Skip to content
 

Следы славного прошлого. Маленький текст к смутным фотографиям

Я чуть не забыл про эту «фотосессию»; а ведь объект, можно сказать, уникальный. Я пошарил немного по Сети и не нашёл его фото. Да и про сам объект тоже мало чего можно найти, если не сесть специально и надолго; а всё, что найдёшь по-быстрому, это «клоны» двух текстов.

Я побывал там в том же мае прошлого года, к которому относится прогулка по Химкинскому водохранилищу с лицезрением реставрируемого (ли?) сторожевого корабля «Дружный». С причала вокзала мы со спутницей увидели на противоположном берегу подводную лодку–музей и окончательно решили туда сходить. Сходили; рассказ резервирую для Дня моряка-подводника, а сейчас – о другом.

Экскурсовод на лодке оказался большим энтузиастом. После экскурсии поговорили. Почувствовав мой интерес ко всем этим делам, он энергично посоветовал сходить «тут недалеко» и посмотреть на разваливающийся ангар – последнее, что осталось от славного некогда аэродрома Захарково, на котором во время оно базировалась авиация Главного управления Северного морского пути.

А я ведь с детства помню гидросмолёты практически прямо напротив здания Речного вокзала!

Я и говорю экскурсоводу: вот тут, прямо рядом, есть бетонный спуск, на котором я ещё застал гидросамолёты… Собственно, это и спровоцировало его рассказ про ангар.

…Возле Речного вокзала, за его причалами в сторону центра города, был маленький пляж – может быть, и сейчас он есть, последний раз я там был ночью после выпускного вечера. То есть сколько лет назад? – даже считать не хочется.

Пляж был платный – 10 копеек, – и мы, пацаны младшего школьного возраста, ясное дело, предпочитали ходить в другие места, дикие. Но иногда хотелось именно туда, и мы перелезали через забор Речного вокзала. На пляже были тенты, лежаки и даже медпункт – это было круто. Мне даже пришлось однажды воспользоваться услугами пляжной медицины – наступил на стекло…

Так вот, примерно напротив того пляжа был бетонный спуск к воде – большая такая площадка, метров тридцать, а то и сорок, шириной, полого-наклонно сходящая по берегу в воду. Она, кажется, и сейчас есть. И на том спуске стояли тёмно- зелёно-серые самолёты. Сейчас мне кажется, что это были Бе-6… Вот слазил в Интернет – действительно, в Полярной авиации были Бе-шестые, и действительно, бывали они окрашены и в серый цвет – посмотрите. Насчёт серо-зелёного могу ошибаться, это ж было, страшно сказать, почти полвека назад!

…Когда в том мае мы собирались кататься на катере, я не знал о том, что буду вот это писать. И вообще не догадывался, что километрах в полутора от причала, на котором мы стояли, среди многоэтажек микрорайона Алёшкино, доживает свои дни старый, ещё довоенный ангар базы Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути. Поэтому и не сфотографировал бетонный спуск – а что его фотографировать? Хорошо, хоть вообще щёлкнул в ту сторону. Он, спуск, где-то там, у левого обреза фотографии

Да я и не мог его сфотографировать. Для этого пришлось бы уходить с территории порта. Впрочем, если б знал, – сходил бы.

Ну вот, посмотрели мы лодку и пошли мы искать ангар. Экскурсовод говорил, что его не видно между домами даже с близкого расстояния. Но всё же – ангар, совсем маленьким он быть не может… я не предполагал, что найти его окажется так трудно. Что я искал, что ожидал увидеть? Чисто интуитивно – нечто привычное, типа складского ангара, металлическое сооружение арочного типа, высотой метров шесть, шириной… ну, не знаю, метров пятнадцать от силы. А увидел…

Недаром экскурсовод говорил нам, что это – эксклюзив, что о нём давно забыли. Более того, вот здесь даже написано, что последние сооружения базы Полярной авиации были разобраны в 1990-х годах…

Что ж, мы убедились – о существовании ангара действительно мало кто знает даже из местных. На широкой улице, не более, как оказалось, чем в паре сотен метров от него, нам удалось узнать, куда идти, не от первого и не от третьего прохожего.

Однако мы его нашли. И он оказался, действительно, немаленьким – но я не мог себе представить, что он такой здоровущий! Именно потому, что поиски дались нам столь нелегко, а ведь там застройка не сплошь высотная, основу составляют пяти- и девятиэтажки. Но ангар так ловко закрыт забором и растительностью, что с той стороны, откуда мы шли, его найти можно только при немалом упорстве.

Ну, этого нам было не занимать. У моей спутницы есть такое свойство: если дело значится в списке, оно должно быть сделано. А я бы, может, и отступил… Да сами посмотрите. Первое фото, в зачине, – это мы где-то за гаражами, куда зайти мирному человеку и в голову не придёт, нашли пролом в заборе и, наконец, через него увидели сооружение. Вы посмотрите, какие высоченные деревья! Вот более широкий кадр:

И запустение…

К сожалению, фото не передаёт ощущений. Сквозь деревья стена видна фрагментами, и, в совокупности с зарослями, густыми и «некультурными», серые фрагменты, обесцвеченные явно не чем иным, как самим временем, производят впечатление скорее заброшенного замка, а не сооружения из такой светлой и позитивной области, как авиация.

Вот эта картинка, с зумом, навевает воспоминание о русском деревянном Севере; только помните, что это не вид на крыльцо из сада; нижний обрез этого окна расположен метрах, наверное, в восьми над землёй. А может, и десяти.

Вообще, на фото нет ощущения огромности – а в реальности оно было. Повторюсь: наверное, в некоторой степени из-за того, что мы ходили между пятиэтажками и не могли найти – возник контраст с ожиданиями.

Так-то оно так, но домина-то действительно огромный! Мы смогли рассмотреть его получше, когда не поленились обойти с тыла. Это совсем уж недра немаленького квартала – вряд ли экскурсовод мог нас вывести сюда одними словесными объяснениями…

И всё равно, сначала ангар опять маскировался, скрывался за деревьями:

Я специально не стал резать снимок снизу – сохранил забор. Хочу хоть как-то передать величину здания. Забор высокий, метра три. Я стоял на тротуаре метрах в двух от забора и снимал поверх него. То есть линия визирования довольно сильно направлена вверх. Как и на следующих снимках, кроме одного.

Дальше мне сказать нечего, просто покажу ещё пару кадров. Ширину ангара я оцениваю метров в 35–40, а участок нашего маршрута, с которого можно было хоть что-то увидеть, был невелик. Получается, что все следующие фоты сняты почти что с одного ракурса.

А что поделаешь? Проход внутрь, за забор, мы искать не стали, – как-то оно там диковато… страшновато… не отпускало ощущение «нехорошего места». Да и подходов удобных нет, дырку-то в заборе искать.

В общем, смотрите.

Такое сооружение, и весь верхний этаж – из досок! И окна, они же огромные, на какую площадь свет дают, и там механики должны работать… Да, не очень привычно для современного человека.

Вот они, доски и окна:

А тут я решил аппарат под забор засунуть – нашёл место, где заросли подальше от забора, и щёлкнул несколько раз, не видя, что снимаю. Вот единственный кадр, который более или менее получился. На нём можно хоть чуть-чуть прочувствовать высоту:

Удивительное всё же сооружение. Погода ещё была пасмурная… всё время присутствовало небольшое, на заднем плане сознания, ощущение жутковатости. Вот вы сами сходИте, посмотрИте. Думаю, на Гугл Мапс найти можно. Где-то напротив музея – подводной лодки, через улицу Свободы.

Всё, закончил, спасибо за внимание.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*