Skip to content
 

День Военно-морского флота. Поздравляю!

Сторожевой корабль «Сообразительный»:

СКР «Сообразительный»

Сегодня мы с этим праздником сделаем вот что.

Есть у нас такой Лёша Царьков – автор статей про современный российский флот. Он ездит по мероприятиям, в частности, съездил на Международный военно-морской салон в Питере – МВМС-2011. Сделал статью про МВМС для журнала «Оружие», она выйдет в сентябрьском номере. Лёша нафотографировал там жуткое число кадров и разрешил мне воспользоваться теми, что не вошли в статью.

Конечно, я вам не скажу за всю Одессу. То есть весь салон я не покажу. Но, надеюсь, и те два-три десятка фото, которые я собираюсь показать, доставят удовольствие любителям этого дела.

Слов много писать не буду, не тот жанр.

На заставке – сторожевой корабль «Сообразительный». Это второй СКР проекта 20380, и он считается первым серийным. Его предшественник, именем «Стерегущий», считается не то опытным, не то предсерийным. Главное отличие серийного от предсерийного – на нём отказались от ЗРАК – ракетно-артиллерийского зенитного комплекса, где стволы совмещены с контейнерами ЗУР. Комплекс тот назывался «Кортик», вот он на «Стерегущем», сфотографированном тем же Лёшей Царьковым на том же Салоне два года назад:

Правда, ракетные контейнеры сняты, а пушки зачехлены. Должно быть, от вражьих глаз.

Эксплуатация ЗРАКов показала, что красивая идея – один комплекс наведения, ракеты защищают зону радиусом 8 км, и пушки бьют тех, кто прорвался, начиная с 1,5 км, – эта идея на самом деле не очень хороша. Малокалиберную скорострельную артиллерию и ракеты ближнего действия решили разнести, и на втором корабле проекта, то есть на нашем «Сообразительном», поставили установки вертикального пуска ЗРК «Редут»:

Давайте уж до кучи покажу 100-мм палубно-башенную установку корабля, как сейчас говорят, выполненную с учётом требований технологии «стелс»:

Корабли проекта 20380 называются ещё корветами ближней морской зоны. Однако ж дальность плавания у них отнюдь не ближняя: 4000 миль (больше 7000 км) 14-узловым экономическим ходом. Броненосец «Наварин» считался достаточно дальним, чтобы послать его в полукругосветку до острова Цусима, имея дальность 3060 миль…

А вот сторожевик более крупный, относимый к кораблям класса фрегат; ещё слышал вариант – корвет дальней морской зоны. Как у нас стали любить звонкие слова… СКР «Ярослав Мудрый»:

Этот был звездой прошлого Салона, его тогда только-только передали флоту.

Вот ещё один симпатичный пароход, малый артиллерийский корабль (МАК) «Волгодонск»:

Проект разработан специально для Каспийской флотилии. Это старая традиция, ещё с царских времён: строить для Каспия специальные небольшие артиллерийские корабли. Вспоминаются «специальные каспийские» канонерские лодки «Ардаган» и «Карс», на которых часть орудий была установлена ещё в казематах…

Это «Ардаган». Не подумайте, что его тоже сфотографировал Лёша Царьков 

Так вот, «Волгодонск». Кораблик маленький, но:

100-мм пушка, 40-ствольная установка для реактивных снарядов «Град-М» – это для работы по целям на земле. Хотя пушка, может быть, и универсальная.

Две 30-миллиметровые автоматические зенитные пушки с вращающимся блоком из шести стволов, ЗРК ближнего действия «Гибка» – для работы по воздушным целям.

Два 14,5-м пулемёта – для работы по чему хошь. Хоть по сомалийским пиратам. Хоть по каспийским браконьерам.

Неплохо для кораблика стандартным водоизмещением 500 тонн, да?

Особо новое здесь – ЗРК 3М-47 «Гибка». Это система новейшая. Доподлинно мне известно, что такими оснащены сейчас лишь три корабля – наш герой, однотипный с ним, первый в серии МАК «Астрахань» и огромный по сравнению с МАКами БПК (большой противолодочный корабль) «Вице-адмирал Кулаков».

