Skip to content
 

МАКС-2011, сообщение 15. Су-15 и ещё парочка

МАКС-2011. Анонс, сообщения: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

Может быть, лучше мельче, но чаще?

Не всякий ведь материал можно сделать маленьким, но то, что можно, – может быть, лучше дробить и давать понемножку?

Су-15

Это тот же загон, что в предыдущем посте. Не понимаю, отчего такой цвет самолётов; те же самые машины, что и на первом фото предыдущего поста.

Называются они Су-15.

Долгое время эти машины составляли основу авиации ПВО страны.

Су-15 – интересный самолёт или, скорее, характерный. Его показали впервые на параде в Домодедово в 1967 году, вместе с прототипом МиГ-23, который, конечно, относится к 3-му поколению. Но Су-15 я бы отнёс ко 2-му.

Хотя у него и есть достаточно мощная РЛС. В о время как у МиГа-21, советской классики 2-го поколения, радарчик был хиленький. Но МиГ-21 – типичный фронтовой истребитель; а ведь Су-15 – перехватчик, ему положено иметь серьёзную РЛС для дальнего обнаружения и наведения ракет.

Так что всё же – 2-е поколение.

С Су-15, как и с некоторыми другими самолётами, в своё время случилась странная вещь. Точнее, не с ними, а с их известностью, публичностью.

До перестройки кругом была секретность, нам показывали МиГи-21 и Су-7Б/Су-17, которые летали по всему миру, да Ту-95, машины хорошие, как бы это сказать, концептуально не новые, уже 1960-х годах.

Потом началась перестройка и гласность, и – смотри чего хошь. Сначала на всех углах появилась информация по МиГ-29, потому по Су-27, МиГ-25 и, вскоре, МиГ-31. Попёрла историческая информация в книжках и СМИ, мы узнали и про «Бэкфайр», и про Су-25, и про те же МиГ-23 и -27, и даже потом про Ту-160.

В общем, всё новьё, пошедшее в войска в 1980-х, показали, а Су-15 не было! Казалось бы, старая машина – нет, не было! Конечно, любители про него что-то имели – вот я же имел, – но это были всё-таки специальные источники, ориентированные на неленивых квалифицированных фанатов авиации.

Не было Су-15, а ещё – негусто было с Су9-/11, и совсем не было Ту-128 и Ту-22.

Ну, с Ту-128 более или менее понятно. Дальний барражирующий перехватчик для защиты тысячекилометровых северных границ, где аэродромов много не построишь. Я впервые его увидел на карточке – приложении к немецкому «Югенд унд Текник», ещё в поздние школьные годы. так там он подавался как сверхзвуковой бомбардировщик Ту-28! И больше не видел лет 20, а потом видел статью в «Крыльях Родины», и всё. В общем, такой своеобразный самолёт, не имеющий аналогов. И сделано их было меньше 200… Ну, в общем, при желании объяснить можно.

А Су-9/11? Их-то было значительно больше тыщи наклёпано. Они и были основой ПВО до Су-15. Их-то чего прятать, тем более, что на первых этапах разработки Су-9 был просто Су-7 с теругольным крылом вместо стреловидного.

И уж тем более Ту-22. Этот по всему Ближнему Востоку продавался, в Гомеле на нём учили арабов, и я видел их на улицах города, а в небе – сами Ту-22.

Ну, вот, тем не менее, вот такой факт. Когда я в начале 1990-х увидел живой (точнее, полумёртвый) Су-15 на площадке за Аэровокзалом, «радости моей не было предела».

А самолёт был вполне ничего себе, уж получше, чем того же назначения американские F-102 и F-106, при которых начиналась его боевая карьера.

Скорость М=2,16, а перехватывать мог цели, летящие до 3000 км/ч. Радиус 725 км, вполне достаточно было для объектовой обороны в те годы, когда у нас было много самолётов – а Су-пятнадцатых выпустили порядка 1400 штук, и никому не продавали. Боевая нагрузка небольшая, полторы тонны – а и не надо много, четыре ракеты он нести мог, по тем временам это было совершенно нормально. На большой высоте обнаруживал цель за 65 км, чего, опять же, было вполне достаточно при существовавшем у нас тогда сплошном радиолокационном поле и прекрасной, не имеющей аналогов системе вывода перехватчика на цель наземными средствами.

