Skip to content
 

МАКС-2001, сообщение 5. Универсал от Макдоннел Дуглас

МАКС-2011. Анонс, сообщения: 1, 2, 3, 4

Сегодня у нас истребители. Продолжая линию предыдущих постов – истребители американские.

Обе машины, привезённые в этот раз американцами, относятся к 4-му поколению сверхзвуковых истребителей.

F-15E «Страйк Игл»

Не помню, говорил ли я об этом где-то раньше, поэтому скажу здесь. По поводу поколений истребителей мне встречалось две версии классификации. По первой все дозвуковые машины относятся к первому поколению реактивных истребителей, а дальнейшие поколения включают уже сверхзвуковые машины. То есть этот вариант рассматривает всю историю реактивного истребителестроения в рамках одной «монотонной» (в математическом смысле) линии.

По второй классификации дозвуковые истребители отделяются от сверхзвуковых и описываются отдельными двумя поколениями. Причём у некоторых авторов (в частности, у меня) присутствует что-то типа «поколения 0», к которому относят то, что можно считать в известной степени экзотикой: немецкие ракетные и реактивные самолёты времён Второй мировой, отечественные совсем уж ранние машины типа Як-15 и Су-9, многочисленные американские опытно-серийные машины и кое что ещё. Я придерживаюсь «двухкаскадной» классификации, с отделением дозвуковых «мух» от сверхзвуковых «котлет».

Интересно, что наши сегодняшние герои попадают в 4-е поколение и по той, и по другой классификации.

Итак, сегодня у нас F-15 «Игл» («Орёл»). F-16 «Файтинг Фолкэн» (типа, «Боевой сокол»), оставлю на следующий раз.

Начинаю с F-15 не потому, что у него номер меньше, а потому, что он реально возник раньше F-шестнадцатого.

Помню момент, когда я впервые получил достаточно полное представление о нём, то есть об F-15. Это было во время службы в армии, в 1977 году, по-моему, ранней весной. Как ко мне тогда попал номер «Зарубежного военного обозрения» – не помню. И там была про него большая статья.

Что запомнилось, так это исходное требование к самолёту, сформулированное по результатам оценки боевых действий авиации во вьетнамской войне. Тогда наши МиГи заставили покувыркаться американские «Фантомы» – тяжёлые, напичканные электроникой самолёты, концепция которых предполагала поражение воздушного противника прежде всего при помощи ракет среднего радиуса с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения – AIM-7 «Спэрроу».

Полуактивное самонаведение – это когда приёмник отражённых сигналов находится в головке самонаведения (ГСН) ракеты, а источник облучения – на самолёте-носителе. Получается, что лётчик должен в течение всего времени полёта ракеты держать луч своего локатора на цели, иначе головке нечего будет принимать. Это, во-первых, не так уж легко, а во-вторых, крайне ограничивает возможность маневрирования носителя.

Несли «Фантомы» и ракеты малого радиуса с инфракрасной (ИК) ГСН – AIM-9 «Сайдуиндер». С этими проще: надо управлять истребителем так, чтобы ГСН захватила цель – а тогда ИК ГСН могла надёжно захватить её, фактически, лишь с задней полусферы, уловив тепло факела двигателя, – и нажать знаменитую кнопку ПУСК. Дальше можно лететь куда хочешь…

Ну вот, понадеявшись на ракетный бой, американцы и позволили себе сделать «Фантом» достаточно скоростным, но довольно-таки вялым в маневрировании. Во всяком случае, по сравнению с нашими МиГами – не только дозвуковыми МиГ-17, которых много было у вьетнамцев, но и сверхзвуковыми, сравнимыми по скорости с «Фантомами», МиГ-21, которые у вьетнамцами тоже были.

И эти МиГи насшибали достаточно много «Фантомов». Потому что не сильно совершенные ракеты далеко не всегда приносили успех, и тогда начинался классический маневренный воздушный бой, называемый в англоязычных странах красивым словом dogfight – собачья драка. И тут наши истребители (то есть вьетнамские, нашего производства), лёгкие, манёвренные, а МиГи-17 – ещё и с очень мощным пушечным вооружением, имели над хайтековыми «Фантомами» весомое преимущество.

Помню, тогда ходили рассказы про вьетнамского лётчика, сбившего 16 «Фантомов». Не помню его имени. Сейчас подумал: Фам Туан. Слазил в Яндекс – оказалось, это вьетнамский космонавт, и сбил он всего один самолёт, зато – В-52.