«Гибка» – это стойка с электронно-оптической системой наведения и контейнерами с ракетами, их может быть четыре или восемь, а также аппаратура отображения. «Гибка» стреляет хорошо известными ракетами «Игла». Дальность визуального обнаружения самолёта – оператор смотрит на экран – 12–15 км, крылатой ракеты – 8 км.

Очень важно и очень хорошо то, что комплекс может работать не только автономно, но и с получением целеуказания от стандартных корабельных РЛС.

А вот противодиверсионный катер П-104 проекта 21980 – первый отечественный противодиверсионный корабль специальной постройки. Я и не догадывался, что может существовать ещё и такой класс кораблей…

Но кораблик симпатичный, да? Он и сам по себе напоминает этакого крепенького спецназовца.

А вот 14,5-мм пулемёт на баке этого катера:

Можно ещё так показать:

А вот тот же пулемёт, но уже на баке пограничного сторожевого катера проекта 12200 (шифр проекта «Соболь»):

Это очень модный пулемёт, вот он опять на пограничном катере, но уже 12150 (шифр «Мангуст»), и уже не на баке, а ближе к юту:

А вот и сам этот катер:

У вас ещё не закружилась голова от этой круговерти из одного пулемёта и многих катеров? По-моему, хватит; тем более что пулемёт всё же не самое морское оружие.

А какое оружие самое морское?

Ответ прост и неоспорим: торпеда.

Универсальная электрическая телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭ-2:

Очень серьёзное оружие, я бы сказал, венец торпедостроения.

Два дальностно-скоростных режима: 15 км при 45 узлах или 25 км при 32 узлах; электрическая – значит, бесследная. Несёт 250 кг взрывчатки.

Но не это главное.

Главное – система наведения.

Торпеда может управляться с носителя, это и есть телеуправление, и тогда на неё ставится катушка, которую мы видим на снимке. Но может наводиться и автономно, акустической головкой самонаведения. Причём у ГСН тоже два режима: активный для работы по надводным целям и активно-пассивный – по подводным. Но и этого мало! Акустическая ГСН комплексируется с системой наведения по кильаватерному следу. И взрыватель электромагнитный, то есть дистанционный, прямое попадание необязательно.

Короче, кранты неприятелю.

Торпедой можно стрелять и с надводных кораблей, и с подводных лодок; равным образом и те, и другие могут быть целями. Вводить данные в торпеду можно механическим способом, то есть используя старые типы торпедных аппаратов и систем управления стрельбой, и электрически, по кабелю, то есть используя новые ТА и СУ.

Правда, «венец» у торпедостроения не один, они разные по разным направлениям оного строения.

Между прочим, количество стран, в которых умеют делать торпеды, меньше, чем стран, обладающих ядерным оружием…

Малогабаритная тепловая торпеда – МТТ.

Калибр 324 мм, классический для такого класса торпед во всём мире. Длина 3,2 м, вес 390 кг (вспомните об этом, когда будете читать цифру дальности) Силовая установка – поршневой двигатель на унитарном топливе (не требует возить с собой кислород в баллоне), движитель – водомёт. Боевая часть весом 60 кг, дальность до 20 (!) км на 30 узлах. Но есть ещё 50-узловой режим – для целей поближе. Акустическое самонаведение, дальность реагирования ГСН до 2,5 км при глубине более 200 м и 1,2 км – если менее.

Очень хорошая торпеда.

Используется МТТ в составе комплекса «Пакет». А ещё в этом комплексе используется то, чего нет ни у кого в мире – противоторпеда!

То есть торпеда, сбивающая торпеды. Называется – М-15.

Вот она с носа,

а вот с хвоста:

М-15 – реактивная торпеда с акустическим самонаведением. Калибр, естественно, тот же: 324 мм. Вес 400 кг, боевая часть 80 кг, скорость 50 узлов, глубина хода до 800 м, эффективная дальность 100¬–800 м.