Вот он, в том загоне, вид сбоку:

Су-15

Это, как я понимаю, учебно-боевая модификация Су-15УМ. Основная была одноместной. Да вот она, основная, снята минувшим летом в Центрального музея Вооружённых сил:

Су-15

Этот – точно модификации Су-15ТМ. Под крылом – ракета Р-98Р или –М с радиолокационной головкой самонаведения.

***

Ещё в том загоне стоит фронтовой бомбардировщик Су-24, но его я снимать не стал. Потому что Су-15 – это уже история, а «двадцать четвёртые» вовсю летают и долго ещё будут летать, имея в виду наши темпы замены матчасти в авиации.

А вот МиГ-21 снял, потому что он уже тоже история.

МиГ-21УМ

Это МиГ-21УМ, двухместная учебно-боевая машина поздних лет выпуска. Пост не про МиГ-21, а то б я вам показал, насколько последние модификации отличаются от первых…

МиГ-21 представлять не надо. На нём летало полмира, и, если F-16 – самый массовый истребитель 4-го поколения, то МиГ-21 – вообще самый массовый сверхзвуковой истребитель всех времён и народов.

В общем, не надо представлять, и не буду. Я лучше предъявлю последнее фото этого поста:

Ту-134УБЛ

На нём мы видим нос от МиГ-21УМ; всё-таки переднюю половину Су-24; дальше, маленький, почти не видный – Л-39, учебный самолёт 2-го поколения чехословацкого производства, на котором учились ВВС всего соцлагеря за исключением Польши, которая гордо использовала свою собственную «Искру». Неплохую, кстати, машину.

Дальше, с красной молнией на борту, – герой этого кусочка поста; потом учебный МиГ-25, потом Ту-154, небось, какой-нибудь особенный; и, наконец, последний – очевидно, Ту-16, не помню уже, а по тому, что видно на фото, – он.

А герой, с красной молнией, – это специальный вариант Ту-134. Называется Ту-134УБЛ и предназначается для тренировок лётчиков морской и стратегической авиации. У него носовая часть изменена по сравнению с базовой машиной, это сразу видно, оттого он такой чудной. А изменена она для схожести с носовой частью Ту-160, который стратегический, и Ту-22М3, который и стратегический, и морской.

***

Пока. Дальше будут буксировки — ПОСЛЕДНИЙ ПОСТ про МАКС!.

21 комментариев

  1. Max:

    Как то маловато)))
    А вообще прекрасный самолет, такой изгиб корпуса красивый. Стремительный.

    • Роман-75:

      Sorry, это кто красивый? Су-15?
      Ну, не знаю… По мне, так с МиГ-25/31 никто не сравнится…
      Кстати, интересная тема… Многие убеждены, что «работоспособной может быть только красивая конструкция». Ну а как, в таком случае, быть с кривыми уродами типа МиГ-29/35 или Су-27/30/34/357..

      • Grif:

        Уважаемый Роман-75, совершенно с Вами согласен, что некрасивый самолет и летать будет плохо. Однако, окидывая взглядом дизайн русского оружия, можно сказать следующее: оно настолько отвратительно, что уже прекрасно. Вот как-то так. Су-27 настолько уродлив, что это уже за гранью красоты или уродства и все же он прекрасен. Вспомните Ак-47. Та же картина)))

      • master:

        Ребяты, моё мнение — это убеждение, насчёт красивой конструкции, устарело.

        Точнее, тут два аспекта.

        А ещё точнее — давайте-ка я напишу на эту тему отдельный постик. Только сначала пусть пройдёт материалец про бозон Хиггса, а то ведь актуальность затухает… Вы уж подождите, ладно?

    • master:

      Что маловато? Про Су-15? Ну, здесь я не ставил задачи рассказать подробно. Я вообще нечасто подробно рассказываю именно про характеристики конкретной машины, потому что в сети много сайтов, которые занимаются именно этим. Хороших сайтов, пользуюсь ими с пользой для себя и для блога :). У меня, как вы заметили, одно из двух: какие-то личные чувства, мнение по поводу той или иной машины; или, так сказать, контекст — история типа, история создания данного самолёта, если там есть, по моему мнению, что-то заковыристое, малоизвестное, но заслуживающее внимания…

      А здесь, честно говоря, я просто не стал углубляться. Уже надо заканчивать с МАКСом; честное слово, я с многими темами уже так затянул, что прямо паника охватывает :)

  2. Ту-134УБЛ был главным героем замечательного фильма «Нежность к ревущему зверю», тем самым «ревущим зверем» и был.

