Skip to content
 

И снова здравствуйте

Опять Роскосмос объявил конкурс. На этот раз – на создание ракеты-носителя, которая понесёт нас на Луну.

Что тут скажешь? Я, как известно, большой сторонник всяких высоких дел, и в одну из первых очередей – освоения космоса. Я также сторонник конкурсов, в надежде на то, что в жюри сидят компетентные и непредвзятые люди. Вот только я недостаточно доверчив, и память есть. Первая мысль, которая возникла – это ж недавно было…

Правда, касалось не носителя, а корабля, да дело не в этом. Дело в том, что кончилось ничем, даже хуже, чем ничем, простите за каламбур. Я об этом писал почти год назад. Статья была про конкурс на пилотируемый корабль, объявленный в январе 2006 года и быстренько, в течение нескольких месяцев, сошедший на нет.

Боюсь, что нынешний «тендер» ждёт та же судьба.

И потом, вот что интересно. Как сказано в том же сообщении, один из конкурсантов, хруничевская ракета «Ангара», разрабатывается с середины 1990-х годов. Подтверждаю, сам малость участвовал. Никто не хочет спросить: чего ж не разработалась? Это мой первый вопрос, и я в общих чертах представляю себе ответ – как вы понимаете, потому что участвовал. Работа шла урывками: то генподрядчик начисляет нам деньги, и наступает «обострение», то не начисляет, и тогда главный конструктор работу свёрывает, людей ставит на другие задачи – народу-то вечная нехватка, когда такое «импульсное» финансирование. С конца 1990-х я, как помнится, пережил три таких цикла. Причём, заметьте, каждый раз бОльшая часть людей при очередном обострении оказывается новой, потому что старые уже в другое плотно втянулись, и ставят тех, кто в принципе, по квалификации, может и при этом в данный момент занят не выше крыши.

Естественно, ничего путного в таких условиях не получается, каждый раз начинают чуть не с нуля.

Второй вопрос: а почему тогда обходились без конкурса? Что, денег шибко много было в каком-нибудь 2001 году?

Так, в 2005 году я писал статью про перспективу околоземной пилотируемой космонавтики. Это было время, когда вовсю пиарился «Клипер». В той статье в качестве возможных носителей «Клипера» перечислялись аж три проекта: та же «Ангара»; некая «Онега» от РКК «Энергия» — развитие «Союза», с увеличенной массой полезной нагрузки; и «российско-украинский «Зенит» 2» (который не проект, а реальная ракета).

Вот такой был оптимизм. Что сейчас? Где «Ангара», я вроде уже намекнул. Да и сам Роскосмос говорит, что «первый рабочий полёт» ракеты – победительницы конкурса состоится в 2018 году. «Зенит» летает, но теперь его что-то перестали называть «российско-украинским».

«Онега»? Её в начале текущего десятилетия двигали как совместную разработку РКК «Энергия» и самарского ЦСКБ «Прогресс», как новое поколение наследников королёвской «семёрки», замену сегодняшним «Союзам». Может быть, это она стала теперь называться «Русь» — при том, что теперь «Энергия» уже не поминается в числе её разработчиков. Интересно, за это время смогли спроектировать только новое название, или всё ж что-то ещё удалось сделать?

Впрочем, формально ни «Зенит», ни «Онега» не подходят – ведь в сообщении о конкурсе говорится, что требование к грузоподъёмности – минимум 20 тонн на низкую околоземную. У «Зенита» меньше, и вообще надо забыть про «Зениты», потому что Днепропетровск – там они делаются, — я уверен, среди конкурсантов не фигурирует.

Почему не фигурирует днепропетровское КБ «Южное» — понятно. А вот почему в сообщении не видно ни «Энергии», ни ГКНПЦ им. Хруничева – вот это непонятно. Ведь «Энергия» — так сказать, основоположник «союзостроения», а «Хруничев» — разработчик «Ангары»! Ладно, с «Энергией», вероятно, ясно – вместо неё по «Союзам» теперь «Прогресс». А «Хруничев»? Что, значит, та же «Ангара» уже не рассматривается как участник конкурса?

Меня не успокаивает, что две фирмы, названия которых присутствуют в сообщении, даны после присловья «в частности». Ничего себе, частности!