Данные о цели поступают от гидроакустической станции комплекса «Пакет», причём она цель не только обнаруживает, но и классифицирует его вычислитель определяет параметры движения цели, передаёт, что надо, в торпеду и выдаёт команду на пуск. Всё это может происходить полностью автоматически, а может автоматизировано, то есть с участием человека. Результат: вероятность поражения вражеской торпедой уменьшается в 3,5 раза.

Приятно сообщить, что «Пакет» состоит на вооружении. Например, им оснащён СКР «Сообразительный» –¬ тот, что на заставке.

Кстати, на последнем снимке рядом с М-15 возлежит корректируемая авиационная бомба КАБ-500Кр с телевизионной головкой самонаведения.

Ладно, хватит о торпедах. Давайте теперь о ракетах.

Довольно значительный ажиотаж произошёл в СМИ по поводу контейнерного варианта ракетного комплекса «Клаб» (или, если хотите, «Клуб»). В общем, это понятно, так как это была премьера – на МВМС-2011 показали полностью собранный комплекс, готовый к импытаниям.

О контейнерном исполнении систем вооружения говорят давно, но до такой степени реализации дошло, по-видимому, только у нас.. Контейнер – это модуль, в котором собрано всё необходимое для повседневной эксплуатации и боевого применения комплекса. Точнее, почти всё: ему нужно целеуказание. Получив таковое, модуль боевого управления (он, естественно, находится в контецйнере) рассчитывает данные для стрельбы и вводит полётное задание в бортовую систему ракеты. Проводит всю предстартовую подготовку и осуществляет пуск.

Прелесть в том, что это стандартный морской контейнер, он может быть поставлен не только на боевой корабль, но и на любое грузовое судно, а также на железнодорожную платформу или автомобильный прицеп – ж/д и автомобильный транспорт уже давным-давно приспособлены для перевозки морских контейнеров.

Комплексы сделан в двух модификациях. Одна из них, для стрельбы ракетами 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ, «упакована» в 40-футовый контейнер. Вот она:

Противокорабельная ракета 3М-54ТЭ1 имеет дальность до 300 км, скорость полёта дозвуковая. БЧ 450 кг, это очень много. Так, у французской ПКР «Экзосет», классики жанра, которой, кстати, потоплено и повреждено несколько британских кораблей в Фолклендской войне, так вот, у «Экзосета» БЧ весит 165 кг.

Это классическая крылатая ракета: стартовый твёрдотопливный ускоритель, маршевый турбореактивный двигатель, складывающееся прямое крыло размахом 3,1 м. Крыло раскрывается, а воздухозаборник ТРД выдвигается, когда ускоритель, отработав, сбрасывается.

В процессе долгого полёта к цели ракета управляется инерциальной системой. Летит на высоте 15–20 м, используя данные о местонахождении цели, содержащиеся в полётном задании. За 30-40 км до цели (в полётном задании написано, когда наступит этот момент) ракета делает «горку» и включает активную радиолокационную головку самонаведения типа АРГС-54 – с высоты «горки» ГСН уверенно захватывает цель, тем более, что она «знает», где её искать.
Кстати, АРГС-54 была представлена на Салоне, вот она:

Дальность действия АРГС-54 – 65 км, и ей не помеха 6-балльное волнение моря. Сис\тема управления позволяет выбирать направление, с которого ракета зайдёт на цель. Это, кстати, значит, что при залповом пуске ракеты могут заходить с разных направлений. Да ещё на подходе к цели они выполняют зигзагообразный манёвр – вот поди сбей…

У 3М-54ТЭ (без единицы в конце) дальность поменьше – 220 км, и БЧ полегче – 200 кг. Но зато она имеет третью ступень, так называемую боевую, которая за 20 км до цели разгоняется до скорости, равной трём звуковым. Да ещё снижается до 10 м. Так ей становится ненужным противоракетный манёвр.

