Skip to content
 

Храм Воскресения Христова (Заграница-2010. Отчёт № 10)

Отчёты № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Храм Воскресения Христова

Совсем я забросил отчёты о поездке в Израиль в прошлом году. А ведь там ещё много осталось, не было ещё моря, дорог, и, главное, морского музея. И это при том, что на днях я собираюсь в следующий тур… Но, поверьте, действительно в последние месяцы не было времени на заметки нейтрально-культурного толка. Успевал только шлёпать небольшие, остроактуальные.

Зато теперь можно сделать пост, соответствующий дате.

Вообще-то я нарушаю собственный план изложения Заграницы-2010. По логике, после видов Иерусалима с горы надо было дать фото Старого города, снаружи и изнутри. А потом давать в порядке проведения экскурсии: Иерусалим христианский, Стена Плача, потом… Впрочем, «потом» уже не было. Экскурсия называется «Иерусалим, город трёх религий», но в те дни исламская часть была для туристов закрыта, во всяком случае, для неисламских туристов. Там ещё не утихли раздоры по поводу введения в строй знаменитой синагоги, которая оказалась выше знаменитого минарета, что, по какому-то старинному правилу, не допускается.

Я не знаю, кстати, утихли ли ни на данный момент; как бы то ни было, об этом – в другой раз.

А сейчас, памятуя, что яичко дорого ко Христову дню, я покажу вам мои фото из Иерусалимского Храма Воскресения Христова, более известного под именем Храма Гроба Господня.

Сразу попрошу верующих на меня не обижаться. Честное слово, я уважаю их убеждения. Но ведь – свобода совести, да? Я не могу, как очень многие сейчас, сказать, что я православный. Считаю, что к таким вещам надо относиться серьёзно. Для того, чтобы называть себя православным христианином, мало креститься на бегу на купола церкви, стоять в очереди за святой водой и раз в год ставить свечки за помин усопших родственников. Я считаю, что религия начинается с философско-догматических основ, следующий слой – канонические книги, потом – жизнь, насколько возможно, по заповедям, и лишь потом – обрядовость. А сейчас многие, именующие себя православными, не могут не только назвать имена четырёх евангелистов, писания коих вошли в Новый завет, но и не перескажут 10 заповедей, пусть даже своими словами. Про символ веры я уж и не говорю…

Впрочем, это тоже можно назвать занудством; как хотите, это моё мнение. Поскольку мне не всё понятно в философских и догматических основах христианства, я не называю себя христианином. Вот то, что я человек православной культуры, – это точно. Но это, конечно, совсем другое дело.

Я готов, если это интересно аудитории, подробно говорить на эти темы. Но, понятно, не в этот раз. Сегодня мы просто смотрим фото Храма.

***

Как-то так получилось, что я не удосужился снять общий вид – абсолютная глупость. Впрочем, глупость это большая, а беда – небольшая. Если вы читаете блог, то вы в Интернете. А если вы в Интернете, то найдёте тысячи изображений Храма самого лучшего качества. Но всё равно – прошу меня извинить.

В начале я поставил фото, которое призвано заменить общий вид – это левый передний угол двора с входом в Храм.

Тот Храм, который мы можем видеть, появился, конечно, не сразу после Воскресения Христа. Сначала была Пещера Гроба Господня, и ей поклонялись. За строительство собственно первой церкви Гроба Господня принялась Елена, мать римского императора Константина – она была христианкой, и ей, во время посещения Иерусалима в 326 году н.э., было показано место Пещеры. Над нею она и построила церковь.

(Я извиняюсь, если буду где-то неточен. Пишу почти по памяти, специально я эти вещи не изучал).

Собственно, это сразу был не отдельный храм, а комплекс. В его состав, помимо Пещеры, вошли Голгофа и место обретения Животворящего Креста.

Далее, как это водилось в те жестокие времена, храм был повреждён персами в начале VII века, но потом полностью восстановлен. В начале же XI века он был разрушен капитально, на этот раз арабами, и часть сооружений была утрачена уже безвозвратно. На это раз получилось не восстановить Храм как таковой, а построить на этом святом месте несколько отдельных сооружений, далеко уступавших по великолепию первоначальному комплексу.

Храм Воскресения Христова

 

Вот вход более крупным планом. Не знаю, как для вас, а для меня вот такое, вроде бы незначительное, укрупнение имеет смысл. Можно лучше разглядеть старые камни. Это одна из любимых моих вещей – старые камни. Я испытываю к ним большое уважение, они будят в душе какие-то чувства, ассоциации, иногда смутные, иногда довольно конкретные. Я вообще, получается, какой-то местами-впечатлительный; вы могли в этом убедиться, скажем, читая «Три романтики Байконура».

Потом в Святую Землю ринулись крестоносцы. Как известно, некоторое время им сопутствовал успех, и в XII веке они отстроили новый мощных Храм, опять объединивший все святые места, связанные со смертью и воскресением Христа. При этом почтительные рыцари сохранили кое-что из того, что было возведено ещё во времена античности. Конкретно это некоторые из колонн, образующих ротонду. Вот эта ротонда; не знаю, насколько я прав с канонической точки зрения, но архитектурно она воспринимается как центральная часть Храма.

