Skip to content
 

К аварии А380

Двигатель «Трент» 900 на А380

Вряд ли кому-нибудь удалось не услышать об аварии аэробуса А380 австралийской компании Quantas, произошедшей утром в четверг. Равным образом большинство так или иначе слышали о двух, не побоюсь этого слова, эпохальных новинках мирового лайнеростроения. Одна из них – этот самый А380 европейского концерна Airbus S.A.S, вторая – последнее изделии Boeing’а, «Дримлайнер», носящий родовой номер 787.

Оба самолёта чудо как хороши – это без иронии, – и оба имеют очень неплохие перспективы на рынке. А почему? Почему рынку нужны оба самолёта? Почему он не выбрал какой-то один из двух «суперов»? И, надо думать, конкуренция между ними будет принципиально меньшая, чем между другими лайнерами двух авиастроительных гигантов.

Почему?

Потому, что они не просто разные. У них разные «целевые аудитории», и каждый из них оптимизирован под свою. Даже, скорее, максимизирован.

Но сначала – пара слов о двигателе, из-за которого произошла аварийная посадка.

Называется он «Трент» 900. Фирма Rolls Royce начала разрабатывать семейство «Трент» на рубеже 1980–90-х годов. Исходный вариант «Трент» 800 находится в эксплуатации с 1995 года, а «Трент» 900 был сертифицирован в 2007 году.

Все «Тренты» – это турбовентиляторные двигатели, построенные по трёхвальной схеме. Это значит, что у них двухступенчатый газогенератор, имеющий в своём составе компрессоры среднего и высокого давления, приводимые каждый от своей турбины. Это – два вала; а на третьем валу третья турбина вращает вентилятор, являющийся «по совместительству» компрессором низкого давления. Такая схема – один из лучших способов достижения высокой степени двухконтурности – у «Трентов» она составляет 3,5. А степень двухконтурности – это экономичность, повышение каковой и было главной задачей разработчиков при создании семейства.

Разные модели «Трентов» имеют тягу от 31 до 43 тонн, и «девятисотый» не является самым мощным из них.

Как бы то ни было, будучи, как уже сказано, сертифицирован в 2007 году, «Трент» 900 является сравнительно «молодым» изделием, и его авария – событие, бесспорно, неприятное, – не должна удивлять слишком уж сильно.

Более того, случившееся даже вселяет некоторый оптимизм – вполне конкретного свойства. Двигатель разрушился без фатальных последствий для «остального самолёта». Значит, конструкторам удалось выполнить одно из важнейших требований – требование безопасного разрушения. Это, конечно, не столь эффектная характеристика, как та же тяга или диаметр двигателя – а у «Трента» он приближается к трём метрам – но, думаю, как раз этот случай наглядно демонстрирует, почему ею нельзя пренебрегать.

И ещё одно примечание. Фима Rolls Royce уже делала двигатель с таким названием, и когда! Ещё в конце войны.

Тогда на всю антигитлеровскую коалицию имелся один тип реактивного самолёта, принявший участие в боевых действиях. Это был истребитель Gloster «Метеор», выпускавшийся с двумя турбореактивными двигателями фирмы, в основном с «Дервентами» той же Rolls Royce. А в конце войны Rolls Royce изготовила и турбовинтовой двигатель, и вот его-то и назвали «Трент».

Глостер «Метеор» с двигателем Роллс-Ройс «Трент»

Модификация «Метеора», на которую его поставили, называлась F Mk.1. Машина взлетел впервые через две недели после окончания войны и так и осталась опытной. А вот прочие её собратья, будучи не слишком инновационными – прямокрылые, двигатели на крыле, как у фронтового бомбардировщика, — прослужили в Королевских ВВС Британии 15 лет, а кое-где и значительно дольше.

***

Однако вернёмся к нашей парочке, А380 и «Дримлайнеру».

В сегодняшнем рынке пассажирских авиаперевозок отчётливо выделились две зоны. С одной стороны, углубляющееся международное разделение труда, вкупе с неоднородным распределением «людского ресурса» на планете, приводит к тому, что большие и всё растущие массы сравнительно неизбалованных людей ищут применения своим способностям за границами родных стран. Такое характерно прежде всего для азиатско-тихоокеанского региона, и масштабы авиаперевозок там увеличиваются непрерывно, и конца этому пока не видно. Но и в Европе можно наблюдать сходное явление – например, в отпускные сезоны, когда десяткам миллионов людей нужно лететь – недалеко, но срочно.

С другой стороны, на межконтинентальных, трансокеанских линиях пассажиропоток почти не меняется. Зато летают там люди, более привычные к комфорту.

А380

А380, самый большой пассажирский самолёт планеты, рассчитан на обслуживание первой категории людей, или, как мы назвали, первой зоны рынка. Он может нести полтысячи пассажиров на большую дальность, а на среднюю – до 800. Зато он столь велик, что принять его может сравнительно небольшое число крупнейших аэропортов – хабов. А дальше наши «неизбалованные» должны пересаживаться на более скромные машины – благо, таких хватает.

Видите, и в сообщении об аварии фигурирует самолёт австралийской авиакомпании, севший в Сингапуре…

Для второй категории пассажиров, для второй зоны рынка предназначается Boeing 787 «Дримлайнер». Его вместимость не впечатляет – менее 300 человек. Зато дальность полёта – 16 000 км.. И он, сравнительно небольшой, зато очень дальнемагистральный, может соединять уже не хабы, а любые два приличных аэропорта в любых концах мира.

Боинг 787

Кроме того, следуя развитым потребностям своих приоритетных пассажиров, Boeing обеспечил в машине комфорт, удивляющий даже на фоне сегодняшних, весьма высоких, стандартов.

Вот и получается, что пути наших героев – пересекаются, конечно, но не слишком сильно. Во всяком случае, другие магистральные типы Boeing’а и Airbus’а теснят друг друга гораздо энергичнее. Ведь среди них всегда можно найти пару, предназначенную для решения буквально одной и той же задачи.

***

Время жизни типа самолёта – не отдельной машины, а типа, – сегодня может составлять четыре десятилетия и больше. Вспомните хотя бы знаменитый 747 «Джумбо», летающий с начала 1970-х годов и отнюдь не собирающийся выходить в тираж. Или наш Ту-154… Не вызывает сомнений, что А380 и «Дримлйнер» будут летать долго-долго, составив весьма значительную часть парка магистральных пассажирских самолётов близкого будущего.

Если только в мире не произойдёт кардинальных изменений; но это явно другая тема.

***

Ещё про гражданскую авиацию:

Отдельный завод специально под самолёт для миллионеров?

«Эклипс» 500: и не достаточно, и не необходимо

Деньги на ветер?

С «Суперджетом» всё более или менее в порядке

Неубиенная мечта человечества

Хантайка: штрих к работе местных авиалиний

А также про Рутана: 1, 2, 3, 4

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*