Skip to content
 

Как мы два раза становились вторыми (ВМФ-14)

Предыдущая

Начало

К этой теме я тоже, как и к Плачам, не обращался уже слишком давно. Даже стыдно. Ну, вот, продолжаю.

«Двенадцать Апостолов»

Сначала должен сделать заявление. Я собирался перекинуться на балтийские броненосцы, потому что этого требует и хронология, и логика развития нашего кораблестроения. Так-то оно так; но именно для того, чтобы соблюсти эту логику, надо нам сначала посмотреть ещё один черноморский корабль. Это «Двенадцать Апостолов»; он вошёл в строй раньше балтийского «Наварина», которого часто называют «первым нормальным русским броненосцем».

Я не на все сто согласен с такой оценкой: и «Пётр Великий» был вполне нормальным броненосцем для своего времени, да и «Екатерины», хотя и отличались очевидной оригинальностью в количестве и расположении главных стволов, но – почему же считать их ненормальными? Тогда уж давайте скажем, что они были малость получше нормальных; а «ненормальные» звучит почти как «неполноценные». Не согласен.

В общем, сейчас – о пятом черноморском броненосце Двадцатилетней программы. Встречайте: «Двенадцать Апостолов».

Впрочем, хронологически, по дате вступления в строй, этот корабль оказался не пятым броненосцем, а четвёртым. Он опередил последнего представителя «шестипушечного» типа «Екатерина II» – оный, именем «Георгий Победоносец», вступил в строй после «Апостолов»; я об этом писал. Однако порядок описания считаю правильным, так как логично описывать корабли одного типа подряд, а не вразбивку.

Знаете, придётся мне частично согласиться с «ненормальностью» «Апостолов», которая следует из заявления о «впервые нормальном» «Наварине». Потому что после принятия решения о его строительстве пошла опять такая свистопляска с вариантами в части вооружения, бронирования и всего прочего… не хуже, чем с балтийскими «малыми» броненосцами.

В общем-то оно понятно. Не совсем внятное представление о том, с кем же всё-таки в реальности придётся биться Черноморскому флоту, а главное, быстрый, взрывной прогресс в артиллерии и металлургии, свойственный тому периоду, – это невольно и неудержимо провоцировало адмиралов и инженеров предлагать разнообразные сочетания пушек, их укрытия, бронирования вообще, скорости, дальности плавания… Помимо всего прочего, в их распоряжении не было главного критерия истинности – практики, ведь серьёзных морских сражений в те годы не наблюдалось. А такая неопределённость даёт бесконтрольную свободу креативу… по себе знаю.

Что было первично и как бы неотменимо в новом проекте – это ограничение по водоизмещению. Назывались цифры: 7–8 тысяч тонн. Это для рубежа 1880-х–90-х годов было уже маловато, если не сказать – откровенно мало. А дальше…

Первое задание на новый корабль (1886 год) предполагало четыре 12-дюймовых (305 мм) пушки и по две 9-д (229 мм) и 6-д (152 мм). Надо сказать, такая смесь уже не очень понятна; впрочем, вполне подобно балтийской «малой» троице. (Кто забыл: это эскадренные броненосцы «Император Александр II», «Император Николай I» (по 2×12-д, 4×9-д и 8×6-д и «Гангут», у которого 12-дюймовка вообще была всего одна, а 6-дюймовок – только четыре). Основное подобие – наличие двух больших калибров, причём 9-д занимал не очень понятное («из сегодня», задним числом) положение между «классическим» главным и «классическим» вспомогательным. Этот калибр тогда рассматривался нашими спецами в двойном значении: как главный для не очень больших броненосных кораблей и «первый вспомогательный» для самых больших.

305-мм пушка длиной 30 калибров
Вот 305-мм пушка с длиной ствола 30 калибров в заводском цеху

Броня должна была иметь толщину не менее 14 дюймов (356 мм) и закрывать не менее 60% длины корабля. Скорость полагалась «классической» –16 узлов.

Далее, в начале 1887-го, МТК (Морской технический комитет) порешил вооружение модифицировать: одно 305-мм и четыре 229-мм; или шесть 229-мм. Пушки надлежало установить в трёх башнях.

Видите? Корабль класса эскадренный броненосец мог иметь в качестве единственного главного калибра шесть девятидюймовок. Если бы такое состоялось, то он стал бы действительно ненормальным. Без всяких кавычек.

Вообще же среди предложений 1886–87 годов были варианты с одной, двумя 12-дюймовками или вовсе без них; 9-дюймовые присутствовали всегда, числом от четырёх до шести; а также кое-где появлялись четыре шестидюймовки.

Отчётливо понятно, что картины боя, для которого проектировался корабль, в головах проектантов не было. Во всяком случае, единой картины.

В результате всех результатов в постройку пошёл вариант… без 305-мм, но с восемью 9-дюймовками (!): четыре попарно в башнях в оконечностях и ещё четыре в углах каземата.