Среди этих двух «в частности» указан миасский Центр имени Макеева. Но он до сих пор был славен лишь твердотопливными ракетами! А твердотопливный носитель тяжелого класса (20 тонн грузопоъёмности – это тяжёлый класс), насколько я знаю, до сих пор не сделал никто. И не собирается. И не нужно это, т.к. жидкие компоненты обладают лучшими энергетическими характеристиками, чем твёрдое топливо. Если вам надо сделать боевую ракету с малым временем подготовки к пуску, тогда, конечно, нужен РДТТ. А если вы делаете носитель, то он должен быть жидкостным. По крайней мере, в наши дни.

Не исключаю, что у макеевцев есть проекты жидкостных ракет, но – только на бумаге! А этого катастрофически мало. И вообще, с какого перепугу надо давать эту работу тем, кто никогда подобных дел не делал, если те, кто умеет, возятся со своими проектами уже больше десятилетия, и всё равно всё, что могут обещать – 2018 год?!

Ну, очень странно…

Могу объяснить для себя, почему не упомянута РКК «Энергия». Она по горло загружена изготовлением кораблей для программы Международной космической станции, каковая будет жить ещё годы и годы, дай ей Бог здоровья. Строить новое производство? На это у Роскосмоса денег и без кризиса не хватит. Да и место в городе Королёве где взять?

Вот «Прогресс» — это да. Там умеют — во всяком случае, умели, — делать самые большие ракеты – это ведь там строили сверхтяжёлую «Энергию» с диаметром ступеней около 8 метров. Хотя неизвестно (широкой публике), что сейчас осталось от тех технологических линий. Да и не идёт речь о сверхтяжёлом классе.

Там же, на «Прогессе», делают и «Союзы». Однако «Союз» с его диаметром 3 м – ракета среднего класса. У сегодняшних серийных «Союзов» грузоподъёмность порядка 7 тонн – а нужно-то 20! Даже те модернизации, о которых так много говорилось, зацеливались под «Клипер», а это 14 тонн. Я, конечно, не всё понимаю, но сомнительно мне, чтобы можно было домодернизировать носитель с 7 тонн до 20. Это какая-то каша из топора получатся…

Всё же самое странное, если окажется, что «Хруничев» в конкурсе действительно не участвует. Единственная фирма в стране, которая сейчас делает ракеты именно тяжёлого класса, пусть и не допускаемые по требованиям безопасности к выведению людей. Но зато на ней есть реально функционирующие линии для изготовления ступеней диаметром до 4,1 м – а вряд ли тяжёлый носитель целесообразно делать значительно более тонким. Ну и, опять же, «Ангара», хруничевский проект, на который уже потрачена уйма денег, времени и сил…

Так что ж происходит? Непонятно.

Теперь о корабле. Из сообщения следует, что на него опять объявлен конкурс. Жаль, подробностей нет, надо будет проследить. Зато сказано, что допускаются и иностранные компании. Неужели закажем наследника «Союзов» на стороне? Не верится. Но тогда – о чём речь? Мы уже собирались однажды кооперироваться с Европой, что получилось, известно, а если подзабылось, то посмотрите здесь и здесь. Впрочем, о том, что с Европой мы по кораблю расплевались ещё в 2006-м, сказано и в самом обсуждаемом сообщении. Зато в моих ссылках можно чуть-чуть посмотреть, что такое лунный корабль, чем он отличается от того, что есть сейчас реального у нас и у Европы.

В общем, опять от этих сообщений мутное чувство остаётся. При социализме нам вообще не говорили, что собираются делать – секретно! Сейчас скорее наоборот: наговорят сорок бочек арестантов, а малость подумаешь, вспомнишь то да сё, – и получается примерно то же, что «в девять раз более сногсшибательный объём» (если кто не знает, это из рекламы туши для ресниц).

Ладно. Результаты конкурса по ракете обещают сообщить 25 марта, а по кораблю – в мае. Недолго ждать осталось.

*

Ссылки непосредственно по посту:

На чём будем летать в космос через десять лет?

Просто помечтать, или кто кого обманет?

Прошло 30 лет, и нам опять хочется на Луну

Кто кого обманет, вторая серия

Близко к теме:

Трудности и надежды космического каботажа

Вообще касательно космоса:

В 90-е годы мы тоже создавали новую космическую технику

Полетел шестой турист, и вообще всё в порядке

Ракета на заднем дворе

«Буран». Состязание проектов

Совсем косвенно:

Три романтики Байконура

Между застоем и стабильностью. Из истории одного КБ

Враг не пройдёт, или «проверено, мин есть!»

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*