Skip to content
 

Поздравляю с Днём ВВС России!

МиГ-25

Я с ним поступлю примерно так же, как с Днём ВМС: размещу фоторепортаж. Подошёл бы репортаж с МАКСа, но оный будет несколько позже. Но вы не расстраивайтесь.

Во-первых, кто-то из моих читателей побывает на МАКСе сам.

Во-вторых, МАКС будет во всех СМИ и во всём Интернете.

В-третьих, если хоть что-то интересное там будет, то я здесь тоже это отражу. А наверное, в любом случае что-то отражу.

А сейчас я покажу вам что-то… ну, не то чтобы совсем эксклюзивное, но, во всяком случае, добытое в таких местах, куда пускают далеко-далеко не всех. Снимков на этот раз будет существенно меньше, чем с Морского салона – столько мне уже, наверное, никогда не потянуть. Да и нету у меня столько.

Сначала же – насколько слов про сам праздник. Для повышения общего культурного уровня.

Как это ни странно, такая мысль – рассказать, откуда взялся праздник, – до сих пор не приходила мне в голову. Хотя первый август моего блога был в 2008 году…

Так вот. Начало истории расположено в 1912 году. 12 августа того года (точнее, 30 июля по тогдашнему календарю) вышел приказ военного министра Российской империи. В приказе том говорилось, что вопросы воздухоплавания и авиации отныне передаются в ведение воздухоплавательному отделению Главного военно-технического управления Генштаба. Назначили командира – генерал-майора Шишкевича; таким образом, отделение получило атрибутику нормальной войсковой части.

Потом часть была ликвидирована с передачей части её функций в другое отделение Генштаба.

А потом вообще была революция В 1918-м был создан Красный Воздушный флот, а в 1933-м дело дошло и до учреждения его праздника, который получил фиксированную дату: 18 августа.

В 1980-м Президиум Верховного Совета СССР рационализировал праздник, сделав его плавающим: третье воскресенье августа. А в1992-м Президиум Верховного Совета РФ его переименовал, теперь от стал Днём воздушного флота не СССР, а России. Наконец, в 2006-м указ Президента разделил праздник и празднование: День ВВС у нас 12 августа, а празднуется он в третье воскресенье августа.

Теперь вы знаете всё… :)

И можно переходить к праздничным мероприятиям. То есть к репортажу.

У нас в «Технике – молодёжи» есть не только Лёша Царьков, энтузиаст Военно-морского флота. У нас есть ещё Сергей Александров и Максим Брянский, любители авиации, отдающие своё свободное время фотографированию самолётов. Причём для этого порой ездят далеко и в такие места, куда так просто не попадёшь. Привозят оттуда фотосессии и с этим багажом участвуют в солидных международных авиационных интернет-ресурсах.

Появившись в «Технике – молодёжи» по собственной инициативе, они потихоньку втягиваются и в написание текстов, и несколько их материалов уже опубликовано в журнале.

А дальше история, как с Лёшей. Затеяли мы с ними материал, они наприсылали фотографий, мы отобрали часть для статьи, а остальное я выпросил для личного пользования. На этот раз это фотографии МиГов-25.

Начинаю ставить фото. Чтоб равномерненько было

МиГ-25
Этот МиГ – точно из Мончегорска. Я ниже объясню

Вы спросите – а что здесь эксклюзивного. Отвечу легко и весомо: этих МиГов осталось в строю всего две эскадрильи; а машина это не простая, а легендарная.

Перехватчик Миг-25 был одним из троицы первых трёхмаховых машин военной (не экспериментальной) авиации. Другими двумя были стратегический разведчик Локхид SR-71 «Блэкбёрд» и стратегический бомбардировщик Норт Америкен XB-70 «Валькирия».

Про эту троицу, их «взаимоотношения», их рекорды я написал в последней части серии «Кто на свете всех быстрее». Там же можно прочесть немного о конструкции МиГ-25.

Кстати, вдруг кто не знает: псевдоним МиГ-25 для международных организаций, под которым он устанавливал свои рекорды, – Е-266.

