Skip to content
 

С «Суперджетом» всё более или менее в порядке

«Компания «Гражданские самолеты Сухого» провела первые рулежки и пробежки по взлетно-посадочной полосе самолета Sukhoi Superjet 100…»

Честно говоря, не ожидал. Когда, месяц назад, услышал по радио, что «Сухой» впервые официально объявил о задержке поставок первых заказанных «Суперджетов», решил: ну, всё как обычно. Не можем мы не срывать сроки. Термин даже есть в производстве: сдвигать сроки вправо. Тут же и утешился — мол, в этом деле у всех так, вон и французы свой А-380 «не успели»… Потом вспомнил давным-давно виденный бюллетень ЦАГИ с сетевым графиком создания F-16 — тот график был на несколько лет оптимистичнее, чем получилось на самом деле.

Да ещё слышал кое-что об «особенностях национального авиастроения» конкретно по отношению к «Суперджету» от товарища по МАИ, 30 лет работающего на Сухом… Грешным делом, решил, что провалится эта надежда российского авиапрома. А вот оказывается, всё совсем даже неплохо.

Прочитав цитированное сообщение Ленты.ру, опять переговорил с товарищем. Все необходимые наземные испытания проведены. На этих пробежках-рулёжках выявились какие-то малые нелады в системе дистанционного управления двигателями, но понятно, как их устранить. Планируется провести в следующем месяце порядка 15 полётов на заводе и передать самолёт в Жуковский, на сертификационные испытания. Более того, в цехе стоят в завершающей стадии сборки ещё несколько машин, так что оные испытания будут проводиться сразу на трёх-четырёх экземплярах, что сулит их быстрое завершение.

Пожелаем удачи. Очевидно, «направление главного удара» выбрано верно. Сегмент дальних суперлайнеров исключительно плотно занят двумя гигантами — Эрбасом и Боингом, — нашим Ту и Илам туда не пробиться ещё много-много лет. А региональные — эта ниша эксплуатируется игроками помельче: Бритиш Аэроспейс, Фоккер, Дорнье, Бомбардье, Де Хевилленд Канада, Эмбрайер, Антонов… С ними, глядишь, полегче будет, особенно если учесть, как ни крути, высокий технический уровень разработчиков и производственников Сухого, а также сотрудничество Ильюшина и особенно Боинга.

Дополнительное основание для надежд на серьёзные масштабы производства «Суперджетов»: им, сообственно, не обязательно всей толпой прорываться на международные рынки, для них и внутренний российский рынок потенциально обеспечивает очень приличный сбыт. Хотя, судя по цитируемому сообщению, сами производители ориентируются больше на экспорт.

Что ж, флаг в руки. Лично мне не важно, с какого именно типа начнёт набирать былую силу наше гражданское авиастроение. Я так думаю, когда продадутся две-три-четыре сотни самолётов — подтвердим, что умеем по-современному строить, на этих сотнях научимся по-современному сопровождать эксплуатацию, — и тогда появится и расчёт, и кураж вкладывать деньги в новые типы, «пуще прежних».

P.S. 19.05.08. Ну, вот видите, уже полетел. Вот что написано в поздравлении, сочинённом фирмой Сухого для своих героев и смежников:

«Сегодня, 19 мая, в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полёт Sukhoi Superjet 100!

Полёт самолёта продолжался с 9.50 до 10.55 по московскому времени.

Пилотировали самолёт Александр Яблонцев, старштй лётчик-испытатель ЛИК ЗАО»ГСС», второй пилот лётчик-испытатель ЛИК ЗАО «ГСС» Леонид Чикунов. Полёт самолёта прошёл успешно».

Ну, что ж, теперь, по опыту многих-многих других наших прототипов, сделанных в 1980-е — 2000-е годы, пожелаем ребятам только одного: чтоб те, от кого зависит, не жали денег на сертификационные испытания. Тогда можем и успеть…

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*