Skip to content
 

Неубиенная мечта человечества

В конце 1960-х годов вся страна с воодушевлением смотрела трилогию про Фантомаса. Этот ужасный преступник широко использовал в своей антиобщественной деятельности достижения науки и техники. Так, в конце второго фильма он в очередной раз поражал воображение зрителей, уходя от погони на автомобиле, на ходу превращающемся в самолёт. Под днищем наподобие ножниц раскрывались стреловидные крылья, из багажника выдвигалось Т-образное оперение с двумя реактивными двигателями, и маленький низкоплан типа «Ситроен» DC круто уходил в небо.

Есть в «Технике–молодёжи» такая рубрика: «Время искать и удивляться» – ВИУ. Увидели мы сообщение, что какие-то перцы решили проехать/пролететь по маршруту Лондон-Тимбукту на оригинальном аппарате: багги с приделанным к нему планирующим парашютом.

Ну, что, эффектно, зрелищно – это главное для рубрики ВИУ. Стал я собирать материал вокруг да около, и набрал слишком много. Получилось у меня на полную журнальную страницу одного текста, а в ВИУ процентов 60 площади должны занимать красочные удивительные картинки.

И я решил, чтоб работа не пропадала, поместить рефератик своих изысканий в блог. Тематика в целом наша, почему не поместить? Сразу говорю, что ни на какую серьёзность освещения вопроса сей труд не претендует. Просто несколько фото автосамолётных гибридов с отрывочными пояснениями.

Первые попытки соединить в одной конструкции автомобиль и самолёт предпринимались уже через полтора десятилетия после полёта братьев Райт. Известный американский авиаконструктор Гленн Кёртисс построил свой «Autoplane» в 1917 году; изделие не летало, но зато экспонировалось на Пан-Американской выставке в Нью-Йорке.

Полёт «гибрида» состоялся через 20 лет. «Arrowbile» Валдо Уотермана, тоже американца, имел съёмные крылья и 100-сильный двигатель «Студебеккер». Этот скорее разборный самолёт, чем летающий автомобиль, развивал 120 миль в час в воздухе и 70 – на дороге. Развивая идею, Уотерман создал шесть вариантов конструкции, из них два смогли совершить перелёт из Санта-Моники в Огайо. Последний аппарат, именуемый «Aerobile», известен тем, что был назван худшим автомобилем 1957 года в рейтинге, составленном для журнала Time известным автомобильным журналистом и критиком Дэном Нэйлом.

null
Aerobile

Но эта мечта – из разряда тех, которые не умирают. И сегодня мы можем видеть, как разные конструктору с разных концов подходят к её осуществлению.

Вероятно, самый амбициозный из развиваемых сегодня проектов – Moller M400X «Skycar». Этот четырёхместный аппарат – самый что ни на есть HiTec. Вертикальный взлёт с поворотом винтомоторных установок, гироскопы, компьютеры и акселерометры в системе управления, двигатели с общей мощностью 865 л.с. работают на спирте… Лётные данные поражают воображение: максимальная высота полёта 9,6 км (!), скорость 560 км/ч, расход топлива 12 л на 100 км, дальность полёта около 1200 км.

null
Skycar

Машина как минимум дважды выставлялась на продажу на Интернет-аукционе eBay; в 2004 году стартовая цена составила $500 тыс., в 2006-м звучала цифра $2 млн. Сведений о покупке мы не нашли. Может быть, потому, что машина ещё не сертифицирована, значит, летать на ней можно только для развлечения, в специально отведённых зонах. А ещё – представьте себя в автомобиле на высоте 7 км, скорость – 500, и кругом – только облака… А двигатели на спирте – они тоже глохнут…

Продолжаются изыскания и в более «классическом» стиле. Вот «AirCar» компании «Milner Motors»:

null
null

Четырёхдверный седан схемы «утка», плоскости складываются примерно в середине размаха, составляющего 8,54 м; в воздухе развивает 320 км/ч при помощи двух вентиляторов мощностью по 160 л.с., по земле ездит на отдельном двигателе в 40 л.с. Дальность полёта – свыше 160 км, заявляемая цена – $450 тыс.