Не та память, не та…

Так вот, этот опыт заставил американцев записать в ТЗ на новый основной истребитель для воздушного боя требование: он должен иметь разгонные характеристики и манёвренность вдвое лучшие, чем «Фантом».

F-15 был принят на вооружение в 1976 году и имел тогда две модификации: основная, всепогодный истребитель для завоевания превосходства в воздухе F-15А, и учебная, двухместный F-15В.

Ударных функций тогда на эту машину не возлагали. Оно и неудивительно: для этих целей тогда имелся тяжеленный истребитель-бомбардировщик F-111В, оставались в некотором количестве «Тандерчифы», были дозвуковые «Корсары». А главное, те же «Фантомы» оказались очень неплохими ударными самолётами – только не надо слишком активно лезть в воздушный бой…

А вот куда F-пятнадцатых взяли, так это в ПВО. Пришла пора менять устаревшие к тому времени машины, корнями уходящие в 1950-е годы,– F-102 «Дельта Дэггер» и F-106 «Дельта Дарт».

F-102A «Дельта Дэггер»

Это «Дельта Дэггер»

Детища фирмы Конвэр, эти истребители знаменитой 100-й серии являли собой бесхвостки с треугольным крылом – не сильно популярную у американцев аэродинамическую схему, не встречаемую больше среди серийных американских истребителей. А вот на фирме Конвэр тогда эту схему любили, сделали по ней ещё средний сверхзвуковой бомбардировщик В-58 «Хастлер».

Однако вернёмся к истребителям.

С F-102 произошла поучительная история. Машина по всем расчётам должна была достичь почти двухзвуковой скорости, но на практике никак не могла выйти из трансзвуковой области. И тогда вспомнили о давно известном правило площадей. Если говорить просто, оно требует, чтобы площади сечений фюзеляжа на протяжении участка, где он сопряжён с крылом, были уменьшены на величину, равную площадям прилегающих сечений крыла.

F-102 перепроектировали с учётом этого правила, и максимальную скорость удалось довести до «уверенной сверхзвуковой» – до М = 1,25.

Несмотря на эти неприятности, «Дэггеров» выпустили много – целую тысячу. Интересен состав вооружения – он хорошо иллюстрирует своеобразную обстановку 1950-х годов, когда в этом вопросе ещё не было уверенно сложившихся решений.

F-102 имели в фюзеляже отсек для подвески оружия. И в том отсеке бывали выдвижные пусковые установки с 70-мм неуправляемыми ракетами «Майти Маус» с обычным снаряжением боевой части; управляемые «Фолкены» AIM-26A с ядерной боевой частью; шесть штук «Фолкэнов» в варианте AIM-4 с обычной БЧ и ИК или РЛ ГСН, эти могли ещё и подвешиваться под крыло; наконец, две больших неуправляемых атомных ракеты AIR-2A «Дженни».

Представляете, неуправляемая ракета с ядерным зарядом? Однако тогда это было неудивительно, такие ракеты были и на вооружении сухопутных войск, как у американцев, так и у нас. А на флоте американы стреляли по подводным лодкам неуправляемыми ракетами «Асрок», одним из вариантов боевой части которых была атомная глубинная бомба с легкомысленным названием «Лулу».

Пока суд да дело, военные ужесточили требования к перехватчику: он должен был уверенно достигать высоты 21 км и скорости М = 2. Конвэр сделала такой самолёт на базе F-102, дав ему индекс F-106 и имя «Дельта Дарт»:

F-106 «Дельта Дарт»

Dagger – это кинжал, а dart – дротик. «Дротик» выполнил предъявленные требования, но в целом оказался не слишком удачной машиной. Тем не менее, не став заказывать планировавшуюся тысячу «Дартов», 350 машин ВВС всё же заказали.

И, несмотря на все эти перипетии, переходя из «основного состава» в Национальную гвардию, «Дедльты» служили более двадцати лет: последний «Дарт» был списан из ВВС Нацгвардии в 1988 году!

К этому времени в ПВО уже безраздельно господствовали «Иглы». С 1979 года пошла улучшенная модификация F-15C и её двухместный тренировочный вариант D. Машина вполне соответствовала назначению: скорость на большой высоте более М = 2,5, практический потолок 20 000 м, скороподъёмность на уровне земли 254 м/с. Стандартное вооружение – четыре радиолокационных «Спэрроу», четыре инфракрасных «Сайдуиндера» и пушка «Вулкан».

Противоспутниковая система АСАТ также реализована на базе F-15C.