Мы, знающие о том, как вскоре начал своё победное шествие по флотам мира «британский стандарт» – четыре пушки калибра 12–13,5 дюйма в двух спаренных установках в оконечностях – мы можем называть такое решение «ненормальным». Но вот посмотрите.

Производившиеся тогда у нас 9-д орудия с длиной ствола 35 калибров на дальности в 1 милю пробивали броню лишь на 1,8 дюйма меньшей толщины, чем 30-калиберные 12-дюймовки. (Далее мы рассматриваем именно эти образцы, 305 мм/30 кал. и 229 мм/35 кал.). Весили же 9-дюймовые 22 тонны, в то время как 12-д были более чем вдвое тяжелее, порядка 50 тонн. То есть восемь 9-дюймовок были заметно легче, чем четыре 12-дюймовки. Относительно суммарного веса артустановок сказать ничего не могу, это сильно зависит от схемы размещения, требований к защищённости и конкретной конструкции. Думаю, можно принять, что общий вес установок и их броневой защиты был примерно одинаковым для двух вариантов.

Далее. Снаряд 9-дюймовой пушки весил 188 кг, а 12-дюймовой – 331 кг, скорострельность первой была в полтора раза выше, чем второй. Что это нам даёт?

229-мм орудие длиной 35 калибров в каземате броненосца «Император Александр II»
А вот 9-дюймовая пушка в каземате, правда, это другой корабль – «Император Александр II». Тоже немаленькое устройство, да?
Прошу извинить за качество картинки. Это моё кустарное фото, из книги В.В. Арбузова «Броненосец «Двенадцать Апостолов»

Во-первых, среди тогдашней пестроты схем бронирования плавающих и строящихся кораблей было множество вариантов с весьма ограниченной защищённой площадью борта. На более или менее полно защищённых кораблях была уже вполне развита дифференциация бронирования, то есть далеко не все механизмы, важные для движения и боя, были защищены самой толстой бронёй. Это значит, что отставание по бронепробиваемости дюйма в полтора (на дистанциях порядка двух-трёх миль) могло не так уж сильно сказаться на эффективности разрушения вражьего парохода. Тогда – почему бы не 9 дюймов?

Во-вторых, вес ОБЩЕГО залпа восьми 9-дюймовок больше веса залпа четырёх 12-дюймовок. С другой стороны, восемь пушек, при тогдашних подходах к размещению, невозможно расположить так, чтобы все они могли стрелять на один борт; а четыре 12-дюймовки – свободно. То есть вес БОРТОВОГО залпа был выше всё же при 12-дюймовых орудиях. И снова «с другой стороны»: с учётом скорострельности суммарный вес выброшенного на один борт металла за некий промежуток времени был больше всё-таки у 9-дюймовых.

В-третьих, дальность стрельбы 9-дюймовых пушек в 35 калибров при угле возвышения 18° была 10 980 м, а у 12-дюймовой 30-калиберной – 9150 м при примерно таком же угле. Полтора километра – выгода очевидная. И опять хотя, и опять с другой стороны: на рубеже 1880-х и 1890-х годов о стрельбе на такие дальности ещё не думали…

Наконец, в-четвёртых. 9-дюймовый калибр считался последним, который допускает ручное заряжание. Немалое преимущество в боевых условиях, когда приводы запросто могут быть повреждены. Опять же, наведение: 9-дюймовки наводились вручную, что давало в то время бОльшую точность, чем гидравлика.

Так что, пожалуй, метания по части артиллерийского вооружения имели под собой неслабые основания. Это нам сейчас легко хихикать…

Но вернёмся к проекту. При довольно «легкомысленном» главном калибре он предусматривал достаточно хорошее бронирование. Над 12-дюймовой поясной бронёй, распространённой на 80% ватерлинии, располагался каземат такой же толщины и такой же длины – для защиты котлов и машин. А для 9-дюймовок был следующий каземат, над этим, 9-дюймовой толщины.

Корпус приняли в основном подобным корпусу «Александра II», водоизмещение – несколько больше 8000 тонн.

На начальной стадии строительства раздумья продолжились. Главный калибр решили всё-таки усилить, поставить четыре 305-мм или 280-мм в двух башнях в оконечностях а либо три 305-мм, две в нос и одну в корме. Остальная крупная артиллерия гуляла в пределах от четырёх до шести орудий калибром от 120 до 229 мм.

30-калиберное 305-мм орудие в барбете «Двенадцати Апостолов»
И вот, наконец, 305 мм/30 кал. орудие в барбете «Двенадцати Апостолов»

Окончательно остановились на как раз вполне разумном и приличном для такого водоизмещения составе вооружения: четыре 305-мм орудия длиной 30 калибров в барбетных установках (опять, видимо, башни оказались «не по карману» в смысле веса) и четыре 152-мм пушки длиной 30 калибров. Последнее не совсем понятно; если тридцатикалиберные двенадцатидюймовки были вполне обычны (выпуск тридцатипятикалиберных только вот-вот предполагался), то шестидюймовки длиной в 30 калибров были уже староваты, уже на «Екатерине» стояли такие орудия с длиной ствола 35 калибров.

