Skip to content
 

«Дружный» на Речном. Может получиться хороший музей…

Это – продолжение предыдущего поста – о прогулке на теплоходе. Точнее, та его часть, которую я изъял для сохранения содержательного единства и во имя торжества гуманизма – чтобы не страдали те, кого не греет моя излюбленная военно-морская тематика. Там, в том посте она называлась кульминацией, я там подробно объяснил, почему её вырезал.

Не буду писать нового вступления. Можете прочитать первую часть, если хочется.

Я вижу его уже много лет. Потому что видеть можно не обязательно с воды, а ещё и с моста Ленинградского шоссе. И он там, на окраине грузового порта стоит давно-давно – сторожевой корабль «Дружный».

СКР «Дружный»

Сторожевой корабль проекта 1135 «Дружный» построен в Калининграде, вошёл в состав Балтфлота в 1975 году, прослужил 27 лет. Построено таких много, строили их ещё в Ленинграде и Керчи, они входили в строй с 1970 по 1982 годы. Полное водоизмещение 3190 тонн, двигатели газотурбинные, скорость хода 32 узла (около 60 км/ч), дальность плавания 3950 миль.

Как вы догадываетесь, с этого места я быстро не уйду. На «Дружного» мы посмотрим пристально. Пойдём с носа в корму.

Носовая часть

На этом снимке мы видим, что нос у «Дружного» высокий, а это значит, что это корабль как минимум дальней морской зоны. И на носу у него вооружение.

Сначала идут четыре толстые, малость облупленные серые трубы – это пусковые установки ракето-торпед «Метель». Вот они покрупнее.

ПЛУР «Метель» и ЗРК «Оса-М»

«Метель» – это чисто противолодочный комплекс, его летающая часть – управляемая ракета с подвешенной авиационной торпедой АТ-2УМ. Дальность полёта ракеты от 6 до 50 км, торпеда может пройти в воде до 8 км и достать подлодку на глубине до полукилометра.

Поначалу эти СКРы классифицировались как большие противолодочные корабли, отсюда наличие такого противолодочного оружия, для того времени весьма современного и мощного.

Вот смотрите. Аналогичный американский комплекс АСРОК тогда стрелял максимум на 14 км, а эффективно – на 9 км. Потому что ракета в нём – неуправляемая, если дать ей лететь дальше, то промах достигнет уже неприемлемых значений. А торпеда у АСРОКа малогабаритная, калибром 324 мм, весом порядка 250 кг, что означает, что у неё сравнительно слабая боевая часть и дальность хода не очень.

А наша торпеда – полноценная, калибром 533 мм, и боевая часть полновесная.

Французы в то время использовали тоже ракето-торпедный комплекс «Малафон» – ракета уже управляемая, дальность 13 км, вес полторы тонны, но торпеда опять малогабаритная. А австралийцы сделали комплекс «Икара», по той же схеме – управляемая ракета, под ней малогабаритная торпеда, общий вес порядка 600 кг, дальность до 15 км. Его ставил на свои корабли флот Британии ещё некоторых стран.

Так что, видите, наша «Метель», хоть и громоздкая, но зато по своим возможностям принципиально превосходила вражьи аналоги.

Ближе к надстройке на этом же снимке – такая бурая тумбочка с двумя палочками. Это не тумбочка. Это двухбалочная пусковая установка зенитного ракетного комплекса «Оса-М».

Это – комплекс самообороны, ракета весит всего 128 кг, дальность 15 км, досягаемость по высоте до 4 км, минимальная высота полёта цели 60 м. Комплекс может стрелять и по надводным целям. Интересная особенность – в походном положении пусковая установка убирается под палубу, поэтому на многих фото этих кораблей ЗРК не виден. Там же, под палубой, находятся два барабана с боезпапсом. Скорострельность – два пуска в минуту.

Так, теперь даём середину корабля.

