Skip to content
 

Кто кого обманет, вторая серия

Ну вот, посмотрите. Не прошло и месяца с того прекрасного момента, как Европа пригласила нас совместно покорять Луну, как США сделали ей аналогичное предложение, но уже относительно Марса.

Явно я не ошибся, назвав свою статью, на которую указывает первая ссылка, «Просто помечтать, или кто кого обманет?». Вот и американцы вступили. Интересно, что здесь для них важнее: умножить возможности марсианской программы европейским потенциалом или, как всегда, ограничить возможности российских программ, не допустив их до потенциала европейской космической отрасли? Или просто заблокировать одно из направлений российско-европейского сотрудничества, тем более, в высокотехнологичной сфере? Ведь ясно же, что ЕКА (Европейское космическое агентство) не будет кооперироваться по околозему и Луне с нами, а по Марсу – с НАСА.

Впрочем, в информации rian.ru одна из очевидных причин указана прямо: «НАСА рассчитывает, что ЕКА удастся создать пилотируемый корабль к 2010 году, что позволит американцам не зависеть от российской стороны в вопросе доставки астронавтов к МКС». Там же написано, что, по оценкам «Арианспейс», на переделку ATV в пилотируемый вариант «потребуется 3–4,5 млрд долларов».

Даже сама схема сообщения на rian.ru прозрачно указывает на смысл происходящего.

  • Первый абзац. Возвышенные слова о совместном покорении Красной планеты. Как бы пролог.
  • Второй абзац. Директор НАСА гладит европейцев по шёрстке и несколько подзуживает, говоря о «маленьком шажке».
  • Третий абзац. Недвусмысленное объяснение, что нужно Штатам: нужно обойтись в космосе без российских «Союзов».
  • Четвёртый абзац. Недвусмысленное объяснение, что нужно Европе: $4,5 млрд за 2–3 года. Точнее, конечно, не все 4,5, но значительную часть их, т.к. в космическом евробюджете явно таких денег на одну-единственную программу не найдётся.
  • Пятый абзац. Опять возвышенные слова. Как бы заключение.
  • Шестой, и последний, абзац. Франция отвечает Штатам взаимностью и обещает «похлопотать» в Евросоюзе. Это можно назвать пост скриптум.

Но тема «кто кого обманет» не исчёрпывается американо-российским направлением. Потому что мне, например, мало верится, что ЕКА действительно сможет «создать пилотируемый корабль на базе космического грузовика «Жюль Верн». Штатам нужно, чтоб он полетел в 2010-м; Филипп Бертеротье говорит лишь о том, что он уверен, что это можно сделать «довольно быстро».

Похвальная осторожность. Если б всё было так просто, то чего бы это сами американцы так долго возились со своим «Орионом», который отнюдь не является «прорывом в неизведанное», так как делается на старых «аполлоновских» принципах. Обратите внимание: его первый беспилотный полёт назначен на август нынешнего года (во всяком случае, так считалось в прошлом году); а первый пилотируемый полёт – на 2014 год. Шесть лет между первым беспилотным и первым пилотируемым! И ведь «Орион» изначально делается обитаемым, а ATV проектировался как грузовой и таковым и является. Обитаемый – это же система жизнеобеспечения, система аварийного спасения, может быть, другие требования по траекториям выведения и спуска, и уж точно другие требования по надёжности… Да мало ли что ещё!

Так что далеко не факт, что европейская поддержка спасёт НАСА от необходимости платить России за пассажирские операции в ближнем космосе; тем более что европейцы ничего конкретно и не пообещали. Впрочем, американцы тоже ещё не пообещали спонсировать превращение «Жюля Верна» в пилотируемый корабль.

В общем, Марс Марсом, а реальные-то проблемы пока сосредоточены на небольшом удалении от Земли. Нынешнее их обострение, о котором, собственно, эта заметка, связано с грядущим уходом на покой шаттлов. Прошлое имело место во время 2,5-летнего моратория на полёты шаттлов из-за катастрофы «Колумбии». Они имеют кое-какие сходные черты, а о ситуации в ближнем космосе во время моратория я тогда писал. Поэтому я, пожалуй, размещу в рубрике «Техника» статью 2005 года для «Спецназа России» – с приличествующими изъятиями и добавлениями.

Кстати говоря, в этой статье пунктирно упомянута целая череда нереализованных американских проектов пилотируемых космических аппаратов, разрабатывавшихся как замена шаттлов или дополнение к ним. И на их примере можно видеть, насколько непростое это дело – создание корабля для летания человека в космосе. Как много начатого и брошенного… Я не желаю такой судьбы европейской пилотируемой капсуле на основе ATV, но повторяю: предстоит не модернизация, а реконструкция корабля, и такая работа не может быть ни простой, ни быстрой.

Я бы на месте американцев не закладывался на пилотируемый ATV…

Добавить в MemoriЗабобрить эту страницу!Добавить в news2.ru

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*