Skip to content
 

Беспилотник по журналистской схеме «утка»

Вот какую новость прочитал позавчера (БЛА – это беспилотный летательный аппарат):

«Нами разработаны и созданы так называемые «вертикалки» – БЛА вертолётного типа с закрытым винтом, которые по своему внешнему виду похожи на «летающие тарелки». Эти БЛА являются компромиссным вариантом между самолётом и вертолётом, это своего рода гибрид этих аппаратов, в них все работающие устройства, в том числе винт, встроены в корпус», – приводят «Вести.ру» слова Евгения Янчука – руководителя и генерального конструктора научно-технического центра «РИССА», занимающегося разработкой беспилотных летательных аппаратов.

Вот вы мне поверьте – как я рад! Есть только немножко мелочных недоумений.

Во-первых. Непонятно, почему рассказывает об этом Янчук, начальник «РИССЫ». Я полез смотреть, и оказалось, что НТЦ «РИССА», действительно, выступал на салоне МАКС-2007, но не как разработчик летательных аппаратов, а как разработчик и производитель систем управления для них. Собственно, вот что они там, на Салоне, делали.

Дальше. Посмотрите на картинку из этой новости. На аппарате честно и откровенно написано: МиГ. И является сей аппарат хорошо известным в широких кругах околоавиационной общественности беспилотником «Скат», совместной разработкой фирм «МиГ» и «Климов». Рассмотреть его с разных ракурсов можно здесь.

Я так думаю, Янчук – человек серьёзный, лишнего на себя брать не будет – незачем, и так у него всё в порядке. Я думаю, в беседе с журналистом он, перед тем, как сказать «нами разработаны», он сказал – кем это, нами. Небось, перечислил разработчика аппарата, хозяина двигателя ну, и себя, как ответственного за систему управления. И зря журналист его слова урезал, немножко нехорошо получилось, дезориентировал публику.

Есть и во-вторых, и я не знаю, как к нему относиться. Этот самый «Скат», как мы понимаем, пусть и необычный по форме, но всё же просто самолёт с реактивным двигателем. Его программа на момент проведения МАКС-2007 была на стадии «полноразмерного макета…, предназначенного для отработки конструкторско-компоновочных решений, а также для проведения оценок и оптимизации его характеристик». А силовая установке ещё только «будет разработана специалистами ОАО «Климов» на базе бесфорсажной модификации турбореактивного двигателя РД-33».

А Янчук, во всяком случае, в интерпретации журналиста, говорит о «БЛА вертолётного типа с закрытым винтом… » (см. выше). Ну, ладно, не нашлось фото, не хотят оборонщики секреты открывать, а какую-то картинку поставить надо, поставили «Скат». Но, братцы, аппарат вертолётного типа, да ещё с полностью закрытым винтом – это круто, особенно если учесть, что:

в-третьих. Янчук говорит, что «уже создан целый модельный ряд подобных машин. «У нас есть сверхмалые аппараты этого типа со взлётным весом до 3 кг, БЛА среднего класса (от 5 до 30 кг) и, наконец, высотные тяжёлые БЛА, предназначенные для решения стратегических задач. Особенность последних состоит, в частности, в том, что высота их полёта делает их полностью неуязвимыми для средств ПВО потенциального противника».

Как говорил один мой начальник, в этом вопросе два вопроса. Первый, попроще: не рано ли говорить «создан модельный ряд»? Может, правильнее, «задуман модельный ряд»? так от этого до воплощения в нынешние-то времена лет по двадцать проходит, вспомните хоть программу РН «Ангара». Если вообще не почиет в Бозе.

Или всё-таки у них такие мощности, что, не создав даже лётный прототип «Ската», смогли заделать за полтора года «целый модельный ряд»?

Не верится. Ну, может быть, недооцениваю. Но вот второй из двух вопросов: КАК МОЖЕТ АППАРАТ ВЕРТОЛЁТНОГО ТИПА ЛЕТАТЬ ТАК ВЫСОКО, ЧТО ЕГО НЕ ДОСТАНЕТ НИКАКАЯ ПВОШНАЯ РАКЕТА? В стратосфере вертолёты не летают, а вот ЗУРы туда долетают самые что ни на есть обычные и массовые. ЗУРы, они не то что вертолёт, они любой самолёт достанут, если только он не четырёхмаховый. А по высоте – любой без исключения.

В общем, не очень продуманная сенсация получилась. Хотя в принципе, конечно, интересно. В плане дальнейшего отслеживания.

Напоследок подумал: а вдруг я вообще зря выступаю? Вдруг «РИССА», ещё полтора года назад бывшая разработчиком системы управления (в которой по большей части всё электроника, в крайнем случае гидравлика), вдруг «РИССА» к сегодняшнему дню сделала могучий рывок и теперь сама строит летательные аппараты (которые по большей части состоят из металла и композитов)? Я сам работал в электронном КБ; так вот моё КБ, в котором хорошо за тысячу сотрудников, и за 10 лет не смогло бы переквалифицироваться в самолётостроительную фирму, способную строить «высотные тяжёлые БЛА, предназначенные для решения стратегических задач». Вообще бы никогда не смогло, да и не стало бы.

Может, «РИССА» прикупила, скажем, фирму Мясищева? Если кто чего знает – просветите…

Один комментарий

  1. премьер-майор:

    Вот та же самая информация с другого источника, но картинка здесь другая. Взгляните. http://www.inauka.ru/news/article89085?subhtml
    Видимо, накосячили авторы «новости», попавшей на глаза master.
    Что касаемо разработок, то однозначно «РИССА» занимается ими в составе солидной кооперации и только по своему профилю. И вряд ли сегодня они продвинулись дальше этапа эскизного пректирования и настольных макетиков.
    Просто из большого интервью Янчука надергали куски и переврали весь смысл (это к вопросу о компетентности журналистов).

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*