Ещё изящнее «Terrafugia»:

null
null

– посмотрите, как хорошо смотрится она на дороге! Конструкторы позаботились о том, чтобы в «наземном» режиме она занимала места не больше, чем положено автомобилю. Ещё преимущество – единый мотор для земли и неба, 100-сильный Rotax 912S. Правда, эта машина двухместная, но зато и предлагается она всего лишь за $194 тыс. (2007 г.). Соответственно и характеристики поскромнее, чем у «AirCar’а»: 180 км/ч в воздухе, 105 км/ч на земле; дальность полёта 740 км, а расход топлива по шоссе – около 8 л на 100 км.

Несомненное достоинство «Террафугии» – радикальная система спасения при неисправности в полёте: вся машина спокойно спускается на парашюте.

Но ведь парашют можно использовать не только для спасения, но и непосредственно для полёта – ведь давно уже известны парапланы, представляющие собой сочетание крыловидного планирующего парашюта и мотора – на лёгкой тележке или даже просто за спиной пилота.

Так и поступила ещё одна группа энтузиастов автосамолётостроения. Аппарат, построенный британским изобретателем Жилем Кардозо, – это соединение автмомбиля-багги и парашюта-крыла.
Система под названием «Parajet Skycar» – в большей степени автомобиль, чем все описанные выше. Четырёхцилиндровый 1000-кубовый 140-сильный дизель Yamaha R1 на биотопливе, задний привод, независимая подвеска четырёх колёс, разгон до 100 км/ч за 4,5 с, скорость до 180 км/ч, запас хода 400 км – отличные характеристики для лёгкого (480 кг) спортивного вездехода. Собственно, и парашют здесь можно рассматривать как некое экстравагантное средство расширения вездеходных возможностей, потому что лётные характеристики гибрида довольно скромны: наибольшая скорость 110 км/ч, дальность полёта 300 км, высота крейсерская 600–900 м, максимальная – 5 км. А вот перелететь речку, или какую-нибудь горку, вместо того, чтобы петлять по серпантину, или залив-пролив, или каменную гряду в пустыне Сахара – это вполне по силам, благо взлетает аппарат на 200 метрах, с дороги или поля.

null

Вот этим и собрались заняться ребята из Parajet Skycar Expedition Team под руководством Нейла Лаутона (Neil Laughton). 14 января они на этом багги-параплане стартовали из Лондона в 6000-километровую экспедицию до Тимбукту (Мали), через Францию, Испанию, Марокко, Западную Сахару. Собирались управиться за 42 дня, но что-то я до сих пор не вижу в сети сведений о завершении экспедиции. Зато, например, пишут, что собирались они перелететь через Ла-Манш, да не перелетели – не удалось вовремя получить соответствующего разрешения от Управления гражданской авиации.

Буду признателен за комментарий, в котором кто-то расскажет, как у них дела.

4 комментариев

  1. Аноним:

    не упомянули Жук-4 мотодельта авиаконструктора Жук.он собирался сделать привод на колесо.тогда можно было бы передвигаться по дороге.а так ездила на четырехколесной тележке с тягой винта

  2. master:

    Не пойдёт, пожалуй. Если бы сделал привод на колёса, можно было бы подумать. Да и то… В этой статье на первом месте всё-таки автомобиль, а не что-либо вообще, на чём в принципе можно проехаться по земле. Параджет, который здесь упомянут — это полноценный багги, на котором можно ездить по барханам и прочему бездорожью.
    А так, не сочтите за насмешку, — можно у любого Як-18 отвинтить крылья и ездить… ну, немного утрирую.

  3. ave verum:

    Посмотри, что сейчас творят «террафуги»
    http://www.terrafugia.com/tf-x

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*