Skip to content
 

МАКС-2011, сообщение 14. Воспоминание о космосе

МАКС-2011. Анонс, сообщения: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13

Опять мне не удаётся закончить, когда обещал. Посмотрел я на то, что не хотелось бы оставлять за кадром, и понял, что будет ещё не один пост, а два или даже три.

Был на МАКСе такой загон в отдалении, куда мало кто ходил; во всяком случае, когда я там прогуливался, вокруг не было почти никого. И стояло в том загоне всякое «старьё», которое в сущности-то является не хламом, а представителями нашего авиационного и космического прошлого, заслуживающими статуса почётных музейных экспонатов.

Загон в дальнем углу поля

На этом фото, на заднем плане, вы видите многоразовый космический корабль «Буран». Один из «Буранов»…

Данный конкретный экземпляр носит название «изделие 2.01», это третий лётный экземпляр «Бурана». Ему предназначалась гордая роль – он должен был стать первым пилотируемым «Бураном» в космосе.

Да, я помню, что по окончании основной массы работ по первому – беспилотному – полёту у нас начали работать по программе второго. Помню, он должен был быть также беспилотным, но значительно более длительным: по-моему, двое суток. А о какой-либо работе у нас по конкретному пилотируемому полёту я не слышал. Впрочем, это не означает, что её не было…

На момент закрытия программы готовность 2.01 была около 50%. Как видим, это касается в основном бортовых систем, а планер почти готов.

изделие 2.01

Впрочем, тоже не совсем. Неленивый Сергей Александров, а «портретные» фото «Бурана», размещённые здесь, делал он, так вот, Сергей обошёл его со всех сторон и вот что запечатлел:

изделие 2.01

Видите, на задних кромках крыла нету элевонов и, как я понимаю, корневых частей консолей тоже. То есть сборка остановилась на лонжероне, к которому всё это крепится; его мы и видим, этот лонжерон. И, насколько можно разобраться, нету балансировочного щитка. И это, уверен, не следы разрушения, а именно недоделанная работа. И она прикрыта от созерцания парочкой истребителей.

Но есть и следы разрушения. «Буран» частично отреставрирован, и потому для ленивого наблюдателя, такого, как я, выглядит вообще почти целым, только чехол на хвосте смущает. Но отреставрирован он только с этой стороны – так сказать, со стороны массовой публики. Немассовая же публика, особо въедливая и склонная к фотографированию, обошла, повторяю, кругом и может нам показать нереставрированную сторону:

изделие 2.01

Видите? Здесь есть всё. И следы недоделанности – отсутствует передняя кромка, покрытие явно в какие-то зоны не было установлено – посмотрите на борт под кабиной. И следы разрушения тоже видны, в первую очередь осыпавшаяся термозащитная плитка.

Ничего, к следующему Салону аппарат обещают всё же отреставрировать. Так что будем надеяться, что у нас будет возможность посмотреть на настоящий, «первозданный» экземпляр «Бурана», а не только на труп возле Парка культуры, обезображенный устроенным в его внутренностях аттракционом.

Впрочем, это во мне говорит кастовая брезгливость. Снаружи-то «труп» выглядит почти прилично – вот пара фото, снятых летом 2010-го:

«Буран» в парке им. Горького

«Буран» в парке им. Горького

Впрочем, нет, всё равно не без похабства. Эти жёлтые пятна, этот люк в носу – как крышка модного мусорного ведра… Нет, нужен настоящий музейный. Хочу!

***

А ещё из делов космических я сфотографировал в павильоне БОР-2 – один из материальных следов программы «Спираль». БОР – беспилотный орбитальный ракетоплан, их было несколько поколений. По форме БОРы от -1 до -4 соответствовали орбитальной ступени системы «Спираль», это была программа последовательных приближений к настоящей ступени и, на каждом этапе, всё более широких исследований.

Исследовался при помощи БОРов этап входа в атмосферу и гашения скорости. Выводились они в космос двухступенчатой ракетой-носителем 11К65, сделанной на базе боевой одноступенчатой БРСД 8К65, на которой я имел честь служить.

БОР-1 был деревянным, сделанным в масштабе 1:3, он сгорел, передав на землю ожидавшуюся от него телеметрию.

Аппараты БОР-2 выполнялись также в масштабе 1:3, и на нём уже применялось программное управление, а спасение обеспечивалось парашютной системой. В нескольких пусках БОРы-2 выполняли программу исследований, но вот благополучно приводниться удавалось не всем.

Вот он, БОР-2 в павильоне МАКС-2011. Дам два снимка:

БОР-2

БОР-2

Он там так стоял, торчком.

Я не знаю, летал именно этот экземпляр или нет. Пока я дошёл до этого павильона, там уже не было никого из «хозяев», кто мог бы ответить на этот вопрос.

БОРы-3 были уже в масштабе 1:2. И на -2, и на -3 использовали абляционную – испаряющуюся – термозащиту. А вот БОРы-4, которые тоже были 1:3, работали уже на программу «Буран». Хотя и сохраняли форму орбитальной ступени «Спирали», то есть были похожи на прежние БОРы.

Я нашёл БОР-4 на МАКСе 2007 года, это было не так-то и легко, видите, стоит где-то на задворках:

БОР-4

На БОРах-4 была теплозащита по типу «бурановской», они уже не «подпрыгивали» в космос, а выводились на орбиту более мощной РН 11К65М. У них была довольно серьёзная система управления с бортовой ЦВМ, и тормозная ДУ для схода с орбиты, и восемь микроракетных движков для управления, а в плотной атмосфере управление осуществлялось поворотом консолей крыла. И, конечно, был парашют для заключительного участка. Эффективность системы управления позволила перенести зону приводнения из Индийского океана, где оно сопровождалось назойливым вниманием «болельщиков» из числа наших западных друзей, в акваторию Чёрного моря. БОРы-4 уже умели совершать горизонтальный манёвр на сотни километров от плоскости орбиты…

Вот ещё фото того же аппарата у того же забора:

БОР-4

На «транце» хорошо видны сопла рулевых ЖРД.

***

Ну вот, хорошего понемножку. Там, в этом загоне, стояли и другие интересные изделия, помимо «Бурана». Он них будет следующий раз.

6 комментариев

  1. Роман-75:

    Эх, чёрт… Жизнь… Такая вот…
    Знаете, Master, я Вам завидую! Белой завистью, конечно, но, тем не менее!:-))
    Сам-то я бывал только на одном МАКСе, ещё в пятом году, и то, до сих пор впечатление… А тут, на крайних Салонах, столько всего… Эххх…

    Кстати!
    Кто там у нас «ответственный за историческую память»? Так вот, он — КОЗЁЛ!!!
    Блин, да такие штуковины, как БОРы (не говоря уж о «Буранах»!) надо всячески напоказ выставлять и рекламировать, а не куда-то к забору прислонять! Уроды…

    • master:

      А что тут скажешь? Уроды и есть.

      Я вот ещё про музей Задорожного никак не соберусь написать. Так там, наверное, весь «архив» яковлевского КБ — от АИРа и УТИ до Як-141. Отдали, потому что они в КБ просто гнили… денег совсем нет.

      Но «Буран» и Задорожному не потянуть…

  2. История ЭТОГО экземпляра «Бурана» была подробно рассказана ещё ДО салона, см. здесь: http://www.buran.ru

  3. ВСЕХ. И того, который был в ЛИИ, и того, который гнил у завода и наконец перевезён в ЛИИ, и остальных.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*