МиГ-25
Спарка – учебная модификация

Так вот, первый из американцев выведен из эксплуатации в 1998 году, второй вообще не пошёл в серию. А МиГ-25 – извольте, летает до сих пор в боевом строю ВВС России. Осталось, как я сказал, две эскадрильи.

Вот это снято на 7000-й гвардейской Борисовско-Померанской дважды Краснознаменной ордена Суворова авиабазе 1-го разряда, расположенной недалеко от Воронежа:

МиГ-25
МиГ-25

А вот это – из эскадрильи, базирующейся под Мончегорском:

МиГ-25

Нет, это не перехватчики; место МиГа-25 в этом качестве занял его прямой наследник МиГ-31. Он летает лишь немногим медленнее, оставаясь самым быстрым серийным военным самолётом на планете. Зато электроника у него… Четыре МиГ-31 захватывают своими радарами полосу воздушного пространства шириной 800–900 км, автоматически обмениваются информацией о целях, автоматически производят их распределение между собой для поражения. Добавьте сюда возможность длительного сверхзвукового рывка в район цели, ракеты с дальностью в сотни километров… В общем, аналогов у такой ПВОшной системы в мире нет.

А две эскадрильи 25-х – это разведчики.

Надо сказать, разведывательные модификации МиГ-25 не менее значимы, чем ПВОшные. Их прототипы были запущены в производство одновременно, два перехватчика и два разведчика. Причём был готов и полетел первым именно разведчик.

МиГ-25

А в 1971-м разведчики были доставлены в Египет. Задача – разведка обороны Израиля на Синайском полуострове. МиГи выполнили её в четыре полёта! Они выполнили эти полёты на высоте более 20 км, с максимальной скоростью, и ни «Фантомы», ни «Хоки» (это ЗРК, стоявшие на вооружении Израиля) не смогли их достать. Собственно, и мечтать не могли.

На родине эти полёты были буднично засчитаны в программу государственных испытаний…

МиГ-25
Этот, по-моему, взлетает в Воронеже

…Помню, видел я график, показывающий профиль полётов на максимальную скороподъёмность двух перехватчиков: нашего МиГ-25 и американского F-15, который в Штатах состоял на вооружении не только тактической авиации, но и авиации ПВО. Полёт проводился по правилам ФАИ для рекордов скороподъёмности, там точки замера располагаются по высоте дискретно, через 5 км.

Запомнилось то, что последняя точка, отмеченная для F-15, была 30 км. А для МиГа было зафиксировано время подъёма на 35 км, и кривая уходила дальше, за цифру 37.

Рекорд был наш, «пятнадцатому» и близко не удалось подойти. По-моему, рекорды скороподъёмности у МиГа забрал Су-27 в ипостаси Т-42, да и то не на всех высотах – на больших, кажется, они остались за МиГом. Впрочем, наверняка не помню, могу ошибиться.

МиГ-25
А вот этот взлетает точно в Мончегорске

Пора прощаться. Скажу ещё для усугубления легендарности, что из разведчика сделали ещё и бомбардировщик. А что, логично: разведчик умел бросать осветительные бомбы – почему бы не попробовать фугасные?

Его сделали, причём смогли сконструировать такую аппаратуру, что обычные свободнопадающие бомбы, сброшенные из стратосферы на скорости М = 2, попадали в цель! Не в танк, конечно, и не в мост, но в стационарную площадную цель – попадали. А таких целей очень много. Да тот же аэродром, или морская база, или нефтехранилище какое-нибудь.

Не знаю, умеет ли сегодня такое кто-нибудь ещё. Вряд ли. А мы умели уже этак с четверть века назад.