Но этот самолёт умел ещё очень быстро летать у земли – до 1480 км/ч. Кроме того, на модификации С/D предусматривалась установка на борта фюзеляжа так называемых конформных топливных баков – «фаст пэк» – на 4422 кг керосина, что значительно увеличивало дальность полёта. Наконец, было понятно, что у самолёта есть очень приличные резервы грузоподъёмности.

По всему по этому в 1986 году совершил первый полёт двухместный истребитель-бомбардировщик F-15E «Страйк Игл», и именно этот самолёт я фотографировал в минувшем августе на стоянке в ЛИИ им. М.М. Громова:

КС-10 «Страйк Игл»

Извините, этот снимок сделан против солнца, пришлось его слегка подкорректировать по яркости и контрасту, поэтому небо несколько ненатуральное, да и самолёт тоже… И, главное, вс1 равно плохо видно узлы подвески вооружения, расположенные в нижней части «фаст пэков», три штуки друг за другом по длине. Ничего, вы увидите их на другом фото, сделанным профессионалом. А один большой пилон под «фаст пэком» здесь более или менее виден.

F-15E

Надо сказать, что F-15, несмотря на свою манёвренность (помните задачу, поставленную в ТЗ?) – довольно тяжёлый самолёт, его максимальная взлётная масса около 31 т, примерно столько же, сколько у Су-27. А вот «Страйк Игл», не догнав по этому показателю своего современника и примерного аналога, наш фронтовой бомбардировщик Су-24М – 36,7 т против 39,7 – от нашего нового Су-34 отстаёт уже сильно: масса Су-34 может достигать 45 т.

F-15E – отличный ударный самолёт. Он может поднять до 11 тонн боевой нагрузки (про наших Су, что одного, что другого, пишут – 8т); а боевой радиус действия при почти такой же, как у Су-34, и значительно больше, чем у Су-24.

F-15A и С широко поставлялись за рубеж – в Израиль, Саудовскую Аравию, Грецию, Корею, Сингапур; а в Японии они строились по лицензии. F-15E тоже летают не только в ВВС США – ещё в тех же странах, кроме Греции.

К 2008 году построено полторы тысячи F-пятнадцатых всех модификаций. Этот самолёт зарекомендовал себя настоящей рабочей лошадкой, он воевал во всех войнах, которые вели США и Израиль начиная с 1979 года. «Иглы» сбивали сирийские, иракские, югославские самолёты и вертолёты, среди которых – МиГи-21, -23 и -29, Су-22, а также и «Миражи» F1. Американцы утверждают, что F-15 не понесли ни одной потери в воздушных боях, хотя о сбитии «Иглов» заявляли сирийцы на МиГ-21 и югославы на МиГ-29. Признано, что три F-15E сбиты иракской ПВО.

Вот, кстати, фото «Миража» F.1. Французы привозили его на МАКС-2007, а я там, конечно, был…

«Мираж» F.1

По данным учебных боёв и моделирования, наши машины последнего поколения должны уверенно одерживать победы над F-пятнадцатыми… будем надеяться, что так оно и есть. Будем также надеяться, что нашим лётчикам никогда не придётся попробовать доказать это в деле. Ну, разве что в качестве военных советников…

F-15E «Страйк Игл»

А вот полетать у нас в качестве гостей, это милости просим.

Давайте, что ли, по обычаю помещу нашего аналога.

Это, кажется, не собственно Су-34, а Су-32, тоже истребитель-бомбардировщик. Честно говоря, я не очень понимаю различия, по-моему, это связано скорее с переименованиями модификаций, чем с принципиальными отличиями одной машины от другой. Во всяком случае, это одна из машин в линии преобразования истребителя Су-27 в истребитель-бомбардировщик, закупаемый в настоящее время для наших ВВС под названием Су-34. Это с нынешнего МАКСа:

Су-32

Буду заканчивать. Эффект экскурсовода сегодня, по-моему, проявился всё же не в максимальном своём размере. Вот на прощание фото «чистого истребителя» F-15C, сделанное на МАКСе 2007 года. Я там F-15 и F-16 не снимал, хотя и походил вокруг них немало – у меня был фотоаппарат не свой, редакционный. И не знал я тогда, сколько кадров можно снять на цифровой аппарат. Да и журнал был не «Техника – молодёжи», а «Национальные проекты», то есть по другой части… В общем, фото опять от союзника-фотографа:

F-15C «Игл»

Видите, этот без «фаст пэков». Чей бы он ни был, какие бы, гад, самолёты ни сбивал, всё же – красивая машина, да? И снимок превосходный.

До следующего сообщения, дорогие товарищи.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*