Skip to content
 

МАКС-2011, сообщение 7. Летающая пушка о семи стволах

МАКС-2011. Анонс, сообщения: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Остался нам из американской компашки один ударный самолёт – зато какой! Редкость! Не по количеству выпущенных – в серийном производстве их сделано 713 штук, что для узкоспециализированной машины в наше время довольно много. И даже не по назначению: непосредственная поддержка войск на поле боя – эту задачу так или иначе приходится выполнять разным самолётам. Редкость – потому, насколько сильно самолёт специализирован для выполнения этой задачи.

Фэрчайлд Рипаблик А-10А «Тандерблот» II

Фэрчайлд Рипаблик А-10 «Тандерболт» II часто называют штурмовиком. Если бы это было так, то он уже был бы редкостью: настоящих штурмовиков, специально рассчитанных на длительное пребывание над полем боя, за всю историю авиации было совсем мало. Конечно, легенда и классика – наш Ил-2/Ил-10. Куда менее удачный, но всё же разработанный специально для этого, бронированный и соответственно вооружённый немецкий Хеншель Hs-129. Это – серийные; было ещё сколько-то опытных. В реактивную эпоху – наш Су-25/39 и вот А-10. И всё.

Но «Тандерболт» II – даже не штурмовик!

Кстати, никогда не гнушайтесь этим «II». Потому что «Тандерболт» I, а точнее просто «Тандерболт», – это американский истребитель времён Второй мировой, машина знаменитая, массовая и своего рода рекордная: одномоторный поршневой истребитель весом 9,5 тонн! (Наш Ла-5, будучи не самым лёгким, тянул на 3,3 тонны). Выпускался первый «Тандерболт» фирмой Рипаблик, так что – имеют право на название.

Но мы не о Второй мировой.

С расцветом реактивной авиации про штурмовики как-то забыли. Понять можно: по-настоящему хороший штурмовик был только у нас. Но ведь и остальные как-то решали задачу атаки с воздуха целей на поле боя. Лёгкий бомбардировщик (вспомните наш Су-2, английский «Бэттл», польский «Карась…) в массе ушёл со сцены к концу войны, его сменил истребитель-бомбардировщик. Тоже понятно: истребители второй половины войны имели столь мощные моторы, что нести пару бомб по четверть тонны, а то и по полтонны, им труда не составляло; и пушки с пулемётами у них были в достатке. По защите они были не лучше и не хуже лёгких бомбардировщиков, а по скорости – лучше. Вот и работали они по земле: налетел, сбросил, пустил очередь – и восвояси. Не очень, конечно; хорошо бы второй заход, третий… да чтоб огнём с земли лётчика не убило, маслорадиатор не повредило… Ну, нет так нет; обходились тем, что имели.

Начало реактивного века однозначно связано с погоней за скоростью. При таком подходе истребитель-бомбардировщик – очевидное решение. Они и применялись, скажем, во Вьетнаме – лёгкие F-100, тяжёлые F-101, F-105, потом F-4. Наносили удары по мостам, складам, дорогам, узлам обороны… только не по боевым порядкам на поле боя.

А поле боя – это танки. И, заметьте, ударных вертолётов ещё не было, а обычный вертолёт с точки зрения уязвимости был таким же «бумажным», как истребитель.

А танки беспокоили, да как! Одним из главных жупелов холодной войны было: русские танки в Париже! Русских танков становилось всё больше; я видел в «ихнем» журнале в начале 1980-х годов цифру: 31 000 танков. В боевом составе!

Чёрт с ними, с мостами! Найдём против них средство! «Фантом» с «Буллпапом» – и нет моста! Чем будем бить русские танки?!

Потому я и говорю, что А-10 – не совсем даже штурмовик. Наши Ил-2, кроме охоты за танками, штурмовали колонны пехоты, опорные пункты… А-10 – чисто противотанковый самолёт. То есть он может что-то ещё, но… знаете, на экскаваторе тоже можно впятером до электрички доехать, но всё же он не автобус.

ТЗ на такую машину получили штук 20 фирм. Предлагалось сделать что-то идеологически похожее на Ил-2: машину простую, недорогую, защищённую, живучую, с мощным вооружением против подвижных наземных целей.

К 1970-му выделились два победителя – Нортроп и Фэрчайлд Рипаблик. Дали им денег, поострили они по два демонстрационных образца. Вот какой красавчик получился у Нортропа:

Нортроп YА-9

Не правда ли, малость напоминает наш Су-25?

Но Нортропу часто не везёт – помните историю с истребителем Р-530 «Кобра» из прошлого поста? В данном случае дело было не совсем уж швах: всё-таки деньги на разработку и изготовление дали ВВС. Но, как бы то ни было, Нортроп проиграл.

Думаю, в данном случае сомневаться не приходится: Нортроп проиграл, а заказчик выиграл. Потому что фэрчайл-рипабликовский штурмовик (буду его так называть, в конце концов, это позволяется литерой «А» – attack), фэрчайлдовский штурмовик оказался действительно хорошим самолётом.

Хотя, как пишут, наши специалисты, пристально наблюдавшие за сравнительными испытаниями, сочли, что предпочтение надо было отдать А-девятому. Вот вам и отгадка схожести малоизвестного нортропопского прототипа и всемирно известного советского штурмовика.

***

О «Тандерболте» II говорят, что он сконструирован вокруг пушки, и это истинная правда. Только наберите в поисковике её название – GAU-8/A – и вам сразу покажут вот это:

Семиствольный 30-мм «гатлинг» GAU-8/A «Авенджер»

Чудовище!

Действительно, такую пушку нельзя вписать в самолёт. Можно только описать самолёт вокруг пушки.