Храм Воскресения Христова

Снимок не очень яркий, но я тут не виноват. В храме всегда бывает полумрак, это вам не цирк.

А вот в чём я виноват, так это в том, что не предвидел, что буду писать о колоннах – это ведь я только что узнал, что они остались со столь давних времён. Знал бы – сфотографировал полностью. А так – искал, искал, и нашёл только вот это: нижняя часть колонны на опорной тумбе.

Эти колонны называют столпами Елены…

Храм Воскресения Христова

…Не знаю, как это назвать – то ли непрофессионализм, то ли невезуха. Хотя, я ж и не говорю, что я профессионал-фотограф, архитектор или искусствовед. Значит, правильно – невезуха. Знал бы, о чём буду писать, непременно снял бы.

Столпы Елены – круглые. Если посмотреть на фото ротонды, так там таких колонн совсем не видно – неудача, их там довольно много, но они, к сожалению, не попали в мои кадры. Прямо как назло. Они есть и справа, и слева от того участка колоннады, который я снял. А у меня в кадре – просто квадратные столбы… это уже, как я понимаю, суровый крестоносский стиль.

Ну ладно, хватит причитать.

В центре ротонды находится кувуклия – часовня над Гробом Господним. Она видна на том фото, которое я поместил ради ротонды, а вот тут немного более полно:

Храм Воскресения Христова

Кувуклия у меня получилась особенно плохо. Несколько раз фотографировал, и всё получалось темно и невнятно. Что делать, аппарат у меня, мягко говоря, не профессиональный. Вот ещё одна попытка, здесь посветлее, но, пожалуй, в целом ещё хуже.

Храм Воскресения Христова

Гроба в кувуклии нет, он ниже, глубже. В часовне же находится каменное ложе, на которой лежало тело Иисуса после распятия и до Воскресения.

Кувуклия – это то место, в котором сходит Благодатный огонь – одно из величайших чудес христианства. Ежедневные службы в ней ведут по очереди представители христианских конфессий, между которыми разделён Храм. Всего их шесть – я имею в виду, конечно, не все, а те, которые представлены в Храме. И взаимодействия между ними не всегда бывают мирными.

В Храме Воскресения Христова находятся пять последних – из четырнадцати – так называемых станций Скорбного пути. Первая станция – место, где Понтий Пилат осудил Христа; последняя – место захоронения.

Пять станций внутри Храма – от места снятия одежд до Пещеры Гроба. Вот первая из них, десятая. Находится справа от входа в Храм и называется Часовня разоблачения.

Храм Воскресения Христова

Очень большое впечатление производит вход на Голгофу.

Храм Воскресения Христова

Честное слово, когда я поднимался по этой лестнице, было здорово не по себе. Знаете, веришь, не веришь, но в таком месте рациональные соображения тушуются перед общим чувством… не знаю, как сказать – чувством чего. Не то чтобы пронзает откровение, нет, совсем не это. Но – очень мощное ощущение чего-то трагического и чрезвычайно, необычайно великого. Я заметил, на этой лестнице все заметно притихают, чего во всех других местах как-то не наблюдается.

Я очень хотел и смог в непрерывном плотном потоке на узкой лестнице как-то остановиться и снять крупно. Мне нужно было, чтобы было отчётливо видно это жуткое и великое слово – Голгофа.

GOLGOTHA.

Вот, смотрите.

Храм Воскресения Христова

Там, за этой дверью, расположены три станции. Вот это ужасное фото – с места одиннадцатой: прибития к кресту.

Храм Воскресения Христова

Собственно место отмечено алтарём, а над ним – эта икона. Алтарь я даже не пытался фотографировать, там было очень темно.

Вот ещё один снимок оттуда, из-за этой двери:

Храм Воскресения Христова

По сюжету это один в один – история Авраама и Иакова. К стыду своему, совершенно не помню, почему эта фреска (?) помещается именно там – но это там, это подтверждается номером снимка.. Знаю только, что 12-я и 13-я станции Скорбного пути, находящиеся за дверью с надписью «Голгофа», это – (12) место, где стоял крест и где умер Иисус и (13) место снятия с креста.

А последняя, 14-я станция – кувуклия. Место погребения.

Весь комплекс Иерусалимского храма поделён между шестью конфессиями, это я уже говорил. Человеку, специально этим не занимающемуся, совершенно невозможно запомнить, что кому принадлежит. Если только он не обладает феноменальной памятью; а я ею точно не обладаю. Поэтому дальше я просто помещу несколько снимков из той части здания, где нас водили. Ибо, смотря в Интернете, я понимаю, что нас провели отнюдь не по всему комплексу. Скорее – по меньшей его части.

Где смогу, буду комментировать, где нет – просто смотрите интерьеры.

