 700 сил, максимальной скоростью 456 км/ч и, чего уж там, сразу встроенным крупнокалиберным пулемётом.

Впрочем, может, это и просто Як-18; но Як-11 у Задорожного есть, это точно.

Так же, как малосерийный Як-23, промежуточный между поршневыми истребителями и МиГом-15, стоявший на вооружении короткое время, и не только у нас, но и у некоторых «социалистов». И ещё там самолёты есть… но пойдёмте уже отсюда.

***

Слушайте, опять получилось почти 20 фото. Вдобавок я тут, почти совсем дописав, вспомнил, что у меня же есть эксклюзив по поводу этого музея! Ну, не мирового класса сенсация, конечно, но всё же не первого уровня доступности. Так что давайте я здесь прервусь, а в следующий раз уже закончу окончательно, вместе с моим умеренной степени эксклюзивом.

А то ночь на дворе, второй час, а я ещё не ужинал. А мне ещё фото подрезать и надписывать, и выкладывать всё в html-режиме…

Благодарю за понимание. Вскорости обещаю окончание.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*