Бочка – это не бочка, а барабан с боекомплектом. Боекомплект состоит из 1350 патронов – бешеное количество: патроны-то 30-миллиметровые! На нашем МиГ-19 две 30-мм пушки имели боезапас по 70 снарядов…

Семиствольная 30-мм пущка GAU-8/А «Авенджер» с внешним приводом автоматики, с беззвеньевой системой питания – детали этой системы можете попробовать рассмотреть, кликнув по картинке. Снаряды – осколочно-фугасный массой 360 г и главный, подкалиберный бронебойный, с сердечником из обеднённого урана, массой 425 г – почти полкило. Начальная скорость – 1067 м/с, на 500 метрах пробивает броню 69 мм – вполне достаточно для поражения танка в верхнюю проекцию.

Помню, в каком-то «ихнем» журнале видел нарезку из съёмки стрельбы из «Авенджера» по танку – четыре последовательных кадра, непонятно через какой интервал. На первом – наклонные, сверху, трассы снарядов, упирающиеся в корпус, в район стыка борта и крыши. На трёх остальных – последовательное развитие большого яркого взрыва…

Пишут, что на испытаниях он прошибал Т-62 при стрельбе сверху и сбоку с расстояния 1200 м. Т-62 американы получили от Израиля…

А ещё у GAU-8/A есть скорострельность. Мы знаем, что шестиствольный «Вулкан» стрелял с частотой 6000 выстрелов в минуту. «Авенджер» развивает 4200 выстр./мин – но его снаряд в 4,5 раза тяжелее 100-граммового вулкановского! Правда, в ходе эксплуатации скорострельность ограничили до 3900 выстр./мин – всё равно очень много. Можно переключаться на режим пониженной скорострельности – 1800 выстр./мин. Последняя цифра – как у нашего 7-62-мм ШКАСа, который в своё время считался сверхскорострельным.

Правда, не надо забывать, что ШКАС был одноствольным.

Но и огорчаться не надо. Наш корабельный 30-миллиметровый шестиствольный АК-630М развивает 5000 выстр./мин.

Точность огромного «Авенджера» оказалась на 40% лучше, чем у лёгкого «Вулкана».

Действие отдачи GAU-8/A равносильно остановке одного из двух двигателей самолёта. Зрелище тоже незаурядное:

Фэрчайлд Рипаблик А-10А «Тандерблот» II

Не знаю, может, у кого мороз по коже, когда он кино про вампиров смотрит; а у меня глаза на лоб лезут от этой жути. Просто бортовой залп фрегата… а ведь порох-то бездымный…

***

Первый полёт первого прототипа А-10 прошёл в мае 1972 года, первый предсерийный взлетел в феврале 1975-го. Поставки в войска начались в 1977 году.

Машина и действительно оказалась очень живучей, как и подобает самолёту поля боя. Все системы хорошо резервированы, лётчик и боекомплект защищены титановой бронёй – её самолёт несёт аж 1309 кг, и там, где она стоИт, ему не страшны 23-мм снаряды «Шилки». Неуклюжее на первый взгляд расположение двигателей делало их малоуязвимыми – при обстреле с земли спереди они прикрыты крылом, а когда стреляют сзади – стабилизатором. Пишут, что А-10 не падает при большом количестве боевых повреждений, даже при разрушении одной из консолей стабилизатора (прямо как Ил-2!) или одного из килей; о продолжении полёта на одном двигателе и говорить не приходится.

Фэрчайлд Рипаблик А-10А «Тандерблот» II

Авионика и прочая радиоэлектроника у А-10 довольно простая, но при том позволяет ему отлично, надёжно летать, лихо маневрировать на очень малой высоте. Правда, преимущественно днём в приличную погоду; гиросистема, позволяющая летать в плохих метеоусловиях, установлена только примерно на треть машин.

Зато вооружение А-10А прекрасно соответствует его главной роли – роли истребителя танков.

Про пушку мы уже знаем. При всех её удивительных качествах, основным противотанковым оружием А-десятого являются ракеты «Мейверик» с телевизионным, тепловизионным и лазерным наведением. В типовой конфигурации их подвешивают шесть штук. Всего же самолёт может нести на 11 узлах подвески до семи с четвертью тонн боевого груза.

Кроме больших «Мейвериков», А-10А может использовать меньшие ПТУР «Хеллфайр», обычно применяемые с вертолётов; их можно подвесить до 16 штук.

Номенклатура оружия для поражение всяких других, помимо танков, целей весьма широка, что всё-таки делает самолёт прекрасным средством уничтожения точеных, да и площадных целей на поле боя. Шесть 907-кг (2000-фунтовых) управляемыех бомбы (УАБ) с оптическим наведением (или шесть просто бомб такого же калибра). 18 227-кг (500- фунтовых) бомб с лазерным наведением. Других «простых» бомб – 12*454 кг (100- фунтов) или 28*227 кг. Кассетные бомбы, напалмовые бомбы, контейнеры с пушками, ПУ с неуправляемыми ракетами… и даже два инфракрасных «Сайдуиндера» класса «воздух-воздух» для самообороны.

Вот такое вот «старьё».

В завершение, как повелось, «пролетая над Череповцом» :) – заход на полосу в Жуковском во время «прибытия американской делегации» на МАКС-2011:

Фэрчайлд Рипаблик А-10А «Тандерблот» II

Фэрчайлд Рипаблик А-10А «Тандерблот» II

От американцев нам осталось мало. С транспортной авиацией мы покончили давно, теперь вот покончили с тактической. Осталась нам пара машин, и опять это машины если и не легендарные (непатриотично называть легендарной технику потенциального противника), то весьма заслуженные. Именно так – от слова «служить».

Думаю, следующим будет В-52.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*