Skip to content
 

Подводная лодка в степях Украины

«Альбакор» в музее

Интересно, а что вам пришло бы в голову при виде этой фотографии? В самый первый момент?

Это-таки подводная лодка. Только степи не Украины, а Нью Хэмпшира. Да велика ль разница?

Подводная лодка «Альбакор», установлена в качестве музея а Портсмуте, да не английском, а нью-хэмпширском. Это такой порт на северо-востоке США. Океанский.

Хотел обойтись только картинкой и заглавием. Но… Картинка-то мне попалась неспроста. Делаю врезку в статью про нашу дизельную ПЛ четвёртого послевоенного поколения «Санкт-Петербург». У неё корпус альбакоровской формы, чего у нас с дизельными ПЛ никогда не делали. Ну, главред и сказал: разъясни.

Ладно, я написал врезочку, сверстали. Он взял вёрстку и на врезке написал: илл. То есть: дай иллюстрацию.

Тогда я разозлился – все фото «Санкт-Петербурга», а их в статье много, все они показывают в самой наглядной форме, что такое «корпус альбакоровской формы». Разозлился и поставил не одно фото, а два. Второе – классической океанской лодки времён Второй мировой, понятное дело, дизельной. И ещё подписи к ним сделал.

Попутно нашёл ряд позабавивших меня картинок с «Альбакором» на суше. Решил вас позабавить. А теперь думаю: дай-ка я и врезочку эту сюда помещу. С небольшим дополнением посередине.

Итак, врезочка про то, что такое «корпус альбакоровской формы». Должна выйти в свет в «Технике – молодёжи» №9 за сей год, в составе очень неплохой статьи.

***

Корпус «альбакоровской» формы – по названию американской экспериментальной дизель-электрической ПЛ «Альбакор», спущенной на воду в 1953 г. Лодка имела принципиально новую форму, рассчитанную на достижение высокой скорости хода под водой: корпус напоминал очертаниями тело кита, плоская палуба отсутствовала, рубка походила на спинной плавник рыбы.

С 1910-х гг. и до «Альбакора» внешние контуры подводных лодок в большей или меньшей степени напоминали надводный корабль: плоские борта на значительной части длины, высокий острый форштевень, палуба обычного вида … Это было сделано ради достижения приемлемой мореходности в надводном положении – ведь в боевом походе дизельная лодка проходит под водой десятки миль, а на поверхности – тысячи.

«Пиранья» типа «Балао»
Классическая двухкорпусная ПЛ. Всё, что будет над поверхностью в крейсерском положении – как у надводного корабля. Эти формы образованы вторым – лёгким – корпусом, который как бы «надет» на первый – прочный – корпус.
На фото – спуск на воду американской ПЛ «Пиранья», одной из больших океанских лодок типа «Балао». 1943 г.

С появлением атомной силовой надводная мореходность перестала быть важным фактором – атомная ПЛ может месяцами не выходить на поверхность. Главными стали скорость и экономичность движения под водой, а также бесшумность. Нужна была форма, соответствующая этим требованиям. Учёные-гидродинамики её рассчитали, а на «Альбакоре» она проверялась в условиях натурного эксперимента.

SS-569 «Альбакор»
А это – 1953 г., спуск на воду экспериментальной ПЛ «Альбакор». Обтекаемый корпус китообразной формы, обтекаемая рубка, крестообразное «хвостовое оперение»…

Тактико-технические элементы лодки были очень неплохими. Я бы сказал, очень-очень:

Водоизмещение: надводное 1524 т, подводное 1880 т

Размерения: 62,2м × 8,4м × 5,6м

Силовая установка: два дизеля, электромотор (первоначально)

Скорость: надводная 25 узлов, подводная 33 узла

Дальность плавания надводным ходом: не измерялась

Вооружение: не установлено

Экипаж: 52 чел.

Американцы с удовольствием экспериментировали с этим полезным кораблём. Так, в 1961-м установили два винта противоположного вращения, расположенные на одной оси, каждый из которых приводился в движение своим электромотором. Были и другие изменения, менее значимые с точки зрения гидродинамических исследований.

***

Со временем, на новом уровне техники и тактики, такие обводы потребовались и неатомным субмаринам…

* * *

Морская тематика, с самого начала:

Что нам «Бисмрк»?

Скептикам в посрамление

1000 боеголовок у США и России. Война продолжается

Подводные ракетоносцы Союза

Флот адмирала Риковера

К Дню ВМФ, или Как мы два раза становились вторыми (серия)

«Белфаст», Англия

Немного о крейсерах вообще и о «Белфасте» в частности

И нет ничего нового под луною

На защите морских рубежей Отчизны…

Обложение с моря. (Разоружение — 9.2)

К 104-летию со дня рождения HMS Dreadnought

Проклятые вопросы нашего времени. «Мистраль»

Ещё чуть-чуть про «Мистраль»

Легки на помине! (это тоже «Мистраль»)

С Днём моряка-подводника!

«Дружный» на Речном

Это не было игрой в одни ворота. 105 лет Цусиме

Тянет ли «Мистраль» на «корабль будущего»?

2 комментариев

  1. Сергей:

    Дело в том, что «С. Петербург» отнюдь НЕ является ПЕРВОЙ в нашей стране неатомной ПЛ с корпусом «альбакоровской» формы. Таковыми являются лодки-мишени проекта 690. А уж «Варшавянка» (пр.877 — 636) — самая, наверное, большая в мире серия дизель-электрических ПЛ такой формы…

  2. master:

    Это правильно. Я тут, знаете, оговорился. Поспешил… глупо получилось. «Альбакоровские» дизельные ПЛ строят по всему миру как минимум с 1970-х годов. И про «Варшавянок» в той статье есть… Короче, спасибо за замечание.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*