…У нас принято, говоря о сложном оружии типа торпед или ракет, оперировать и обозначениями, и, соответственно, характеристиками экспортных вариантов. Это вполне касается и обсуждаемых 3М-54. А говорю я это потому, что зачастую характеристики экспортных версий намеренно занижаются. То есть некоторые параметры «родных», для себя сделанных ракет лучше параметров экспортных образцов. В частности, это касается дальности ракет ПКР семейства 3М-54.
3М-14ТЭ – модификация для стрельбы по наземным целям. ТТХ аналогичны ракете 3М-54ТЭ1.

Пора возвращаться на Салон.

Я говорил, что были две модификации «Клаба». Вторая – в 20-футовом контейнере:

В этой модификации использованы ПКР типа Х-35Э. Такая ракета лежала и отдельно, помимо контейнеров:

Ну, вернее, не совсем такая. Точное название этой – Х-35УЭ. Вот она с хвоста:

Х-35УЭ – модернизация Х-35Э с дальностью, доведённой до 260 км. К инерциальной системе наведения и радиолокационной ГСН добавили спутниковую навигацию. ГСН стала не просто активной, а активно-пассивной, дальность захвата возросла с 20 до 50 км.

Всё остальное – как у базовой модификации.

Складывающееся крестообразное крыло небольшого размаха. Боевая часть весом 145 кг. Стартовый твердотопливный и маршевый турбореактивный двигатели. Скорость полёта дозвуковая.

Х-35 летит не так, как Х-54. Основная часть полёта проходит на высоте 10–15 м, после захвата цели – на высоте 3–5 м. Так труднее сбить, и гарантированно попадёшь в борт.

Пора заканчивать с ракетами. У меня ещё две темы, а времени сейчас… ох, сколько уже времени…

Закончим скоростной авиационной ПКР Х-31АД:

Изюминка – применение комбинированного прямоточного воздушно-реактивного двигателя – ПВРД. Мы впервые в мире смогли поставить такой на серийную авиационную ракету. Смысл – он позволяет поддерживать высокую скорость на всей траектории полёта. У ракет семейства Х-31 этот максимальная скорость соответствует числу М = 3,1. Три звука. А средняя – 600–700 м/с, то есть М = 2 плюс-минус немного.

Начиналось семейство с противорадиолокационной ракеты. Вариант с литерой «А» – противокорабельный, с активной РЛ ГСН. В «АД» добавили инерциальную систему, довели вес БЧ до 110 кг, а дальность пуска – до 160 км.

Всё, с ракетами покончили.

Следующая тема… несколько странная.

Объединённая строительная корпорация устроила конкурс «Строим флот сильной страны». Конкурс промышленного дизайна в кораблестроении. Там 10 номинаций, среди них, например:

– дизайн дверей кают надводных и подводных кораблей;

– дизайн и комплексное решение систем освещения внутреннего рабочего пространства подводной лодки и надводного корабля.

Ну, это ладно. Тут я могу ещё представить себе практическую ценность проектов. Но та номинация, победители в которой удостоились представительства на Салоне… Простите, по-моему, ни в какие ворота:

Внешний футуристический облик корабля – корвета ближней морской зоны – с контейнерным размещением вооружения и военной техники в однокорпусном, катамаранном или многокорпусном исполнении.

Что понимают дизайнеры в корветах ближней зоны, пусть даже они промышленные дизайнеры? И почему обязательно «футуристический»?!

Не буду я разжёвывать своё удивление, думаю, оно вам и так понятно. И комментировать работы победителей не буду, потому что сам ни фига не понимаю. Впрочем, догадываюсь: там и понимать-то нечего.

Я вам просто покажу несколько фотографий.

Вот этот ещё не очень футуристический:

Это его корма крупным планом:

Ну, вообще-то, повторю, не чрезмерно футуристично. Другое дело – а что там проработано? Что в нём есть, в этом макете, кроме красоты линий, если это продукция не кораблестроительного КБ, даже не судомодельного кружка с профессиональным преподавателем, а некоей дизайн-студией, которая до этого занималась, скажем, художественным оформлением утюгов и холодильников? Да хоть бы автомобилей и электровозов!

Нет, не понимаю.

Ладно, вот ещё парочка проектов. Вот уж тут полёт мысли действительно смелый.