  3. >С Су-15, как и с некоторыми другими самолётами, в своё время случилась странная вещь. Точнее, не с ними, а с их известностью, публичностью.
    Вот не соглашусь;)
    Во-первых, конечно, в первую очередь рассекречивали то, что кому-то продавали. А то, что НЕ продавали — не рассекречивали. Но Су-15, как раз, показывали и по ящику, и на фото, часто. Естественно, называя его просто «истребителем-перехватчиком»
    Су-9/11 просто достаточно быстро «сошёл со сцены» — по сути, он устарел ещё до создания, и в серию-то пошёл потому, что вот как раз Су-15 задержался.
    А потом наступил 1983-й… И про Су-15 узнали ВСЕ;)

    >Ну а как, в таком случае, быть с кривыми уродами типа МиГ-29/35 или Су-27/30/34/357..
    Ну здрасте…

    >А я не смотрел. Жаль, название, по крайней мере, обещающее.
    … это как вообще могло быть-то?

  4. Роман-75:

    >Ну а как, в таком случае, быть с кривыми уродами типа МиГ-29/35 или Су-27/30/34/357..
    Ну здрасте…

    Здрасьте!:-)
    А с чем, собственно, Вы не согласны? С тем, что не кривые?
    Ага. Вот здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Su-27_low_pass.jpg хорошо видно…

    • master:

      Про известность. Логика рассекречивания в целом понятна; но, скажем, Ту-22 в эту логику не укладывается. А Су-15 — да, показывали, но всё же редко, а уж чтоб чертежи… Это ВЫГЛЯДЕЛО странно на фоне чего хошь про МиГ-29 и Су-27. Во всяком случае, для меня — странно.

      А вот что ты споришь про кривизну Су? Конечно, кривой, и угловатый, и движки в кривых ящиках… Сравни с 21-м, или со «Старфайтером», или с «Дельта Деггером»… красавцы, а он — урод… даже на утюг не похож!

      А вот как могло быть насчёт кина… Не знаю… Было время, когда один телевизор на семью был, так я его почти не смотрел, а книжки читал. А щас только и сижу на диване перед ящиком, чай с пряниками пью…. Впрочем, тоже не так уж много. И азарт смотреть худ. фильмы с драматическими названиями уже не тот. Вот вчера – то ли дело! – «Двадцать две пули» с Жаном Рено! Вот это кино! Релакс! :) А что ещё делать, если пришёл в 11, доужинал в 12 и, пока ужинал, насмотрелся на Сванидзе с Ксюшею Собчак?

  5. >красавцы, а он — урод…
    вот с этим не согласен. Категорически.

    >Было время, когда один телевизор на семью был…
    У нас тогда тоже один телевизор был. Всей семьёй и смотрели;)

    • master:

      Ты пресыщен. Ты эстет. Нет, гиперэстет (а?!). У тебя критерии переусложнённые. Тебя Леонардо не устраивает, тебе Кандинского давай. Или, не дай бог, этого… как его… Дали с Пикассом. В общем, я ж пост написал, всё никак не вывесится, можно будет туда спор про красоту перенести.

      А в каких годах фильм-то шёл? В 1970-х? Я пиво тогда любил, опасался с родителями на один диван садиться :)

  6. Ненавижу Кандинского (как, впрочем, и Малевича) ;)
    Зато знаю одного историка авиации, который свято убеждён, что САМОЛЁТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ВИНТ, а, стало быть, всё, что без винта, самолётом уже как бы и не совсем является… С этой точки зрения — конечно…

    Фильм шёл в начале 80-х. И регулярно повторяется по разным каналам.
    Я как-то не очень понимаю, КАК можно было пропустить 3-серийный фильм про лётчиков-испытателей с Ледогоровым-старшим и поющим Визбором в главных ролях…

    • master:

      Почему пропустил в начале 80-х — объяснил: телевизор один был. Почему потом — тоже, в принципе, объяснил. Мгу лишь добавить предположение, что название слишком похоже на «Мой ласковый и нежный…», вот и не клюнул. И вообще, ты первый, кто мне про этот фильм говорит. Откуда мне знать, что там Визбор поёт? А? А тебе надо было до сих пор скрывать? Вот ты какой, оказывается… :)

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*