Закончив читать этот пост, вспомните ещё раз: эти фото – не с салонов и шоу. Эти фото – из самых что ни на есть боевых подразделений…

16 комментариев

  1. Владимир:

    >Теперь вы знаете всё…

    Нет, не все. :) Если докапываться до корней, то здесь надо обязательно вспомнить принятую в СССР в 1931 — 1940 гг. шестидневную неделю (а в 1929-31 была еще и пятидневная). И День авиации был установлен именно исходя из того, что 18 августа в этом календаре неизменно выпадало на шестой, единственный выходной день недели. Поэтому именно это число до конца 70-х было праздником, даже когда о шестидневке прочно забыли. Ну а дальше уже брежневское разделение профессиональных праздников на дни с фиксированной датой и воскресные. Посмотрите хотя бы статью в Вики, там все хорошо разжевано:
    http://goo.gl/upto6

    Поэтому в позднесоветские времена было как бы два дня одновременно: 18 августа и третье воскресенье, а 12 августа это праздник уже ельцинского времени с его вектором искать корни истории ведомств в царских временах («В соответствии с указом президента Российской Федерации № 949 от 29 августа 1997 года «Об установлении Дня Военно-воздушных сил — 12 августа» и внесенных в него изменений 31 мая 2006 года указом «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» № 549″). Обратите внимание на характерную дату ельцинского указа — 29 августа 1997. Похоже, кому-то в администрации президента не понравилась советская история только что прошедшего праздника, поэтому срочно был подготовлен новый указ о переносе даты с акцентом на царское время. Если честно, мне по большому счету сейчас уже все равно, тем более все три дня недалеко отстоят друг от друга по времени, да и по нынешним временам отсчет истории от царских времен будет наверное правильным, но больно уж телодвижения властей характерные. Тогда ведь много инициатив подробных было.

    А МИГ-25/31 да, машины уникальные.

  2. Владимир:

    Вот сегодня был как раз «канонический» День ВВС ВС СССР. С праздником!!
    Ну а завтра сами знаете что… :((

  3. master:

    Всё, отныне и, глядишь, навеки: буду поздравлять 18 августа. И предыдущий Ваш комментарий в этот день дежурным образом вывешивать… :)

    • Владимир:

      Владимир Евсеевич, если чем-то обидел — извините, не хотел. Ну согласитесь, что насчет пяти- и шестидневки на заре советской власти небезынтересно. Я сам узнал про это всего пару лет назад. В смысле, вообще про шестидневку слышал очень давно, но то, что там все даты были фиксированными днями недели и про связанные с этим воскресные праздники — недавно. К слову, День железнодорожника имеет те же корни:
      http://goo.gl/i4601
      30 июля до 1940 г. — выходной шестидневной недели. И точно так же в ельцинские времена к нему (первое вск августа) пристегнули день железнодорожных войск — 6 августа, с отсчетом от Николая I. Может и правильно с исторической точки зрения, но смотрятся эти дуплеты с топтанием вокруг советских дат очень некрасиво. Тем более, что, например по многочисленным свидетельствам день ВВС 12 августа в войсках не прижился, как праздновали все 18 августа, так и празднуют. А первая дата так, чисто протокольный праздник.

      • master:

        Да господи, в чём же здесь может быть обида?! Любой автор, минимально вменяемый, всегда рад содержательным комментариям! А в данном конкретном случае комментарий просто-таки очень полезен, ибо увеличивает информационную ценность поста раза в три. То есть на 200%.
        Так что — спасибо и продолжайте в том же духе!

  4. премьер-майор:

    Авиабаза 1 разряда под Воронежем, где засняты МИГи, носит неофициальное наименование «Балтимор» (!?). Почему так — мне никто ответить не смог. (Действительно — где этот Б…, и где Воронеж). Так сложилось.

    • master:

      Есть человек, который знает!

      Вот что отвечает на сей вопрос Сергей Александров, который ездил туда фотографировать, опубликовал иллюстрированный рассказ в «ТМ», и бескорыстно разрешил мне использовать свои снимки:

      «Балтимор» – это радиопозывной Воронежской авиабазы.
      Не является официальным названием.
      Как «Правдивый» – позывной Кубинки, «Гордый» – Жуковского и т.д.

      • Владимир:

        И здесь копну чуть глубже. Дело в том, что его первоначальное название Воронеж-Б. Еще до войны буквально в 3-4 километрах друг от друга находились два аэродрома: Воронеж-А и Воронеж-Б, или в просторечии Воронеж-Альфа и Воронеж-Бета, или просто Альфа и Бета. Территория первого после войны потихоньку была застроена, а вот второй сохранился до наших дней.
        http://maps.yandex.ru/-/CVa8IQ41

        Точно никто не знает, но есть подозрение, что позывной Балтимор специально был подобран созвучным названию Бета, которое к тому времени уже широко укоренилось в летной среде. Хотя это конечно всего лишь версия.