Вот такой:

Тримаран, есить твои копалки… А вот он же с носа:

Но есть ещё круче. Назовём его «несимметричный катамаран»:

Вид сзади:

А не крупноват он для ближней морской зоны? Вон, вертолётик-то какой маленький… вот взгляните поближе:

А ведь это, не иначе, Ка-29, а он-то большой. Вот он, кстати, на Салоне:

Вот, как раз, давайте возвращаться к реальности. Последняя тема – представительство западных держав на пятом Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.

Из «всех флагов» в этот раз были немцы, голландцы и американцы. Все три флота прислали к нам фрегаты.

Германцы пришли на «Гамбурге», бортовой номер F220:

Если посмотреть с кормы, то видно, что фрегат рассчитан на постоянное базирование двух вертолётов:

Голландцы, в своё время научившие Петра I строить корабли, показали F831 «Ван Амстел»:

Смотрите, как мило сидит на нём вертолётик:

Впрочем, с вертолётиком история тёмная. Нечистая история с вертолётиком, мутная…

По штату фрегатам типа «Карел Доорман», к каковым относится и наш «Ван Амстел», положено иметь один довольно крупный и приемлемо современный англо-французский вертолёт «Си Линкс». А то, что мы видим, это, знаете ли, не «Линкс». Это, по-моему, «Алуэтт» III.

А это совсем другое дело! «Алуэтт» III – вертолёт хороший, но маленький и старый: его выпуск начался аж в 1959 году, а закончился на родине машины, во Франции, в 1983-м.

Правда, его строили по лицензии в нескольких странах – но не в Нидерландах.

В общем, не понимаю. Может, я ошибся? Если кто знает лучше, подскажите, а? Даю ещё одну фотографию с Салона, совсем крупно:

Наконец, фрегат ВМС США FFG52 «Карр»:

Тоже ангар на два вертолёта, а на крыше – знаменитый 20-мм зенитно-артиллерийский комплекс «Вулкан-Фаланкс» со скорострельностью 3600 выстр./мин. Насколько я знаю, родоначальник малокалиберных корабельных зенитных автоматов с вращающимся блоком стволов, сделанный на базе не менее знаменитой шестиствольной авиационной пушки М-61 «Вулкан», дающей вообще 6000 выстр./мин. Сейчас эти цифры уже не являются предельными, но когда «Вулкан» был принят на вооружение – а это 1956 год! – это было круто…

Нашему Лёше фрегат явно понравился, он, видимо, немало походил около него. Вот вид сзади, «Вулкан-Фаланкс» виден ещё лучше:

Вот у борта, с видом на какое-то артиллерийское устройство, которое мне непонятно:

А может, оно не артиллерийское? Опять прошу помощи экспертов.

И, наконец, завершающий снимок: бравые американские парни, совсем как в Голливуде:

Всё. Вот вам напоследок корма «Сообразительного»:

СКР «Сообразительный»

Это я мастерски закруглил рассказ, ибо мы начинали с «Сообразительного».

***

Никогда ещё я не вставлял в пост столько фотографий. И, надеюсь, никогда больше не буду вставлять. Потому что это я только закончил текст, а теперь надо делать всю техническую работу – от обрезки фото до кликабельных картинок. А уже рассвело, а число уже 31-е…

Тем, кто дочитал: ещё раз поздравляю с Днём ВМФ!

20 комментариев

  1. Всегда мучил вопрос, а современные корабли сейчас также бронируют как и раньше?
    Их вообще бронируют? Или меч победил щит окончательно?

  2. master:

    Насколько я знаю, совсем не бронируют. Ну, за исключением разных там катеров для действий против наркомафии на южноамериканских реках :)

    А зря. Сверхзвуковых противокорабельных ракет, кроме нас, ни у кого до сих пор нет, а дозауковая не пробъёт и среднюю броню. Кинетически, я имею в виду. А сделаешь кумулятивную — совсем не тот эффект воздействия на корабль, это ведь не крохотный танк.

    Так что дюймов пять брони — и «Гарпун» уже почти не опасен… А только это невозможно, всё забирает электроника, да и ракеты погабаритнее снарядов будут… Не остаётся водоизмещения на броню.