Я даже думаю: может быть, в моём источнике опечатка? Хотя автор определённо заслуживает доверия, это Владимир Васильевич Арбузов. Но ведь всякое бывает… Буквально в том же предложении у него написано, что 12-дюймовые пушки были 35-калиберные, а они были – 30. Так, может, просто слова местами перепутались?

Малокалиберная артиллерия была представлена двенадцатью 47-мм одноствольными и семью пятиствольными 37-мм пушками Гочкиса, а также обязательной для всех русских кораблей I ранга парой 63,5-мм десантных пушек системы Барановского. Замечу, что эти последние имели штатные места, на которых они устанавливались с фиксацией, так что могли участвовать в стрельбах наравне с остальными, «родными» орудиями.

«Двенадцать Апостолов»

Ещё на корабле было шесть 380-мм торпедных аппаратов.

Бронировать ватерлинию по всей длине не удалось, но получившиеся 80% длины всё же превосходили 60%, установленные в самом первом задании.

Броня устанавливалась сталежелезная, изготовленная по новому способу по сравнению с бронёй «Екатерины». Толщина пояса в зоне машин и котлов была установленные 14 дюймов, вне этой зоны – 12 дюймов. Нижний каземат, тот, что поверх пояса, имел 12-дюймовую толщину, верхний, защищающий вспомогательную артиллерию – 5 дюймов (127 мм). Барбеты имели толщину 12–10 дюймов, их «колпаки» – 63,5 мм, боевая рубка – 8 дюймов (203 мм).

«Двенадцать Апостолов»
«Двенадцать Апостолов»

Скорость составила 15,7 узла – практически по заданию. Водоизмещение, как всегда, превысило первоначальную цифру и составило 8700 тонн. Что, впрочем, тоже немного; корабль остался в категории «малоформатных броненосцев». Такие корабли тогда строили не только второстепенные морские державы, но и Англия с Францией. Это был, по тем временам, вполне «законный» «подвид».

В результате в лице «Двенадцати Апостолов» получили то, что часто хотелось сделать, но редко удавалось: достаточно сильный корабль в достаточно малом водоизмещении.

«Двенадцать Апостолов» решительно превосходил своего ровесника, балтийский «Гангут», в весе артиллерийского залпа – как общем (1550 кг против 1310 кг), так и бортовом (1440 кг против 820 кг). По бортовому залпу черноморский броненосец был равен английским «адмиралам», имевшим водоизмещение 9500 тонн, то есть чуть не на 10% больше. В отличие от «Апостолов», «адмиралы» считались «полноразмерными» броненосцами. А эти 800 тонн разницы – это не пустяк. Вся артиллерия «Апостолов» (обычно её считают вместе с боезапасом) весила 877 тонн.

Броненосец «Энсон» класса «адмирал»
Один из британских броненосцев класса «адмирал». Там, где у нас говорят про корабли «тип», у них принято говорить «класс»

Эскадренный броненосец «Денадцать Апостолов» спустили на воду 30 августа 1890 года, в 1892-м провели сдаточные испытания, а в следующем году эскадренный он вышел в свою первую кампанию.

Служил корабль, можно сказать, тихо-мирно. В 1907 году, вместе с другими «черноморцами», его предлагали модернизировать. Снять старую артиллерию, поставить вместо неё четыре 10-д (254-мм) пушки в 203-мм башнях и новые 152-мм пушки в новом же каземате. Броню хотели поменять на крупповскую, соответственно, меньшей толщины; поставить новые котлы … Но – денег, понятное дело, не хватило – я писал об этой истории в главе про строительство «Георгия Победоносца» и модернизацию «Екатерин». Корабль вывели из состава действующего флота, а в 1911 году «передали в порт» и исключили из списков.

«Двенадцать Апостолов»
Здесь не установлены броневые прикрытия барбетов

Последний раз корабль послужил народу, став съёмочной площадкой знаменитого эйзенштейновского фильма «Броненосец «Потёмкин». Это был уже 1925 год…

Следующая статья – про «Наварин»

* * *

Ещё морская история:

про «Бисмарка», «Белфаста»: 1, 2, первые русские подводные лодки, «Дредноут» и Цусиму. А также кратчайшая история отечественного флота и Что такое «альбакоровский»

И прочая морская тематика, с самого начала:

Скептикам в посрамление

1000 боеголовок у США и России. Война продолжается

Подводные ракетоносцы Союза

Флот адмирала Риковера

К Дню ВМФ, или Как мы два раза становились вторыми (серия)

И нет ничего нового под луною

На защите морских рубежей Отчизны…

Обложение с моря. (Разоружение — 9.2)

Проклятые вопросы нашего времени. «Мистраль»

Ещё чуть-чуть про «Мистраль»

Легки на помине! (это тоже «Мистраль»)

«Дружный» на Речном

Тянет ли «Мистраль» на «корабль будущего»?

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*