        P.S. Вы мое послание получили? В сообщества будете писать?

        • master:

          Опять спасибо за интересную информацию. Я, пожалуй, дам ссылку на этот коммент Сергею, автору фотографий. Он такие вещи любит.

          В сообщества писать буду. Уже бы писал, но у меня вместо отпуска получается такое… В общем, главный редактор не даёт — ни отдыхать толком, ни блогом заниматься. Завтра выйдет последний заготовленный пост, и я ни буквы ещё не написал для следующего. Прямо тоска… И сегодня не напишу, и завтра, похоже, тоже. Тем более нет возможности куда-то в другие места заглянуть.

          А ещё — не по теме. Я не большой спец, но есть мнение, что ссылки с ресурса на другие ресурсы снижают его то ли ТИЦ, то ли PR. Так что, ребята, не будет ли правильнее не давать активных ссылок на чужие ресурсы? Если хотите на свой поставить — давайте, мне для добротных комментаторов совершенно не жалко. А вот на ресурсы «третьих лиц» давайте активных ссылок не ставить. Давайте, что ли, лишнее t в http вставлять. Не возражаете?

          • Владимир:

            >Давайте, что ли, лишнее t в http вставлять. Не возражаете?

            Не возражаю, конечно. Кстати, трансляция standalone блога в ЖЖ выглядит примерно так:
            htttp://cynicanonimus.livejournal.com/

          • Владимир:

            Едва не забыл… С днем авиации!

      • Владимир:

        Добавлю, что основным аэродромом аэроузла до войны была Альфа, а Бету называли «новым» или малым аэродром. ВПП конечно построили гораздо позднее. А у военных официальное название Балтимора до сих пор Воронеж-Б.

        • master:

          Это к «едва не забыл».

          А я вот забыл! Перечитал Ваш комментарий к этому посту — уже потом, когда пост про 100-летие был готов; понял, что лопухнулся, но переделывать… ну как тут переделывать? Опять же, хочется ведь попасть под массовый поисковый запрос…

          Но, повторяю, по-честному лопухнулся. А ведь клялся: отныне только 18-го… Склероз сосудов головного мозга…

          • Владимир:

            Ну столетие-то ведь действительно было 12-го. :)) Точнее все согласились его таковым считать. Поэтому ничего страшного. А день ВВС СССР как раз сегодня. Видите, сколько путаницы натворили новые власти с сознательными дуплетами привычных всем праздников. Ну да ничего, им нас не запутать.

  5. DGN:

    идея попадания по площадной цели мне лично кажется на данный момент неактуальной. вот возьмем аэродром и бросим в него скажем 250кг бомбу. примерно в 2/3 случаев ущерба не будет вообще никакого, так солдат послать ямку засыпать и краску на травке обновить. от этой одной трети основной ущерб будет локальным, и только процентов 5 бомб приведут к выходу из строя аэродрома как боевой единицы…

    При этом, достаточно отдать 10кг из 250, чтобы бомба обзавелась небольшими управляемыми поверхностями и телеголовкой наведения. после чего можно уже после ее сброса, выбрать точку попадания с точностью до единиц метров… после чего, вероятность нанесения реального УЩЕРБА, а не просто большого шухера резко возрастает…

    в современном мире неуправляемые боеприпасы нужны разве что Хамасу и им подобным…

    • master:

      Площадные цели бывают разными. И бомбы, кстати, тоже. Целью может быть база амерских подлодок Холи Лох в Шотландии. Или какой-нибудь учебный центр Бундесвера. А бомба может быть объёмного взрыва, что эквивалентно ядерному боеприпасу в пару килотонн. Может быть ядерной. Наконец — почему бы ей не быть управляемой?

      В аэродром же надо бросать не обну бомбу, а, скажем, 16. Тогда несколько попадут в зону стоянки аэропланов, а что-то, может быть, перепадёт скалду вооружения, заправочному узлу, сооружениям и агрегатам управления полётами…

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*