    • Ну если 165кило взрывчатки рванут на броне то тут может броня и выдержит, а переборки на которых держится броня? На сколько энергия взрыва сопоставима с кинетической энергией снаряда?

      >>всё забирает электроника, да и ракеты погабаритнее снарядов будут
      За то для ракет не нужны тяжеловесные пушки, да и эффективность ракет позволяет иметь их в меньшем количестве чем снарядов, нет?
      Да и про тяжеловесную электронику мне, сидя за современным PC, странно слышать :-).
      Владимир, на сколько я помню, вы глубоко в теме электроники, вы можете мне объяснить почему на корабле она такая некомпактная и тяжёлая что аж забирает существенную часть водоизмещения, это ведь сотни тонн?

    • И ещё вопрос. В какой момент и почему их перестали бронировать?

  3. Понравился материал, Спасибо автору!
    Прочитал насчёт брони, на этом блоге поднимался вопрос брони (а не на прошлогодний ли праздник ВМФ?). Был француз, который предлагал делать модульные корабли в виде танкеров, то есть внутри танка полезная нагрузка, сам корпус куча труб или сот, броня только по верхней части на прикрытии танков (или модулей вернее) под углом 45 градусов как раз против ракет атакующих сверху. Проект довольно дёшев получился, а главное многофункционален.

    • master:

      С модульными кораблями тема модная и, м.б., перспективная. Тем смешнее, кстати, эти «промышленные дизайны».
      Всё думаю, стоят они того, чтобы писать здоровенный пост с разъяснением хотя бы малой толики тех проблем, которые должен решать кораблестроитель при эскизном даже проектировании корабля. Даже раньше, на этапе техпредложения или аванпроекта.

    • master:

      Вот ты меня поймёшь. Сел за комп в субботу в 16 час, встал в воскресенье (31-го) в 10 час. 18 часов за компьютером. Результаты. Здесь — пост на 42 картинки. На Ганмене пост в 14 картинок, но сравнительно больше текста. И пару анонсов — на Бэдньюз и BOHN, со ссывлками на Ганмен и на Бвану.
      Но, блин, 18 часов не вставая! даже ужин ел за экраном.

  4. Константин:

    На американском кораблике пулемет с защитой стрелка, а на нашем — нет. (Наблюдал такое неоднократно)
    А что? Железный лист денег стоит. А матросиков русская баба нарожает сколько хочешь и при том бесплатно.

    • Интересно, на сколько эффективен этот стальной лист в качестве защиты пулемётчика допустим против вертолётной ракеты или пушки (тут конечно надо знать против кого должен использоваться этот пулемёт, вряд ли он предназначен для уничтожения волн пехоты :-) )?
      Также интересно как сильно тяжеленный лист стали прикрученный к самому пулемёту влияет на скорость наводки пулемёта? Может оперативность наводки влияет лучше на безопасность пулемётчика чем пластина?

      Константин, мне кажется с этим стальным листом всё не так однозначно как вы написали. Подозреваю что он нужен больше для психологического спокойствия стрелка.

      • master:

        Моё мнение такое.
        Из пулемёта теперь даже по вертолёту не стреляют. Ну, если уж совсем кранты. Или если вертолёт не боевой, а нарокбаронский :)
        Все наши катера, на которых здесь стоят неприкрытые пулемёты, это патрульные, а первый даже противо… какой там? противотеррористический? А, противодиверсионный. То есть они явно предназначены для стрельбы по гадам, палящим из лёгкого оружия.
        На американских фрегатах пулемёты не ставились уже во Вторую мировую. И вот это непонятное приспособление, которое я назвал артиллерийским устройством, оно тоже нештатное, зуб даю. Могу предположить, что «Карр» зашёл к нам после дежурства в Атлантике — типа, по пути. А в Атлантике — сомалийские пираты. Вот и могли на «Карра» под это дело пулемёт поставить. И это… устройство, которое может оказаться, например…
        Не поленился, полез и нашёл. Это корабельная установка МК-38 на базе 25-мм автоматической пушки «Бушмастер», в основном применяемой на сухопутной технике.