Средняя часть

Следующий комплекс вооружения. Между «Осой» и носовой рубкой – два (побортно) 12-ствольных реактивных бомбомёта РБУ-6000. Вот даю крупно:

Реактивный бомбомёт РБУ-6000

Назначение – поражение в ближней зоне подводных лодок и самооборона от торпед. Дальность стрельбы очень неплохая для такого рода оружия – до 4300 м, глубина поражения – от 15 до 350 м. Боезапас – 96 реактивных глубинных бомб. Несмотря на свой почтенный возраст, РБУ-6000 продолжает служить на флоте, и не только на нашем.

Опять хочу показать западных современников этого оружия, чтоб было понятно, что наш РБУ – на уровне.

У англичан в то время реактивного бомбомёта собственной разработки вообще не было, они ставили на свои корабли в основном обычные бомбомёты, то есть работающие по принципу пушки: пороховой заряд выталкивает снаряд, которым в данном случае является глубинная бомба (у реактивных бомбомётов бомба – фактически, неуправляемая ракета). Это были довольно тяжёлые устройства, с очень неплохими для обычных бомбомётов характеристиками. Но обычные в принципе не могут дать дальности, сравнимой с реактивными. Два массовых английских типа, «Сквид» и «Лимбо», имели дальность 350 и 900 м соответственно.

Американцы использовали реактивный Mk.108 с дальностью порядка 2 км, но он, видать, им не очень понравился, потому что вскоре они его ставить перестали, возложив задачу поражения подлодок на малых дистанциях на малогабаритные противолодочные торпеды.

Но популярные реактивные бомбомёты были, их делали, как ни странно, скандинавы. Широко распространён в мире был шведский 375-миллиметровый «Бофорс», выпускавшийся в шести- и четырёхствольном вариантах. Он до нашего не дотягивал: дальность до 2,2 км. А вот кто нас «делал» – это норвежский «Терне»: 6,5 км дальности. Неудивительно, что его тоже покупали многие, в том числе те же англичане.

Примерно в середине корабля расположен торпедный аппарат. Их тоже два, по штуке на каждом борту, и они четырёхтрубные. Калибр полноценный – 533 мм. Торпеды двух типов – парогазовая противокорабельная типа 53-65 с дальностью до 22 км и электрическая противолодочная СЭТ-65 с дальностью до 15 км и глубиной хода до 500 м. Естественно, обе торпеды самонаводящиеся.

Ладно, давайте до кучи дам и аппарат крупным планом:

Четырёхтрубный торпедный аппарат

Переходим к корме. Только у меня не очень ладно получилось – я среднюю часть взял в кадр неудачно, обрезал по началу дымовой трубы. Придётся последний вид давать в два приёма, сначала показав «роль и место» трубы, а потом уже собственно корму.

Вот труба.

Ещё середина, ближе к корме

Вы её видите? Она практически в середине снимка, такое приземистое не то кубическое, не то усечёно-пирамидальное строение с козырьком, глядящим назад. Что ж поделаешь, такая была мода в военном кораблестроении, лет, наверное, 30 держалась, до самого появления «стелсов». Вы знаете, что есть корабли «стелс»? Можно будет когда-нибудь о них поговорить.

А пока – наконец, собственно корма.

Кормовая часть

Помните, какой у корабля высокий борт в носовой части? К этому месту, сразу за трубой, он здорово понизился; я думаю, что высота верхней точки носа – метров шесть, шесть с половиной; а за трубой – не больше пяти. Это называется – седловатость, седловатая палуба. Очень высокий борт по всей длине – накладно, много веса. А в носу надо повыше – волну рассекать. Вот и делают корпуса седловатыми.

В корме палубу можно сделать совсем низкой. Да оно, кстати, и нужно, – например, для облегчения спуска на воду буксируемой гидроакустической станции, таковая на этих СКРах была, или для более безопасного сброса мин – постановка мин тоже входила в число задач СКРов, не как основная, конечно. И видим мы, что последние метров 25 палубы ступенькой приближаются к воде почти на половину высоты «предыдущего» борта. А это называется – архитектура с удлинённым полубаком…

Впрочем, объяснять, что такое полубак, – наверное, это уж слишком для описания субботней речной прогулки.