Вот эта великолепная стена находится прямо напротив входа в Храм:

Храм Воскресения Христова

Перед стеной – Камень Помазания, на котором снятого с креста Иисуса умастили благовониями перед положением во гроб. Собственно камня не видно, он под плитой. Пусть меня убьют об стенку, если я знаю, что удержало меня от того, чтобы сфотографировать Камень. Может быть, и сфотографировал, да кадр получился плохо, и я его удалил. У меня там много кадров плохо получилось.

Зато огромную мозаичную икону с названием «Снятие со Креста Тела Спасителя, помазание тела Христова миром и положение Его во гроб» я сфотографировал тщательно, в трёх частях. Вот они, слева направо:

Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова

Выше иконы находятся вот эти великолепные галереи, но я так и не смог установить, какой конфессии они принадлежат.

Храм Воскресения Христова

И вот это – я не помню, что это такое.

Храм Воскресения Христова

Привожу здесь просто для того, чтобы показать, как велик, сложен и красив Храм Воскресения Христова, в просторечии именуемым Храмом Гроба Господня.

***

А потом я просто походил по Храму, фотографируя в полумраке то, что я называю «старыми камнями». Купола, колонны, балконы, галереи…

Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова

Вот это я снял под влиянием мелькнувшего особого осознания.

Храм Воскресения Христова

Посмотрите – старые, простецкие каменные ступени, какая-то простецкая деревянная загородка, тоже старая… Кто-то ходит деловито по этим ступеням, шаркая, поднимется по лестнице за загородкой… Посреди всего этого великолепия, пышности, значительности…

Не знаю, что это такое, но мне оно напомнило, что это – действующий, работающий храм, работающий в течение многих и многих веков. И в нём служат люди, и у этих людей множество повседневных дел. То для нас – кому экскурсия, кому паломничество – исключительные обстоятельства. А эти люди работают здесь каждый день, каждый за что-то отвечает, чем-то озабочен, должен что-то сделать, перед кем-то отчитаться… Вот и шаркает, думая о том, чего мы, турысты, даже представить себе не можем. И мы ему – докука, помеха в его заботах. Нам – поглазеть, а он делом занимается.

И, что характерно, до него этим делом занимались его предшественники. Шаркали по этим же ступеням, за этой же загородкой – на протяжении веков…

***

Экскурсия закончилась, мы вышли из Храма и некоторое время провели во дворе. Я, поговорив сколько хотел с экскурсоводом, пощёлкал немного вокруг себя. Этим и закончу.

На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений и всякого прочего. Так что, что здесь что, куда ведут двери, кому принадлежат башни – не знаю. Просто для полноты картины.

Эта дверь – примерно посередине правой стены дворика.

Храм Воскресения Христова

А это уже минарет. Он, конечно, за пределами храмовой территории, но, видите, – совсем близко. Это направление в правый задний )дальний от входа в Храм) угол двора.

Храм Воскресения Христова

Это – другой вид Часовни разоблачения:

Храм Воскресения Христова

А это – над входом. Снято ради балкона и лестницы на нём:

Храм Воскресения Христова

Экскурсовод нам рассказал, что лестница стоит тут уже какое-то долгое время, и убрать её не удаётся. На – предмет очередного конфликта между, по-моему, армянской и греческой церковью. Слушать было интересно, правильно запомнить, как всегда, не удалось. Но произошло что-то типа вот чего.

Балкон принадлежит грекам, а лестница – армянам (может быть, наоборот, но всё равно не помню. Примем, что так; я же не летопись пишу, а просто хочу показать специфику этого очень непростого места). Когда-то армяне, за какой-то своей надобностью, вроде того, чтобы прибрать, привести в порядок труднодоступное место, принадлежащее им, занесли на балкон к грекам эту лестницу. Прибрали, вроде как лестницу сразу не забрали.

А греки у греков что-то случилось – может быть, кто-то главный намылил холку неглавному, который пустил армян на балкон. И лестница там и осталась, и взять её никак не возможно, потому что – лестница армянская, а балкон греческий.

Ужас как ревностно относятся люди к, скажем так, объектам своего суверенитета. А ведь священники, да ещё братья по православию. Ну, почти братья, если сопоставлять с католиками, протестантами и так далее.

Не хочу делать далеко идущих выводов, но некоторый пессимизм констатирую.

***

Это фото я уже давал, с комментарием, в самом первом отчёте. Но пусть будет, ибо магазин этот находится в через тротуар от входа во дворик Храма, буквально в двух метрах.

Храм Воскресения Христова

Моё мнение о лихом названии можно прочесть, пройдя по указанной ссылке.

***

В заключение христианской темы дам я русскую православную церковь в Хайфе.

Храм Воскресения Христова

Она расположена недалеко от Бахайского храма, о котором, если не видели, посмотрите здесь.

Всё.

Опять получилось длинно, даже очень. И, в отличие от некоторых других случаев, не очень содержательно, да? И фото не фонтан…

Ну, ничего. А в данном случае длинно – может, даже хорошо. Ибо скоро я уезжаю, а до этого надо на работе задел организовать. Так что некоторое время я вообще помолчу, наверное.

Зато потом, по приезде

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*