        Так вот, пулемёт, малокалиберная пушка с сильно ограниченной зоной обстрела… Да ещё при то, что на корабле очень даже удачно расположился «Вулкан-Фаланкс», призванием которого является борьба с ПКРами и прочей опасной низколетящей дрянью… Думаю, это и есть противодиверсионное оружие, в актуальном прочтении — противосомалийскопиратное. А также противонаркобаронное. То есть цели те же, что у наших катеров.
        А цели эти, как мы уже установили, стреляют со своих лодок и вертолётов из лёгкого оружия. То есть в данном случае щиты нужны.
        Вот такой мой вывод.
        …А зуб я зря давал. Попутно выяснил, что на американских же крейсерах типа «Тикондерога» два «Бушмастера» и два-четыре 12,7-мм пулемёта входят в состав вооружения. Наверное, теперь ставят, учитывая реалии многополярного мира.

        • Разбили все мои аргументы :-)

          Тогда мне не понятно почему конструкторы пренебрегли защитой существенно снизив боевые качества судна.

        • DGN:

          так почему-бы не укрыть броней этого морячка в наушниках? Хотя-бы от очереди из АКМ… быть может чтобы он не подпускал к себе на расстояние такой очереди?

          с другой стороны — вот встретилась нам лодка непонятная. предположим радио на ней нет, или есть но переговоры не внушили доверия. мы к ней сами поплывем (шлюпкой) на полтора-два км? или подпустим таки к борту? Если шлюпкой — то точности этих пушек-пулеметов не хватит для поддержки ближнего боя нашего десанта с их боевиками. Если вблизи — очередь с калаша или залп какой-нибудь мухи выведет из строя боевой расчет пулемета.

          • master:

            Если крашеная железяка один раз из десяти не даст пуле попасть в морячка в наушниках, то она себя уже оправдала…

  5. По пунктам:
    Другой ЗРК на «Сообразительном» не потому, что разочаровались в ЗРАК, а потому, что новый ЗРК решает ДРУГИЕ ЗАДАЧИ, а именно — может прикрыть СОЕДИНЕНИЕ кораблей или пункт базирования.

    В Атлантике сомалийских пиратов ПОКА нет — география мешает.

    Столь любовно отснятый пулемёт — КПВ — имеет калибр 14,5 мм, что позволяет просто не подпускать расчётного противника на дистанцию эффективной стрельбы из ЕГО оружия (7,62 мм и меньше). Кроме того, насколько можно судить, на снятых катерах НЕТ систем централизованной наводки этих пулемётов. При этом любые щиты будут мешать как обнаружению целей, так и наведению пулемётов. Щиты же НИКОГДА не были предназначены для защиты от пуль — их назначение противоосколочное. При попадании в противодиверсионный катер чего-то, способного дать такие осколки, вопрос о его выживании не рассматривается;)
    Существуют, и очень давно (КПВ на вооружении уже поболее 60 лет) башенные установки, и с бронёй, и даже необитаемые, под этот пулёмет, и спареные, и счетверённые, но они требуют централизованной наводки, что сразу утяжеляет корабль-носитель в разы.

    • master:

      Про разочарование в ЗРАКах я где-то прочёл; значит, соврали. А может быть, и то, и другое.
      Про сомалийских пиратов — это лично я лопухнулся. Это называется — ради красного словца…
      А вот насчёт пулемёта без щита… Это что же, на «Карре» пулемёт с центральной наводкой? И этот его плоский щит — защита от осколков? Это об что же сработает взрыватель снаряда, чтобы щит на самом транце защитил от его осколков? Тогда бы уж сзади надо ставить, а не спереди…

  6. Сергей:

    Ну, щиток там, скорее, психологический… А взрыватель сработает об окрестные конструкции корабля.

    • master:

      Вот я и говорю, что щит надо ставить не спереди пулемёта, а сзади. То есть, если пулемёт направлен в корму, то щит должен быть в нос от него. Конструкции-то начинаются там.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*