Но на том уровне, на котором начали, надо и закончить. Я имею в виду, дорассказать про вооружение.

За трубой мы опять видим тумбочку с палочками. Правильно, это второй зенитный ракетный комплекс «Оса-М». Общее количество ракет на корабле для двух комплексов – 40 штук. Что немало для корабля столь невеликого водоизмещения.

Наконец, почти на самой корме стоят уступом (называется: линейно-возвышенное расположение) две палубно-башенные универсальные артиллерийские установки АК-726 калибра 76,2 мм (3 дюйма).

Артиллерия «Дружного»

Кто много понимает, ничего не скажет. Кому это совсем чуждо – тоже. А кто немножко разбирается, может сказать: какая большая башня для такого маленького калибра! Ничего, зато система автоматическая, скорострельность – 100 выстрелов в минуту на каждый ствол. А это уже вполне прилично для такого калибра. Когда АК-726 начинали разрабатывать, в СССР не было автоматических пушек калибром более 57 мм.

Эта установка получилась удачной, её приняли на вооружение в 1964-м, а строили серийно до 1988-го.

Дальность стрельбы у неё 16 км, досягаемость по высоте – 11 км (точнее, на такой высоте снаряд самоликвидируется, если ни в кого не попал). Установка может работать автоматически, наводясь системой дистанционного управления по данным радиолокационных средств; или по командам и сигналам из центрального поста (вспомним третью и четвёртую части статьи про «Мистраль»); или в ручном режиме (он аварийный), при помощи оптического прицела. Правда, во всех этих вариантах подача боезапаса в расходные магазины осуществляется всё-таки людьми, коих в составе расчёта девять. А общий боезапас артиллерии составляет на СКРах этого типа 1600 снарядов.

Всё, даю последнее фото «Дружного» и заканчиваю с ним. «Аврора» Северного административного округа…

СКР «Дружный»

Два только слова ещё скажу.

Что интересно: стоит там «Дружный» много лет – и не меняется. Не становится краше, потому что, как я понимаю, никаких работ на нём не ведётся. Ладно, тогда бы ржавел? Таков ведь естественных ход событий? Нет, и не ржавеет. Тайна, папаша, покрытая мраком…

Серо-бурый он потому, что корпус покрыт штатной морской шаровой краской, а надстройки – суриком. Сурик – это как защитное покрытие, поверх которого уже шаровой красят. Я его везде на строящихся и ремонтируемых кораблях видел, в том числе на ремзаводе Кронштадта.

Так, может, всё-таки что-то на «Дружном» делается? Я бы очень порадовался, если бы в Москве появился такой корабль-музей. Если уж люди на подводную лодку ходят…

* * *

Морская тематика:

Что нам «Бисмрк»?

Скептикам в посрамление

1000 боеголовок у США и России. Война продолжается

Подводные ракетоносцы Союза

Флот адмирала Риковера

К Дню ВМФ, или Как мы два раза становились вторыми (серия)

«Белфаст», Англия

Немного о крейсерах вообще и о «Белфасте» в частности

И нет ничего нового под луною

На защите морских рубежей Отчизны…

Обложение с моря. (Разоружение — 9.2)

К 104-летию со дня рождения HMS Dreadnought

Проклятые вопросы нашего времени. «Мистраль»

С Днём моряка-подводника!

3 комментариев

  1. Мороз:

    не ржавеет потому что вода пресная

  2. Сергей:

    Спасибо вам за рассказ. Я служил на таком же проэкте только на северном.
    Жалко что не делают музей. Очень сильно хотелось бы сходить……..

  3. master:

    И я бы сходил, и не один раз, наверное. Но ничего, может, ещё сделают. Если нефть не подешевеет совсем скоро :)
    А как Вам прочая моя морская тематика?

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*